Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46 практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф.
(г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012.
3.Инклюзивное образование. Выпуск 1.С.В. Алёхина, Н.Я. Семаго, А.К.
Фадина -М.: Центр «Школьная книга», 2010.
4.Медведев Д.А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия
Года учителя в
России, февраль
2010.
Электронная версия: http://www.educom.ru/ru/nasha_novay_shkola/school.php
ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
Мусаева З.Ш.,
преподаватель
ГАПОУ «Зеленодольский механический колледж»
"Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал, на образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития общества. Нет ничего важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех."
Джеймс Леско
Слово « инклюзия» - inclusion- произошло от глагола « include» ( французского происхождения) и означает – « содержать, охватывать, иметь в своем составе ».
В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.
Инклюзия означает, что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения. Важно, чтобы это включение, содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни.
Идея инклюзии возникла в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.
Таким образом, инклюзия – это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества. [2 С. 4,5]
«Образование для всех» – точнее и для детей с «особыми» потребностями является одной из основных задач для любой страны. Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся, независимо от их физических или умственных данных в полном объеме участвовать в жизни коллектива учебного заведения.

47
Инклюзивное образование – это образовательный процесс основанный на особой методической системе, где все обучающиеся обучаются на равных условиях независимо от их интеллектуальных, психических и иных особенностей по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом особых образовательных потребностей.
В наши дни инклюзивное образование стало стремительно развиваться в силу того, что не все родители детей с ОВЗ готовы обучать своих детей в домашних условиях.
Напротив, родители стремятся обучать своих детей с ОВЗ на очном образовании. И в связи с этим, современное образование развивает и формирует инклюзивную методику, основываясь на разработке и внедрении новых обучающих программ, поэтапно развивая как специфический дифференцированный подход, так и психоло– воспитательный методический подход. [3].
Инклюзивное образование формируется по следующим принципам:
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение, и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
- Ценность человека не зависит от его особенностей и достижений.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Инклюзивная среда способствует, чтобы учащиеся смогли овладеть
«универсальными учебными действиями», в том числе и коммуникативными.
Создание и внедрение особой инклюзивной среды в образовательном учреждении научит учащихся слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Преподаватели и специалисты формируют вышеописанные компетенции в инклюзивном пространстве, повышая этим как свой профессиональный уровень, так и развитие детей с ОВЗ. Инклюзивная среда создает условия для решения сложных образовательных и воспитательных задач, будет способствовать развитию и сознания учащегося, умению проводить внутреннюю и внешнюю оценку своих действий и поступков.
Комфортный психологический климат в коллективе - важная составляющая инклюзивной культуры в образовательной организации. Он начинается в коридорах учебного заведения, группах, буфете. Учащиеся с особыми


48 образовательными потребностями часто испытывают эмоции, связанные с неудачей. Им приходится сталкиваться с отторжением и даже враждебностью со стороны окружающих.
Следовательно, у учащихся формируется заниженная самооценка, развивается депрессия, проявляется повышенная тревожность, страхи - все это негативно сказывается не только на успеваемости ребенка с ОВЗ, но и на процессе адаптации и социализации в учебном коллективе.
Правила для преподавателей, применяемые на практике по инклюзивной системе:
• Понимать переживания обучающегося
• Включить обучающегося в среду сверстников
• Уметь принимать разные настроения и правильно реагировать на его эмоции.
• Не допускать манипулирование одного учащегося другим.
• Отводить каждому обучаемому должное внимание.
• Уметь использовать юмор для снятия напряжения на занятиях.
Таким образом, подводя итоги выше описанного, можно сказать, что демонстрируя другим свое позитивное отношение к человеку с ОВЗ, педагог развивает культуру учреждения - понимание того, что к «особым» ученикам важно и нужно относится с пониманием и добротой.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Список использованной литературы
1.
Дементьева, И.Ф. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы
[Текст] / И.Ф. Дементьева, С.А. Сопыряева // Народное образование. -
2012. -№ 4. - С.182-185.
2.
Алехина С. В. Инклюзивное образование: История и Современность.
Учебно- методическое пособие, 2013г, Москва,: С.- 33 3.
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. - М.: Владос, 2011
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Назмутдинова Ч. М.,
преподаватель
ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж»
Хоть каждый шаг дается нелегко нам

49
Хоть каждый час – паденье и подъем
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь, и жить не устаем…
Сергей Ольгин
Образование детей с особыми потребностями является актуальным вопросом для педагогов. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
На сегодняшний день, в России применяются три подхода в обучении детей с особыми потребностями:
1.Дифферинцированное обучение в специальных учреждениях.
2.Интегрированное обучение в специальных группах в общеобразовательных учреждениях.
3.Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются вместе с обычными детьми.
Инклюзивное образование предполагает принятие детей, с ограниченными возможностями здоровья, как любых других детей в образовательном учреждении, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия.
В нашем колледже применятся инклюзивное образование, дети с ОВЗ обучаются на тех же условиях, что и все остальные. Колледж обучает по трём специальностям, они принимаются на любые, все зависит от желания абитуриента.
Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде. Это изменение самого учреждения, его культуры и системы отношений участников образовательного и воспитательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на успехе и доверии. Педагогу необходимо следить за успехами детей, после каждой части нового материала проверять, понял ли его студент, поддерживать их, развивать в них положительную самооценку. При организации обучения следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой


50 затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Самым главным приоритетом в работе с такими студентами является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого студента.
Возраст 15-18 лет является критическим у детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из важнейших ступеней на данном этапе является процесс адаптации к условиям учебного заведения, так как именно в этот момент человек находится в сложной ситуации освоения новых форм деятельности, соотносит свои ожидания с реальной действительностью. Адаптационный период часто сопровождается психологическим напряжением, вызванным проблемами взаимоотношений с окружающими в новой социальной ситуации
Важнейшей проблемой является расширения контактов между детьми с отклонениями в развитии и их здоровыми сверстниками, а также создания специальных ассоциаций педагогов, врачей, психологов и родителей. Дети с отклонениями в развитии и их семьи остро нуждаются в поддержке всего общества.
Поэтому необходимо всячески стимулировать и развивать готовность общественности и каждого члена общества помогать лицам с отклонениями в развитии. Нужно добиться признания всех человеческих прав этой категории.
Студент, с ограниченными возможностями здоровья, оказавшись в новой социальной ситуации, сталкивается с проблемами, которые самостоятельно решить не может. Эти проблемы обусловлены следующими противоречиями:
1. Между пассивным характером приспособления к новой социальной ситуации, стремлением избегать конфликтов и стремлением развивающейся личности студента с ОВЗ к самореализации.
2. Между сложившимися «школьными» формами учебной деятельности, проведения досуга и новыми требованиями, предъявляемыми системой учебного заведения, ориентированными на самостоятельность, инициативность и ответственность.
3. Между желанием быть взрослым и неспособностью самостоятельно решать возникающие проблемы, отвечать за поступки.
4. Между неадекватным представлением о будущей профессиональной деятельности, студенческой жизнью и реальной действительностью.
Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования. В этой связи учреждения профессионального образования призваны выполнять важную роль в становлении новой государственной системы социальной защиты инвалидов.
Все лицеи, колледжи и техникумы принимают детей с особенностями здоровья на равных условиях с остальными. Отказы на основании особых потребностей недопустимы. Главное, чтобы условия обучения удовлетворяли


51 потребностям будущего студента. Более того, перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО), так же, как и перед другими образовательными организациями, поставлена задача — наладить инклюзию, то есть совместное обучение детей с особыми потребностями и детей, не имеющих таких потребностей.
Обучение инвалидов должно предусматривать престижность профессии, высокий уровень и качество знаний, овладение профессиональным мастерством.
Учебный процесс должен быть организован в соответствии с современными дидактическими принципами образования. В обучении инвалидов должны использоваться новые методы обучения, современные педагогические технологии, должен быть организован контроль за качеством обучения.
Список использованной литературы
1.
Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. Они ждут нашей помощи. –
Москва: Педагогика, 1991. – 160.
2.
Дети с временными задержками развития. Под ред. Т.А. Власовой, М.
С. Певзнер, Москва “Педагогика”, 1971.
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И
ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Несмеянова В.Э.,
преподаватель
ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»
Аннотация: в данной статье освещаются основные принципы организации тьюторской деятельности в рамках профориентации студентов в системе среднего профессионального образования. Автор приводит убедительные аргументы в пользу необходимости тьюторского сопровождения студентов в выборе профессиональной траектории и мотивации профессиональной деятельности.
Представлены данные исследования, по результатам которого было выявлено, что студентам с ограниченными возможностями здоровья свойственны внутренние индивидуальные и внутренние социальные мотивы выбора профессии.
Ключевые слова: инклюзивное образование, мотивация профессиональной деятельности, среднее профессиональное образование, тьютор, студент с ограниченными возможностями здоровья.

52
В настоящий момент в Российской Федерации активно реализуются меры поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Создаются необходимые условия для качественной жизни данной группы населения. По программе «Доступная среда» уже на данное время сделано многое: созданы условия для передвижения и социальной интеграции, внедряется инклюзивное образование и происходит пересмотр культуры отношения к лицам с инвалидностью.
Большой проблемой остается вопрос получения профессии данной категории граждан. Согласно данным сайта Всероссийского общества инвалидов, на
1.04.2020 в России около 140 тысяч детей-инвалидов в возрасте от 15 до 17 лет, и
484 тысяч инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет [1].
По данным сайта Минпросвещения Российской Федерации, в системе среднего профессионального образования обучается 13626 человек с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Самые популярные специальности среди таких лиц: «маляр», «повар», «кондитер», «массажист»,
«программист», «документоведение».
По результатам исследований М.Ю. Децель, юноши с ОВЗ предпочитают профессиональную область «человек-человек» больше, чем «человек-техника» и
«человек-природа». В подтверждении этих данных по нашим наблюдениям, многие абитуриенты стремятся попасть в колледж именно на педагогические специальности (область «человек-человек») [2]
По результатам обследования студентов ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж» по методике Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии» нами было определено, что у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью ведущими являются внутренние индивидуальные мотивы и внутренние социальные, такие как – адекватная оценка свои умственные и физические возможности; проявляют желание к развитию творческих способностей; развитое чувство ответственности; желание видеть результат своего труда, приносить пользу окружающим.
У остальных испытуемых (20% от общего числа) преобладающие мотивы – переезд, высокая заработная плата, отсутствие требований к профессиональному и личностному росту, возможность применять навыки и умения вне работы.
Получение профессии – важное условие полноценной социализации личности с ОВЗ и инвалидностью. Однако, даже после получения профессии молодые люди не стремятся поступать на работу и трудиться. Связано это со многими факторами, как личностными, так и социально-экономическими. Таким образом, студентам с инвалидностью и ОВЗ необходима всесторонняя поддержка и сопровождение по вопросам профессиональной самореализации, и тьютор – один из специалистов, кто непосредственно занимается этой деятельностью.