Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58
Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.[5]
Основные задачи инклюзивного образования:
1) расширение охвата нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью;
2) обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников;
3) обеспечение родителям (законным представителям) возможности получения необходимой консультативной помощи;
4) обеспечение педагогам, работающим с интегрированными детьми постоянную и квалифицированную методическую помощь.
Инклюзия обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей.
Основные условия инклюзивного образования:
1) наличие возможности подобрать ребёнку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития;
2) желание родителей обучать своего ребёнка вместе с нормально развивающимися сверстниками;
3) стремление и готовность семьи систематически помогать ребёнку в процессе обучения.
В основе построения модели инклюзивного (интегрированного) образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья положены следующие принципиальные положения:
- гуманизация системы образования, создание условий для удовлетворения образовательных потребностей различных категорий детей;
- взаимодействие структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья;
- доступность образования детям при наличии дефектов развития различной тяжести и глубины;
- обеспечение своевременной диагностики отклонений в развитии, направленной на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка, предусматривающего обучение и воспитание в наименее ограничивающих условиях;
- индивидуализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как универсальный механизм, направленный на помощь ребёнку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;
59
- формирование банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сторонники инклюзии в числе основных преимуществ чаще всего упоминают о том, что в ее результате «включенный» ребенок успешно овладевает социальным опытом. Второе достоинство инклюзии состоит в том, что дети из окружения
«включенного ребенка» становятся добрее и заботливее
Качество образовательного процесса в интегрированных группах во многом определяется согласованными и целенаправленными действиями всех педагогов и специалистов, работающих с детьми. Данное обстоятельство определяет необходимость разработки моделей интеграции в соответствии с особенностями детей и возможностями дошкольного образовательного учреждения (кадровый потенциал, нормативно-правое, материально-техническое и научно-методическое обеспечение процесса интегрированного образования).
Показано, что наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, т.е. учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы.
В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, т.е. одну из моделей:
1) Постоянная полная интеграция - эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
2) Постоянная неполная интеграция - полезна дошкольникам с различным уровнем психического развития, но не имеющим сочетанных нарушений.Эффективна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени.
3) Постоянная частичная интеграция - расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их, нормально развивающимися сверстниками.
4) Временная частичная интеграция - дошкольники коррекционной группы объединяются с нормально развивающимися детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий.
5) Эпизодическая интеграция - смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального
60 взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками
(праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.)
Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников
За каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему психолого-педагогическая помощь и поддержка.
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально- психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка-инвалида и на желании ему помочь.
Для нормально развивающихся детей не менее значимо развитие интеграции, поскольку эта форма организации обучения позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию человека с особыми социальными и образовательными потребностями, формировать толерантное отношение.
Поддержка общего и профессионального образования, а также профессионального обучения инвалидов направлена:
• на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
• развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
• интеграцию в общество.
Органы управления образованием и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации.
Дети-инвалиды и их родители (законные представители) обеспечиваются информацией по вопросам получения образования и реабилитации.
61
При получении инвалидами образования, в т. ч. на дому и в форме семейного образования, им должна оказываться психолого-педагогическая поддержка.
Инвалиды могут получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных
программ, в которых созданы специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях органы управления образованием с согласия родителей (законных представителей) детей- инвалидов обеспечивают организацию их обучения по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для такого обучения являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации.
Список использованной литературы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2 2.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6 3.Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19 4.Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
5.Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)
6.Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении
Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)
7.Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения.
Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5 8.Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской
Федерации"
62 9.Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
КОЛЛЕДЖЕ
Пенькова Е.И.,
методист
ГАПОУ «Бугульминский строительно-технический
Одной из актуальных проблем современной российской системы образования является организация профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ГАПОУ «Бугульминский строительно-технический колледж (далее – «БСТК») имеет многолетний опыт работы с лицами, имеющими отклонения в развитии.
Согласно результатам мониторинга, проводимого ежегодно в начале учебного года, контингент инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(далее – с ОВЗ) в колледже составил 107 человек, из них 22 инвалида: 14 из них обучаются в группах студентов с ОВЗ, 8 – в общих группах.
Для организации инклюзивного профессионального образования в колледже разработаны нормативные документы, локальные акты, методическая документация, регламентирующие обучение лиц с ОВЗ и инвалидов. В соответствии с Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации» методической службой колледжа совместно с педагогами разработаны адаптированные образовательные программы (далее – АОП) для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вышеуказанные программы разрабатывались с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ, и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
При разработке адаптированных программ педагоги руководствовались следующими задачами:
- оптимальная организация условий получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение доступности и качества профессионального образования;
- возможность обучения по индивидуальному маршруту;
- формирование социокультурной толерантности.
63
Адаптированные программы профессионального образования по профессиям
12901 «Кондитер», 13450 «Маляр», 18880 «Столяр строительный» представляют комплекс нормативно-правовой и учебной документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку результатов подготовки обучающихся.
Перечисленные программы разрабатывалась с учетом «Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утвержденных Минобрнауки России 20.04.2015
№06-830 вн.; «Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн [1,2].
В программе дается характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения адаптированной программы, указаны виды деятельности и компетенции, которыми должен обладать выпускник.
Содержание и организация образовательного процесса регламентированы учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных дисциплин, программами производственного обучения и производственных практик.
В учебном плане определены качественные и количественные характеристики образовательной программы по годам обучения и по семестрам; перечень дисциплин общеобразовательной подготовки, адаптационных дисциплин, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин; последовательность изучения данных дисциплин; виды учебных занятий; распределение различныхформ промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение и объемные показатели подготовки и проведения итоговой аттестации. Максимальный объем аудиторной нагрузки – 34 часа в неделю [1].
В адаптационный цикл включены дисциплины «Этика и психология общения»,
«Технология поиска работы», «Лечебная физкультура», «Здоровье».
Практика является обязательным разделом образовательной программы по профессиям «Маляр», «Столяр строительный» и «Кондитер» и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. В связи с этим в адаптированную программу включены все виды практик, предусмотренные профессиональными стандартами и квалификационными требованиями по данным профессиям. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается колледжем с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
При определении мест прохождения производственной практики колледж учитывает рекомендации, данные психолого-медико-педагогической комиссией.
Предусматриваются следующие виды практик: производственное обучение и
64 производственная практика. Они проводятся в целях освоения обучающимися трудовых функций, соответствующих видам деятельности.
Производственное обучение реализуется рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в специально оборудованных мастерских, оснащенных необходимым оборудованием и инструментами.
Оно ориентировано непосредственно на отработку профессиональных компетенций обучающихся.
Производственная практика проводится концентрированно в несколько периодов на предприятиях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся и на основе договоров с предприятиями, организациями, учреждениями различных форм собственности, а при отсутствии таковых на базе колледжа в мастерских.
По завершении теоретического и практического курсов обучения проводится итоговая аттестация выпускников в форме квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.
Лицам, успешно сдавшим экзамен по предмету «Технология столярных работ» и квалификационный экзамен по профессии «Столяр строительный», выдается свидетельство установленного образца и присваивается 2-й начальный разряд по профессии «Столяр строительный».
Профессиональная подготовка по адаптивным образовательным программам как система и процесс овладения навыками конкретной профессии играет определенную роль в реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, именно она создает основу для реализации принципа равных возможностей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12