Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

53
На территории России понятие «тьюторство» в большей степени трактуется не только с позиции процесса обучения, и не в рамках процесса воспитания, а, что важно, в контексте развития личности обучающегося. Это обусловлено тем, что в российском образовании, начиная с 90-х гг. XX в., распространилась практика деятельности «педагога-поддерживателя», получившего в различных регионах
России различные названия: «освобожденный классный воспитатель», «куратор»,
«тьютор».
Основные задачи работы тьютора можно разделить на три большие группы: образовательные, воспитательные и консультационные. В первую очередь в рамках образовательной деятельности тьютор помогает адаптировать учебный материал под потребности студентов. Работает индивидуально с теми студентами, кто не успевает в установленные программой сроки освоить объем информации.
В рамках решения воспитательных задач тьютор плотно работает с психологом, помогает в социальной адаптации и участвует в организации совместных мероприятий со студентами колледжа - работа с социальным окружением, способствующая созданию условий для наиболее полного проявления студентов при овладении профессией;
Сопровождение профессиональной мотивации и профессиональной адаптации студента с ОВЗ и инвалидностью может быть реализовано в следующих направлениях:
1.
Информационное сопровождение.
На базе профессиональной образовательной организации должна функционировать система консультирования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
2. Профориентационное сопровождение (развитие социального партнерства; развитие практики целевого обучения в целях дальнейшего трудоустройства обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательных организаций среднего профессионального образования; публикация примеров наиболее успешных выпускников образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Основные компоненты данного направления:
- подробное ознакомление с предполагаемыми профессиями, пути дальнейшего развития в данной сфере;
- профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
- профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и


54 потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
3.
Комплексное сопровождение. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся по данной модели целесообразно использовать такую форму сопровождения, как волонтерское движение среди студентов (Служба волонтерского движения профессиональной образовательной организации). Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и способствует более тесному взаимодействию студентов с ними, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что обязательно проявится с положительной стороны в общественной жизни в будущем.
Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. В соответствии с моделями сопровождения определяются и профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на учебном занятии. Систематическое сопровождение ученика тьютором на уроке предполагается в тех случаях, когда он значительно отличается по степени готовности к освоению общих программных требований по предметам.
В остальных случаях тьютора заменяют помощники, ассистенты. Они помогают студентам в реализации базовых потребностей, сопровождают по коридорам и кабинетам учреждения, помогают в приеме пищи и т.д.
Таким образом, тьютор является неотъемлемой частью инклюзивного образовательного процесса. Он взаимодействует со всеми его участниками, выполняет различные по своему назначению функции. В дальнейшем в педагогической науке деятельность тьютора будет актуализироваться, расширится его функциональные обязанности.
Список использованной литературы
1.
Гудожникова,
О.Б.
Социально-профессиональная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного среднего профессионального образования : дис. канд. пед. наук /
О.Б. Гудожникова. Томск, 2015. 149 с.
2.
Децель, М.Ю. Особенности «Я-концепции» и профессиональных интересов подростков с ограниченными возможностями здоровья. // М.Ю. Децель,
Е.А. Калягина / «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: Электронный сборник статей по материалам LXXXV студенческой


55 международной конференции. Новосибирск: Изд. ООО «СибАК». 2020. №1 (85).
С. 65-73.
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ
НЕПРЕРЫВНОЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Нурмиева Г.Р.,
преподаватель
ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум»
«Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог».
Л.Н. Толстой
Одна из важнейших задач государства – реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования наравне со всеми. Данный тезис прописан в Федеральном законе «Об образовании в РФ» [2], а также в Конвенции «О правах инвалидов» [1]. Решению этой задачи и призвано помочь инклюзивное образование.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального Закона «Об образовании в
Российской Федерации» под «инклюзивным образованием» понимается
«...обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с четом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В условиях реализации ФГОС и программы «Доступная среда» [3, 6] в РФ были сделаны попытки построения доступного пространства для данной категории детей. В Российской Федерации осуществляется реализация роекта «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по инклюзивному обучению обучающихся с особыми образовательными потребностями.
В соответствии с положениями профессионального стандарта
«Педагог» [4], реализуемого на территории РФ в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, педагоги обязаны

56 использовать специальные подходы к обучению детей с ОВЗ при включении их в образовательный процесс.
Следует отметить, что инклюзивное образование – это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, учреждения СПО и
ВУЗ, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей обучающихся с особыми образовательными потребностями .
Педагог, работающий с обучающимися с особыми образовательными потребностями, обязан обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых обстоятельствах, мгновенно отреагировать на изменение обстоятельства и принимать решение. Ему нужно иметь навыки, которые помогут справиться с негативными эмоциями, способность адаптироваться в сложных условиях.
Существенное и важнейшее требования к педагогу, который будет работать с обучающимися с особыми образовательными потребностями – это отношение к ним с максимальной аккуратностью и тактичностью, в том числе умение сохранять конфиденциальную информацию и личные секреты обучающихся.
Психическое и физическое здоровье обучающихся с особыми образовательными потребностями сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. Поэтому, с целью их социальной адаптации в образовательной среде педагогами осуществляется активное привлечение таких обучающихся к массовым мероприятиям, проводимых на региональном, муниципальном и иных уровнях, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации и др.
Таким образом, педагогические работники в своей педагогической деятельности по формированию непрерывной инклюзивной образовательной среды должны реализовывать основные принципы сопровождения, а именно:
1) рекомендательный характер советов сопровождающего;
2) приоритет интересов сопровождаемого - «на стороне обучающегося»;
3) непрерывность сопровождения;
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Поэтому, мы - педагоги, обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.


57
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ИНКЛЮЗИВНЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Окрикова Р.К.,
преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГАПОУ «Чистопольский сельскохозяйственный техникум им.Г.И.Усманова»
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя) образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.[2]
Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровьяи нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого- педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации иреабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.[4]
Описанный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию
нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.
Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.[4]
Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.
Простое перемещение ученика из специального образовательного учреждения, имеющего все необходимое (оборудование, а главное — штат квалифицированных специалистов), в неприспособленные для него общеобразовательный детский сад или школу не имеет ничего общего с интеграцией, соответствующей возможностям и особым потребностям ребенка.
Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но ухудшается.