Файл: Методические указания для студентов по практическим занятиям по учебной дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 329
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вставьте оценки по своему желанию.
Проходной балл — среднее значение всех оценок.
Итог относительно проходного балла: если средний балл меньше проходного — «Надо работать», иначе — «Победитель».
Условия зачисления: если количество «2» = 0 и средний балл больше или равен проходному — «зачислен», иначе — «не зачислен».
-
Создайте форму для ввода данных. -
Запишите все функции и формулы, которые использовались во время работы. -
Сохраните под своим именем и номером группы. -
Составьте отчет. Закончите работу.
Задание №4. Сделать вывод о проделанном практическом занятии:
|
|
Содержание отчета:
Отчет должен содержать:
-
Название работы. -
Цель работы. -
Задание и его решение. -
Вывод по работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
-
Что представляет собой электронная таблица? -
Как формируется адрес ячейки? -
Что такое диапазон ячеек и как он задается? -
Чем различаются абсолютная и относительная ссылка? -
Как связываются листы одной книги?
Практическое занятие №18.
Тема: Решение систем уравнений.
Цель: Научиться решать системы линейных уравнений с помощью MS Excel.
Оборудование и раздаточный материал: персональный компьютер, стандартный пакет MS Word
Краткие теоретические сведения и учебно-методические материалы по теме практического занятия:
А.Решим систему графическим способом. П реобразуем данную систему . Для решения воспользуемся диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций. Заполняем столбец А: заполняем ячейки А2:А22 числами от -5 до 5 с шагом 0,5. (в ячейку А2 заносим число -5, в ячейку А3 – число -4,5, выделяем ячейки А2 и А3, установим курсор мыши на правый нижний угол рамки (указатель примет форму черного крестика) и растягиваем рамку вниз
, пока последнее значение не станет равным 5). При заполнении столбца В в ячейку В2 заносим формулу =А2*А2, которую затем копируем до ячейки В22. (протянем формулу за правый нижний угол). При заполнении столбца С в ячейку С2 заносим формулу =1-2*А2, копируем ее до ячейки С22. Выделим блок с данными, с помощью Мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим графики функций. Координаты точек пересечения графиков – решения системы. {(-2,5; 6); (0,5; 0)}
Получены приближенные значения решений. Чем меньше шаг, тем точнее значение координат точек пересечения.
Запишем алгоритм решения систем уравнений графическим способом:
1. Преобразовать систему уравнений, если это необходимо.
2. Задать начальные значения для Х
3. Найти значение первой функции при заданных Х
4. Найти значение второй функции при тех же Х
5. Выделить блок с данными и построить графики функций, используя точечный тип диаграммы
6. Решение системы - точка пересечения графиков функций.
7. Для нахождения координат точек пересечения с заданной точностью построить новый график на том отрезке, где находится решение, с шагом, равным значению точности.
Б. Решить систему уравнений . Занесем в электронную таблицу исходные данные и расчетные формулы следующим образом:. Для решения системы уравнений воспользуемся надстройкой Поиск решения, которая запускается через Сервис (-Надстройки) и заполним диалоговое окно следующим образом:
При нажатии на кнопку Выполнить происходит решение системы уравнений и в ячейках B3 и B4 высвечивается результат.
Запишем примерный алгоритм решения системы уравнений, используя Поиск решения
1. Преобразовать систему уравнений, если это необходимо
2 . Записать исходные данные (в ячейку А1 ввести текст «Решите уравнение», в ячейку В1 записать первое уравнение, в ячейку В2 второе уравнение, в ячейку А3 ввести текст «Х=», в ячейку А4 «Y=», в ячейку А5 «уравнение 1», в ячейку А6 «уравнение 2». В ячейке B3 хотим получить значение Х, в ячейке В4 – значение Y, их оставляем пустыми.
3. В ячейку В5 переписать уравнение 1, используя правило записи арифметических выражений, следующим образом: в левой части вместо Х указывать ячейку В3, вместо Y ячейку В4, правую часть отбросить. Таким же образом переписать левую часть второго уравнения в ячейку В6.
4. Выбрать команду Сервис – Поиск решения.
5. Установить целевую ячейку - ту ячейку, в которой содержится формула, например, В5 и задать значение, равное значению правой части первого уравнения
6. В поле «изменяя ячейки» указать ячейки, в которых хотим увидеть ответ (В3 и В4)
7. Вести ограничение $B$6 = -3. Для этого щелкнуть на кнопке Добавить и в полученном окне установить реквизиты следующим образом: в поле Ссылка на ячейку указать ячейку, в которой записана левая часть другого уравнения, в другом поле выбрать знак «=», в третьем ввести число, равное значению правой части. Закрыть окно Добавить ограничение, щелкнув кнопкой ОК
8. Решить систему уравнений, щелкнув кнопкой Выполнить
Ход работы:
Решим систему уравнений
5х1 + 4х2 + 5х3 = 2400
4х1 + 3х2 + х3 = 1450
5х1 + 2х2 + 3х3 = 1550.
Количество переменных в системе уравнений должно быть равно количеству уравнений.Уравнения должны быть записаны в стандартной форме. Если это необходимо, используйте основы алгебры и перепишите уравнение так, чтобы все переменные отображались по левую сторону от знака равенства. В нашем примере уравнения приведены в стандартном виде.
Запишем систему уравнений в матричном виде: АХ = В, где
| 5 4 5 | | х1 | | 2400 |
А = | 4 3 1 ; | Х = | х2 ; | В = | 1450 . |
| 5 2 3 | | х3 | | 1550 |
Если определитель системы отличен от нуля, т.е. |А|≠0, то решение системы можно найти по формуле:
X = А-1В,
где А-1 – обратная матрица.
Таким образом, для нахождения корней системы уравнений необходимо:
- вычислить определитель матрицы А (функция МОПРЕД);
- найти обратную матрицу А-1 (функция МОБР);
- найти произведение матриц А-1В (функция МУМНОЖ).
Примечание. Систему уравнений можно решить по формуле Крамера:
где D – определитель системы;
Di – определитель матрицы Аi, получаемой из матрицы А заменой i-го столбца (т.е. столбца коэффициентов при неизвестном хi) вектором свободных членов.
Решение системы линейных уравнений в Excel
Распределим ячейки рабочего листа (рис. 2).
1. В указанные ниже ячейки введем значения элементов матриц А и В:
a) в диапазон ячеек D4: F6 введем значения элементов матрицы А;
b) в диапазон ячеек I4:I6 введем значения элементов столбца В.
2. Для размещения элементов обратной матрицы А-1 отведем блок ячеек D8: F10.
3. Для размещения результата (для переменных хi, i = 1, 2, 3) отведем диапазон ячеек I8:I10.
Рис. 2
Убедимся, что определитель матрицы А отличен от нуля. Для этого в ячейку D2 введем формулу =МОПРЕД(D4:F6). В ячейке D2 получили результат –28. Следовательно, матрица А имеет обратную.
Вычислим обратную матрицу А-1. Для этого выполним следующие действия.
1. Выделим для результата блок ячеек D8:F10, начиная с ячейки D8;
2. Выполним командуВставка –> Функция –> МОБР –> ОК.
3. В поле Массив введем адреса ячеек, где размещены элементы матрицы А, т.е. D4:F6.
4. Нажмем клавиши Shift + Ctrl + Enter.
Результат вычисления отобразится в ячейках D8:F10 (рис. 3).
Чтобы найти элементы столбца Х, умножим обратную матрицу А-1на столбец В. Для этого выполним следующие действия:
1. Выделим диапазон ячеек I8:I10;
2. Выполним командуВставка –> Функция –> МУМНОЖ –> ОК.
3. В поле Массив1 введем адреса ячеек, где размещены элементы матрицы А-1, т.е. D8:F10, а в полеМассив2 – адреса ячеек, где размещен столбец В, т.е. I4:I6;
4. Нажмем клавиши Shift + Ctrl + Enter.
Результат вычисления появится в ячейках I8:I10 (рис. 3).Получили решение системы уравнений х1 = 113; х2 = 288; х3 = 138.
Задание №3. Сделать вывод о проделанном практическом занятии:
|
|
Содержание отчета:
Отчет должен содержать:
-
Название работы. -
Цель работы. -
Задание и его решение. -
Вывод по работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
-
Порядок действий для решения нелинейного уравнения с помощью инструмента Подбор параметра MS Excel. -
Порядок действий для решения системы уравнений матричным методом в MS Excel. -
Методика работы с надстройкой «Подбор параметра» для нахождения корней уравнений. -
Методика работы с надстройкой «Поиск решения» для нахождения корней нелинейных уравнений и решения системы линейных алгебраических уравнений.
.