Файл: Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей Текст лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 696
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
88
В процессе электрохимической обработки металлическая связка твердого сплава непосредственно переходит в раствор электролита. При этом зерна металла последовательно обнажаются, образуя скелетную структуру, нарушается монолитность твердого сплава и поверхностный слой относительно легко снимается алмазным инструментом. Ослабление, обусловленное электрохимическими процессами, происходит в тонком поверхностном слое, соизмеряемом о размерами зерен металла.
В процессе АЭО наблюдаются и электроэрозионные явления. Скорость электроэроэионного съема для принятых АЭО режимов (низкое напряжение) мала. Однако электроэрозионные явления имеют опреде- ленное значение при депассивиэации анода, оказывают положительное влияние на состояние режущей поверхности алмазного инструмента и качество обработанной поверхности. Электроэрозионные явления могут возникать как следствие пробоя межэлектродного зазора, обладающего наименьшей диэлектрической прочностью, так и с проявлением короткого замыкания зазора, когда вследствие наличия в нем стружки между электродами периодически образуются контактные мостики, что приводит к появлению нерегулярных биполярных бросков тока, оплавлению мостиков и к локальному выбросу материала анода и катода. Сюда же следует отнести и моменты контакта отдельных выступающих участков связки алмазного инструмента с поверхностью анода.
Температурное поле в зоне резания весьма неоднородно и сложно, так как источником тепла являются: протекание электрического тока через электролит, непосредственное касание электродов, химические экзотермические реакции, электроэрозионные и электроконтактные явления, выделение тепла вследствие взаимодействия зерен алмаза и металлической связки инструмента с обрабатываемой деталью.
Температура на микроучастках в короткие периоды времени может достигать до 500-800°С. Однако средняя температура значительно ниже, чем при обычной механической обработке.
Механические явления при АЭО играют также немаловажную роль.
Образующаяся в силу анодного растворения и окисления пленка прочно удерживается на обрабатываемом материалеи, препятствуя протеканию тока, тем самым тормозит электрохимические процессы на аноде. Ее удаление происходит путем механического воздействия зерен алмаза.
Кинематика АЭО определяется частотой вращения алмазного инструмента, удельным давлением на алмазный инструмент и влияет не только на механическую сторону процесса, но и способствует попаданию электролита в межэлектродный эазор, выносу продуктов обработки и пузырьков гаэа, а также нагретого электролита из зоны реаания.
После АЭО образовавшаяся поверхность не требует дальнейшей обработки, что важно для осуществления последующих процессов пайки или сварки. При зтом и физико-механические свойства материала в зоне реза остаются близкими к свойствам исходного материала. Это
89 объясняется значительным снижением мощности и усилия механического резания за счет протекания интенсивного анодного растворения материала в зоне обработки. В результате уровень остаточных напряжений в поверхностном слое обработанного материала и тепловыделения за счет трения уменьшаются.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 18
2.5 Сборка.
Сборочные работы являются важнейшей составной частью произ- водственного процесса, как в самолето - вертолето - двигателестроении, так и при капитальном ремонте авиатехники. Содержание сборочных работ определяется главным образом конструктивно-технологическими свойствами. Так для планера ЛА, основными факторами, определяющими специфику сборочных работ,являются:
- многодетальнооть конструкции планера ЛА и большое разнообразие применяемых конструкционных материалов; это приводит соот- ветственно к разнообразию технологических процессов и средств их оснащения, усложняет планирование, контроль и учет сборочных работ;
- сложность пространственных форм и малая жесткость большинства элементов конструкции планера, из-за которых необходимо применять многочисленную и сложную технологическую оснастку;
- высокие требования к качеству ЛА в целом и его отдельным элементам, для обеспечения которых необходимы новейшие методы и средства контроля, включая специальное оснащение, широкое коопе- рирование производства, существенно усложняющее решение вопросов обеспечения точности и взаимозаменяемости элементов конструкции планера;
- частая смена объектов производства из-за бысрого морального старения авиационной техники, требующая всемерного сокращения сроков подготовки производства новых изделий при весьма большой трудоемкости и сложности как конструкторской, так и технологической подготовки производства.
Непооредственно технология ремонтных сборочных работ принци- пиально не отличается от сборочных работ при производстве ЛА и АД.
Она изложена в теме 3 текста лекций: Макин Ю.Н., Ерошкин А.Н.,
Комиссарова О.В. Основы производства ЛА и АД: текст лекций - М.:
МГТУ ГА, 1996, - 88 с.
Особенности сборочных работ в авиаремонтном производстве заключаются в том, что кроме технических требований, изложенных в соответствующих разделах "Руководства по капитальному ремонту",
необходимо выполнять следующие указания:
1. Все агрегаты перед установкой должны быть:
- отремонтированы и продефектированы (необходимость ремонта зависит от результатов дефектации);
90
- проверены на работоспособность и на соответствие технической документации; в паспортах должны быть указаны результаты прове- денных испытаний;
- расконсервированы в соответствии о инструкциями по эксплуатации изделий.
2. Применяемые при сборке приспособления, оборудование и инс- трументы должны периодически проходить проверку и испытания.
3. В процессе сборки следует поддерживать чистоту на ЛА.
4. Электрожгуты предохранять от попадания на них масел, топлива, гидросмеси, стружки.
6. Перед закрытием отсека после монтажа агрегатов необходимо очистить отсек от посторонних предметов и убрать из него инструменты.
8. Во избежание попадания уплотнительной смазки внутрь тру- бопроводов и штуцеров систем необходимо при нанесении смазки ос- тавлять несмазанными первые два-три витка резьбы соединений.
7. После испытаний систем все соединения трубопроводов должны быть законтрены и опломбированы,
8. Не оговоренные моменты затяжки болтов и гаек устанавливать в соответствии с данными таблицы, приведенной в инструкции по технической эксплуатации.
9. Проверять перемычки металлизации на переходное сопротивление.
10. Шланги, подводимые к подвижным агрегатам, не должны иметь заломов, напряжений и трения об элементы конструкции и друг с другом.
11. При монтаже трубопроводов, агрегатов и фиттингов перекосы в местах соединений не допускаются. Смонтированные трубопроводы и шланги не должны иметь осевого скручивания. Обязательно проверять допустимый увод второго конца трубки при окончательно затянутой накидной гайке первого конца.
12. Зазор между самими трубопроводами, а также между ними и неподвижно закрепленными деталями и агрегатами должен быть не менее допустимого в ТУ. Эти же требования относятся к зазору между трубопроводами и шлангами, с одной стороны, и неподвижными элемен- тами конструкции и агрегатами, между трубопроводами и электрожгутами.
13. Во избежание осевого скручивания трубопроводов при соединении их с арматурой необходимо обеспечить жесткую фиксацию арматуры от проворачивания, поддерживая ее ключом.
14. Корпусные детали, например, фюзеляж перед оборкой должны быть установлены на стенде для ремонта этих деталей.
15. Зазоры сочленений деталей и размеры перемычек деталей проверить по книге - альбом основных сочленений и ремонтных допусков.
91 16. При ремонте и сборке необходимо руководствоваться дейс- твующей, учтенной эксплуатационно-технической и ремонтной доку- ментацией.
Особенности монтажа топливной и масляной систем :
1. В зоне монтажа запрещается производить работы, связанные с искрообразованием.
2. Вблизи топливных баков не должны находится химически активные вещества (кислоты, щелочи).
3. Трубопроводы и арматуру перед установкой продуть сухим сжатым воздухом или азотом.
4. При монтаже дюритовых соединений разрешается смазывать внутренюю полость дюритов на глубину посадки на трубопровод легким слоем масла МК-22 или МО-20. б. Заглушки с трубопроводов, со штуцеров, с арматуры, фланцев агрегатов и фланцев баков снимать непосредственно перед при- соединением трубопроводов, установкой агрегатов и подсоединением баков.
Основные требования к соединениям трубопроводов
1. Посадочные конусы на трубопроводах, фитингах и штуцерах агрегатов не должны иметь забоин и царапин, развальцовка трубок должна быть правильной, ниппели и гайки должны свободно провора- чиваться.
2. Стыкуемый конец трубопровода должен быть соосен штуцеру; торец развальцовки трубки не должен иметь перекоса относительно штуцера и накидная гайка должна свободно навинчиваться на штуцер при положении трубопровода, соответствующем его закреплению на вертолете.
3. При монтаже трубопроводов на жестко закрепленные агрегаты или арматуру обеспечить соосиость развальцовок со штуцерами; развальцовка трубок считается плотно прилегающей к конусу штуцера, если зазор между конусом, штуцерами и развальцовкой, вызванный пруженением трубопровода, легко устраняется поджатием рукой.
4. При необходимости разрешается подкладывать под арматуру креплений фитингов шайбы для обеспечения плотного прилегания развальцовки к конусу фитинга.
5. Во избежание скручивания трубопроводов при присоединении необходимо обеспечивать жесткую фиксацию их от проворачивания.
6. Если негерметичность соединения не устраняется подтяжкой, трубопровод или фитинг подлежит замене.
7. Затяжку соединений производить только стандартным инстру- ментом; увеличение затяжки с помощью воротков не допускается.
8. Торцы соединяемых трубопроводов не должны иметь острых кромок и заусенцев. Между трубопроводами проложить ленты металли- зации.
92
Ремонт и сборка других агрегатов и систем ЛА, двигателей, редукторов и вспомогательных силовых установок имеет и другие особенности. Все они отражают общие требования, которые должны соблюдаться независимо от вида авиатехникии, в принципе, являются предметом сертификации производства по ремонту.
2.6 Приемка и испытания, консервация, упаковка и сдача
заказчику
Испытания ЛА после ремонта делятся на наземные и летные. Ис- пытания на земле предназначаются для проверки выполнения объема и качества ремонтных работ согласно результатам дефектации, укомп- лектованности, сборки и регулировки агрегатов, систем и оборудования
ЛА и его двигателей для определения весовых и центровочных данных
ЛА.
При положительных результатах наземных испытаний дается зак- лючение о возможности, летних испытаний. При летних испытаниях проверяются летно-технические характеристики. Эти испытания про- водятся по специальной программе, согласованной с ОКБ и утвержденной
Федеральной службой воздушного транспорта..
Техническое обслуживание и летная эксплуатация во время под- готовки и проведения летных испытаний должны выполняться в соот- ветствии с наставлением по технической эксплуатации воздушных судов, соответствующими регламентами и технологическими указаниями по техническому обслуживанию, а также руководством по летной экс- плуатации.
При обнаружении отказов, неисправностей во время летных ис- пытаний может быть назначен повторный полет для проверки устранения этих отказов и неисправностей.
Общая технология приемки и испытаний при ремонте принципиально не отличается от этих операций в промышленности и изложена в конспекте лекций, рекомендованном в предыдущем разделе.
При приемке ЛА на летно-испытательную станции (ЛИС) все его агрегаты, системы, механизмы и электро-радио-приборное оборудование должны быть исправны и соответствовать техническим условиям на их эксплуатацию. ЛА передается на ЛИС полностью укомплектованным всей необходимой и должным образом оформленной технической документацией.
В процессе приемки проверяются:
- комплектность ЛА и оформление технической документации;
- комплектность и оформление "дела ремонта";
- отсутствие повреждений на внешних поверхностях ЛА;
- наличие и состояние крышек люков, их подгонку;
- состояние остекления;
93
- легкость открывания и закрывания дверей, плотность их прилегания и исправность замков;
- зарядку воздушной и гидравлической систем;
- отсутствие течи рабочих жидкостей из систем ЛА и двигателей;
- исправность состояния амортизационных стоек, подкосов и соч- ленений, колес шасси;
- состояние и комплектность кабины пилотов и пассажирской кабины;
- целостность и комплектность проводок;
- наличие пломб на готовых изделиях;
- исправность освещения кабин, контурных опознавательных огней и т.д.
Все замечания при осмотре вносятся в ведомость дефектов.
Для осмотра заранее подготавливаются оборудование и инструменты, открываются для осмотра все лючки. При осмотре особоевнимание следует уделять труднодоступным и плохо освещенным местам конструкции.
Осмотр проводится в определенном порядке согласно маршрутной карте с тем, чтобы не пропустить при осмотре отдельные элементы конструкции. Необходимо особое внимание уделить: что бы не было посторонних предметов в системах управления ЛА и двигателей.
Подготовка к наземным испытаниям делится на расконсервацию двигателей, редукторов; заправки маслосиотем двигателей и редукторов; проверки качества монтажа систем; взвешивание и определение центровки; проверку, регулировку и наземные испытания систем ЛА т.д.
После выполнения всех наземных работ проводятся летные испытания,
После каждого испытательного полета оформляются протокол и заключение по летным испытаниям, в которых дается оценка работы ЛА, его систем, оборудования, возможности допуска к дальнейшей эксплуатации.
После летных испытаний производится техническое обслуживание в объеме послеполетной подготовки и при необходимости составляются дефектные ведомости, устраняются замечания экипажа и инженерно- технического состава ЛИС.
Для перегонки ЛА летом на эксплуатационное предприятие отре- монтированный, укомплектованный и испытанный ЛА представляется заказчику. Представители заказчика (экипаж, инженерно-технический персонал) производят осмотр, проверку работоспособности и облет.
После облета представители заказчика подписывают приемосдаточный акт, заказы на выполнение работы, оформляют полетное задание и перегоняют ЛА на эксплуатационное предприятие.
При отправке отремонтированного, укомплектованного и испы- танного ЛА по железной дороге производится: снятие и упаковка крыльев, лопастей винтов, консервация и установка (крепление) в