Файл: Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей Текст лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 697
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
94 контейнере, оформляется техническая и транопортировочная докумен- тация.
Отремонтированный ЛА, поступивший по железной дороге, необ- ходимо расконсервировать, произвести осмотр, проверку работоспособности и облет.
Для авиадвигателей, редукторов испытание является заключительным технологическим процессом ремонта, определяющим их годность к эксплуатации. Испытания проводятся на испытательных станциях в условиях, максимально приближенным к работе на борту ЛА.
После испытаний двигатели и редукторы могут подвергаться контрольным переборкам.
Для обеспечения их сохранности и предохранения деталей от коррозии производятся консервация и упаковка.
Такие повышенные требования обусловлены еще и тем, что не всегда в условиях ремонтных заводов ГА имеются оборудованные надлежащим образом окрасочные ангары. Кроме того, иногда в процессе эксплуатации возникает необходимость проведения небольших по объему ремонтных подкрасочных работ в условиях авиационно-технических баз, где окрасочные ангары отсутствуют вообще.
В процессе эксплуатации летательных аппаратов ГА в системе противокоррозионной защиты неизбежно выявляются зоны, в особен- ности подвергающиеся воздействию агрессивных сред и неблагоприятных факторов, где применяющиеся системы лакокрасочных покрытий не в достаточной степени обеспечивают надежную защиту от коррозии.
Одной из таких зон является подполье ЛА. Сложность конструкции подпольного пространства, отсутствие достаточно эффективных методов удаления влаги, трудности просушивания внутренних отсеков самолета в процессе эксплуатации, воздействие жидких агрессивных сред (районы туалетов, буфета, аккумуляторов) создают благоприятные условия для возникновения и быстрого развития процессов коррозии.
3. Ремонт конкретных элементов конструкций
3.1Ремонт обшивки и силового каркаса планера
В целях обеспечения высокой надежности, долговечности и аэродинамических свойств самолета (вертолета) в процессе ремонта планера должны быть сохранены и восстановлены:
— первоначальная прочность ремонтируемых деталей (узлов, агрегатов);
— точность внешних обводов и гладкость наружных поверхностей;
— заданные весовые, геометрические и нивелировочные данные планера;
— надежная противокоррозионная защита ремонтируемых элементов.
Ремонт обшивки клепкой. При ремонте обшивки планера самолета
(вертолета) приходится устранять такие характерные дефекты, как ослабление заклепок, волнистость, трещины, пробоины, вмятины. В
95 отдельных случаях при значительных повреждениях заменяют листы
(панели) или части листов обшивки.
Ослабление заклепок наиболее часто встречается в местах потайной клепки, особенно там, где клепка выполнена с зенкованием гнезда под заклепку. Степень ослабления заклепок и необходимость их подтяжки устанавливаются по таким внешним признакам, как дымление заклепок, образование венчика закладной головки, перекос и др. Ремонт обшивки с ослабленными заклепками заключается в их подтяжке с применением обычных методов клепки. Подтяжку заклепок производят на 0,4—,6 мм.
При клепке обычными заклепками возможны следующие дефекты:
- подсечка материала детали со стороны закладной головки ( причина: обжимка с молотком установлены не под прямым углом; велика лунка обжимки);
- скошена замыкающая головка ( причина: при ударной клепке рабочая поверхность поддержки установлена не параллельно детали; при прессовой клепке скошена рабочая поверхность инструмента );
- смещена замыкающая головка ( причина: длина заклепки не соответствует толщине пакета);
- стержень заклепки расклепан между соединяемыми деталями ( причина: соединяемые детали плохо сжаты; наличие посторонних предметов между соединяемыми деталями);
- высота замыкающей головки меньше минимального размера, оговоренного документацией (причина: мала длина заклепки; отверстие под заклепку больше требуемого)
- трещины на закладной и замыкающей головках заклепки ( причина: недостаточная пластичность материала заклепки);
- замыкающая головка не соответствует установленным в документации размерам ( причина: заклепка переклепана или недоклепана);
- неправильная форма замыкающей головки ( причина: малая мощность клепального молотка; недостаточная масса поддержки);
- закладная потайная головка выступает над поверхностью пакета больше допустимого ( причина: гнездо под потайную головку меньше требуемого размера; высота закладной головки заклепки больше допустимого размера);
- зазор между соединяемым пакетом и закладной головкой заклепки ( причина: при клепке подручный слишком сильно нажал поддержкой на торец заклепки; диаметр отверстия меньше предусмотренного технологической документацией);
- закладная головка с одной стороны выступает над поверхностью обшивки ( причина: гнездо под закладную головку некруглое, имеет эксцентриситет);
- неплотное прилегание закладной головки к поверхности гнезда ( причина: глубина гнезда больше требуемой);
96
- провалы обшивки по заклепочным швам ( причина: мощность клепального молотка слишком велика; несогласованная работа клепальщика и подручного);
- хлопуны на обшивке ( причина: несоблюдение порядка постановки заклепок; недостаточное число установленных технологических крепежных деталей.
Свои специфические дефекты и причины их вызывающие имеются при соединении деталей пустотелыми заклепками, заклепками с сердечником, заклепками с высоким сопротивлением срезу.
Результаты испытания механических свойств образцов с различными дефектами клепки показывают снижение показателя усилия на разрыв до
30 % при малой толщине закладной головки и усилия на срез до 15% при наличии зазора в пакете деталей.
Волнистость (гофрообразование) обшивки обычно возникает в пределах клетки, образованной стрингерами, нервюрами, шпангоутами и другими силовыми элементами каркаса. Причиной этого дефекта является потеря устойчивости листа обшивки из-за деформаций конструкции вследствие больших перегрузок в полете или грубых посадок. При небольшой величине гофра (или «хлопунов») обшивка подкрепляется уголками, приклепанными с внутренней стороны.. В случае потери устойчивости обшивки на большом участке она полностью заменяется в одной или нескольких клетках.
Трещины обшивки длиной до 50 мм для предотвращения их дальнейшего развития засверливают по концам сверлом диаметром 2— мм. С внутренней стороны приклепывают усиливающую накладку, которая на 25— мм должна перекрывать концы трещин. При пробоинах размером до 15 мм в обшивке вырезают круглое или овальное отверстие с удалением деформированных (рваных) краев пробоины; с внутренней стороны приклепывают усиливающую накладку. Наружную поверхность накладки заполняют клеем ВК-9 и после его подсыхания поверхность закрашивают.
Ремонт обшивки с трещинами длиной более 50 мм или пробоинами размером свыше 15 мм при отсутствии повреждений силового каркаса включает следующие операции:
— вырезка дефектного участка обшивки по плавному прямоугольному контуру с закруглениями по углам, круглому или овальному; при этом для заклепочного шва необходимо оставлять часть старой обшивки ип расстоянии не менее 25— мм от деталей каркаса;
— изготовление и приклепка изнутри опорной поверхности в виде сплошной подкладки или разрезной подкладки , перекрывающей на 20— мм вырезанное в обшивке окно;
— изготовление, подгонка по контуру выреза и приклепка накладки- заполнителя (вкладыша) к опорной поверхности.
97
Подкладки (опорные элементы) обычно приклепывают нормальными заклепками. Приклепку накладок-заполнителей в случае отсутствия двустороннего подхода к месту клепки выполняют с помощью взрывных, штырьковых и других специальных заклепок. Иногда применяют винты с потайной головкой и анкерные гайки. Материал заклепок выбирают по таблицам.
Заделка
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18
вмятин обшивки заполнительной пастой. Вмятины на дюралюминиевой обшивке дозвуковых самолетов и вертолетов глубиной не более 1 см и площадью до 100 см кв. можно заделывать специальной пастой на основе эпоксидной смолы. Данный метод рекомендуется для заделки не менее трех вмятин на 1 м. кв.обшивки в тех случаях, когда нет подхода к дефектному участку изнутри, особенно если к обшивке прикреплены теплоизоляционные элементы.
С дефектного участка, включая зону на расстоянии 20 мм от вмятины, удаляют старое лакокрасочное покрытие смывкой АФТ-1, СД или смесью из 30% разжижителя Р-5 и 70% бензина Б-70. Поверхность вмятины зачищают, обезжиривают бензином БР-1 («Галоша») или ацетоном и просушивают в течение 30 мин. Пасту наносят на поврежденный участок и заглаживают ее шпателем заподлицо с обшивкой. После затвердевания пасты ее поверхность зачищают шлифовальной шкуркой № 16— и окрашивают.
Ремонт силовых элементов каркаса планера.
Характерными повреждениями элементов каркаса планера могут быть частичное или полное разрушение полок и ребер поясов лонжерона по всему сечению, деформация поясов и стенок лонжеронов, частичное или полное разрушение стрингеров, нервюр, шпангоутов.
Ремонт лонжеронов. При частичном повреждении полки или ребра пояса лонжерона дефектный участок удаляют и на его место подгоняют вкладыш. Для восстановления прочности на пояс устанавливают усиливающий уголок или накладку, либо оба эти элемента одновременно.
Ремонтные детали усиления должны изготовляться из того же материала, что и усиливаемые конструктивные элементы. Детали из алюминиевого сплава должны быть закалены и состарены, детали из стали ЗОХГСА или
ЗОХГСНА — термически обработаны на соответствующий предел прочно- сти. Отверстия под заклепки и болты сверлятся в ремонтных деталях до их термической обработки с припуском на развертывание при сборке соединения. Перед сборкой лонжерона на всех ремонтных деталях должны быть зачищены риски, забоины и другие дефекты, после чего эти детали покрываются грунтом АЛГ-1Некоторые особенности имеет ремонт двустеночного балочного лонжерона. После постановки наружных на- кладок на обе поврежденные стенки между последними вставляют дюралюминиевый вкладыш. Соединение накладок с ребрами поясов лонжерона выполняется с помощью удлиненных болтов, а со стенками и вкладышем — с помощью заклепок.