Файл: Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей Текст лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 706

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41 уплотнительных деталей. Для воздушных редукторов - негерметичность в соединениях, нарушение регулировки, износ и коррозия деталей.
Дефекты остекления - возникают от воздействия аэродинамических нагрузок, избыточного давления, резкого перепада температур, атмосферных осадков, ультрафиолетовых лучей. Основные дефекты - уменьшение прочности; растрескивание (серебро); царапины, заколы, забоины, глубокие трещины, отслаивание ленты мягкого крепления, нарушение герметичности кабин в местах заделки стекол, помутнение; увеличение напряжений в стекле.
Обшивка - ослабление заклепок - внешними признаками могут быть:
"дымление" заклепок - следы гари и копоти у мест зенкования гнезда под заклеку; образование венчика закладной головки, перекос.
Волнистость - или гофрообразование. Возникает обычно в пределах "клетки", образованной стрингерами, нервюрами, шпангоутами и другими силовыми элементами каркаса, вследствие потери устойчивости листа обшивки из-за деформации конструкции. Небольшие гофры называют "хлопуны".
Трещины - наиболее часто возникают в местах крепления к элементам каркаса.
Вмятины - вследствие попадания посторонних предметов и неак- куратного проведения технического обслуживания ЛА.
Силовые элементы каркаса планера - частичное или полное раз- рушение полок и ребер поясов лонжеронов, разрушение лонжерона по всему сечению, деформация поясов и стенок лонжеронов, частичное или полное разрушение стрингеров, нервюр, шпангоутов. На стенках стрингеров могут быть трещины, забоины.
Лопасти несущих и хвостовых винтов вертолетов: на металлических лопастях - нарушение лакокрасочного покрытая; пробоины и трещины на обшивке, полках нервюр и хвостовом стрингере; отславание обшивки от элементов каркаса; повреждения оковок и обтекателей; на деревянных лопастях хвостовых винтов - нарушение лакокрасочного покрытия; отслаивания твердопленочного покрытия; разрушение оковок и деталей их крепления: отказы противообледенительной системы.
Детали и узлы управления -на деталях и узлах жесткой проводки - нарушение защитного покрытия и коррозия тяг, качалок и кронштейнов; трещины; риски, забоины, вмятины; износ труб тяг под направляющими роликами; ослабление трубчатых заклепок и их смятие регулируемыми наконечниками тяг; неисправности шарикоподшипников и других деталей соединений.
Тросовое управление - "заершенность" троса из-за обрыва от- дельных проволок; заломы, вмятины, засечки; на проволоках прядей: коррозия, износ, вытяжка троса; ослабление заделки троса в наконечниках; выкрашивание, вмятины, глубокий износ реборд и


42 рабочих канавок роликов; неисправности шарикоподшипников направ- ляющих роликов.
Агрегаты жидкостно-газовых систем - характерные неисправности - негерметичность внешняя и внутренняя. Внешняя негерметичность характеризуется появлением течи через уплотнения в соединениях, сварных и паяных швах; внутренняя негерметичность - перетекание рабочего вещества из одной полости агрегата в другую через неисправные уплотнения. Заедание и заклинивание движущихся.частей вследствие попадания в рабочие зазоры пыли, коррозии и других частиц. Трещины, забоины, вмятины, риски, коррозия деталей.
Трубопроводы - негерметичность соединений; разрушение (трещины) труб и соединительной арматуры; вмятины, забоины, потертости, скручивание; нарушение защитного покрытия и коррозия.
Силовые цилиндры - трещины на деталях и сварных швах соеди- нений; наружная и внутренняя негерметичность из-за износа и пов- реждений сочленяемых поверхностей и уплотнительных деталей: де- формация стенок цилиндров и штоков; износ деталей замков и пружин; коррозия деталей, особенно воздушных цилиндров. На внутренней поверхности цилиндров - риски, царапины, надиры, коррозия.
Взлетно-посадочные устройства -на амортизационных стойках передних и задних ног шасси: трещины в сварных швах и по основному металлу; износ рабочих поверхностей штоков, букс, цилиндров; негерметичность уплотнений из-за разрушений и износа; коррозия.
Колеса шасси - дефекты корпусов (барабанов, реборд) колес, деталей и узлов тормозов, износ и повреждения камер и покрышек. На галтелях и в пазах могут быть забоины, надиры. На беговых дорожках колец роликоподшипников - трещины, надиры, цвета побежалости.Тормозные колодки - неравномерный износ, сколы.
Турбины авиационных двигателей - перегрев и разрушение во время эксплуатации, усталостное разрушение в связи с образованием трещин; забоины; коррозия; налет твердых продуктов сгорания; увеличение шероховатости поверхности лопаток. Особенностью разруше- ния лопаток является их вытяжка с образованием шейки, в самом узком месте которой и происходит обрыв. Усталостное разрушение, в основном, по первому пазу елочного замка и по профильной части пера. На втулке вала турбины, шлицах вала и ведущей шлицевой втулке - наклеп, наволакивание металла и надиры. У корпуса турбины и наружной обоймы соплового аппарата - усадка, коробление, трещины на перемычках отверстий под болты.
Компрессора авиационных двигателей - на входной части комп- рессора - царапины, забоины, вмятины, шероховатость поверхности эрозионного происхождения. На корпусных деталях - трещины, забоины на стенках, шероховатость внутренней полированной поверхности, нарушения лакокрасочного покрытия, выкрашивание талькового покрытия


43 лабиринтного уплотнения, выработка в отверстиях под цапфы направляющих лопаток, наклеп и надиры на посадочных поверхностях корпуса подшипника. На направляющих и спрямляющих лопатках - за- боины и трещины, на стальных лопатках - коррозия, на цапфах -наклеп.
На роторах - шероховатость, износы, забоины на лопатках воздухозаборников - шероховатость рабочих поверхностей, наклепы и выработки лопаток рабочих колес. На роторах - забоины и надиры резьб цапф, изменения посадки подшипников, срыв резьбы на цапфах, забоины и надиры на лабиринтах. На лопатках - забоины, шероховатость. увеличение тангенциального люфта, погнутость, трещины, расслоение металла. На шариковых и роликовых пдшипниках - выработки, выкрашивание, трещины, следы перегрева, коррозия.
Тонкостенные детали горячего тракта - коробление, трещины, истирание посадочных поверхностей, обгорание кромок, местный пе- регрев (и прогары) металла, разрушение защитных покрытий, ослабление мест крепления.
Агрегаты топливной аппаратуры - их дефекты аналогичны само- летным агрегатам. На форсунках - царапины, забоины, погнутость, разрыв сопел, эрозия, отложения, засорение, износы и наклепы.
2.4.4 Основные методы неразрушающего контроля
Оптическая дефектоскопия
Определение
метода
- метод неразрушающего контроля органолептического визуального действия, в том числе с использованием оптических приборов.
Физические основы - законы распространения и преломления света в системах оптических приборов и взаимодействия света с контролируемым объектом.
Факторы,
влиявшие
на
видимость
- субъективные органолептические способности: контрастность; яркость; угловые размеры контуров; резкость контуров; продолжительность видения. По каждому из этих свойств существует порог видимости.
Порог контрастной чувствительности - минимальный различаемый глазом яркостный контраст предмета и фона. В среднем для людей он равен 1...2 %. Практический порог для дефектации около 5 %.
Острота зрения - при достаточных освещенности и контрасте глаз различает объекты, угловой размер которых выше некоторой оп- ределенной величины. Эта величина - острота зрения - в среднем 2...4 '.
При остроте 2' на расстоянии 250 мм различаются элементы деталей размером не менее 0,15 мм.
Назначение оптических приборов - увеличение углового размера рассматриваемого объекта и, как следствие, остроты зрения.
Недостатки оптических приборов - сокращение поля зрения и глубины резкости; снижение производительности и надежности контроля.
Классификация приборов:


44
1) для рассматривания мелких близко расположенных объектов: лупы - карманные складные однолинзовые ( увеличение в 2,5 ... 7 раз) и трехлинзовые апланатические ( 6 ... 20 раз); обзорные складные ( до 2 раз); часовые ( 1,7 ... 10 раз); зерновые на штативе и с постоянным рабочим расстоянием ( 4,5 раз); текстильные; бинокулярные налобные - крепятся на голове человека, имеют подсветку, наблюдение ведется двумя глазами - стереоскопичность (объемность и глубина) изображения; измерительные
(для измерения линейных размеров по встроенной шкале); телескопические (4...40 раз). микроскопы - стереоскопические с постоянными (3,5...88 раз) и сменными объективами ( 6,3 ... 320 раз).
2) приборы для рассматривания удаленных предметов: телескопические лупы; бинокли - галилеевские (где окуляром служит рассеивающая линза, образующая прямое изображение рассматриваемого объекта (большая светосила, но малое поле зрения) и призменные (большое поле зрения и стереоскопичность). Обозначения биноклей: Б - бинокль призменный; БГ - бинокль галилеевский; Т - театральный; П -полевой и морской; Ш - широкоугольный; 0 - для носящих очки.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

3) приборы для рассмотрения скрытых объектов: бронхоскопы и техноэндоскопы - для осмотра полостей глубиной до
500 мм. Бронхоскопы позволяют производить прямое наблюдение глубоких поверхностей; техноэндоскопы имеют боковое направление осмотра. перископический микроскоп - для осмотра способом бокового обзора внутренней поверхности труб и протяженных закрытых конструкций.
Оборудованы осветителем. Диаметр осматриваемых отверстий более 35 мм, глубина до 900 мм, увеличение до 4 крат.
Приборы для осмотра внутренней поверхности полых изделий -типа
РВП состоят из сменных объективов, окуляров, оборачивающейся системы в неразборных и.разборных трубах и системы подсветки.
Эндоскоп коленчатый управляемый - трубчатой конструкции. Объ- ективная часть может отклоняться и вращаться вокруг своей оси.
Управление отклонением - стержневая с червячной передачей; вращением- тросовая. Полная длина до 850 мм; отклонение до 135 мм; диаметр эндоскопа - 30 мм.
Гибкие эндоскопы - для передачи изображения используется жгут волокон с регулярной укладкой на торцах. Свет в зону осмотра подается по стекловолоконному световоду.
Магнитная дефектоскопия.
Определение - метод неразрушающего контроля ферромагнитных деталей,предназначенный для обнаружения поверхностных и подповерхностных дефектов.

45
Физическая сущность - регистрация магнитных полей рассеяния, возникающих в результате взаимодействия магнитного потока с де- фектами.
Основные методы: Магнитопорошковый - основан на выявлении полей над дефектами с помощью ферромагнитного порошка, взвешенного в жидкости. Магнитографический - основан на записывании полей рассеяния дефектов на ферромагнитной ленте с последующим их обнаружением с помощью воспроизводящей головки и электронно- лучевой трубки.
Технология магниторошкового контроля:
Чувствительность метода - поверхностные дефекты шириной раскрытия больше 0,001 мм и глубиной 0,01...0.03 мм; подповерхностные
- на глубине до 3 мм. Подготовка к контролю - удаление загрязнений
(влага, коррозия, масло и т.д.), покрытий толщиной > 30 мкм; заглушивание отверстий; нанесение на детали с темной поверхностью белой краски слоем до 5 мкм при использовании черного магнитного порошка. Намагничивание - воздействие на деталь магнитным полем таким образом, чтобы магнитные силовые линии пересекали дефект под возможно близким к прямому углом, тоесть перпендикулярно.
Классификация намагничивания:
По виду применяемого тока -постоянный и выпрямленный пуль- сирующие токи - для выявления поверхностных и подповерхностных дефектов, вследствие глубокого проникновения поля в глубь металла;
переменный и импульсный токи - для выявления поверхностных дефектов, вследствие вытеснения тока к поверхности (поверхностный эффект).
По типу применяемого магнитного поля - циркулярное намагни-
чивание - ток пропускают через деталь или медный стержень на который надевается полая деталь или по тороидальной обмотке, намотанной на деталь. Через внутренние отверстия продевают токопроводящий кабель.
Силовые магнитные линии имеют вид замкнутых контуров расположенных в плоскости, перпендикулярной направлению тока. Для выявления продольных и радиальных дефектов.
Полюсное
намагничивание - магнитные силовые линии проходят часть пути по детали, а часть по воздуху, что обуславливает появление полюсов на концах детали. Проводится в катушке или токопроводящий кабель наматывается на деталь. Для обнаружения дефектов. расположенных поперек и под углом к продольной оси детали. Комбинированное
намагничивание- проводят в приложенном поле с расположением магнитных силовых линий по винтовой линии. Для выявления как продольных так и поперечных дефектов.
Нанесение магнитной суспензии - проводят поливом или окунанием.
Если суспензия наносится после выключения магнитного поля -ведется
контроль на остаточной намагниченности; если без снятия магнитного