Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 22694

Скачиваний: 342

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

65

•при 0,5 < К

сист

< 0,8 система частично удовлетворяет предъ-

являемым требованиям;

•К

сист 

 

 0,5 система не удовлетворяет предъявляемым тре-

бованиям.

Пример. Оценить качество системы, показатели функцио-

нирования которой приведены в табл. 1.9.

Решение задачи
1. Рассчитывается относительная важность i-го требования, 

предъявляемого к ситсеме — в ячейке С345, =2*(8+1-C344)/
(8*8+8).

2. Рассчитываются значения функции Ф(п) — в ячейке С346, 

=НОРМРАСП(C342;C341;C343;ИСТИНА).

3. Рассчитывается значение Рi — в ячейке С347, 

=0.5*(1+C346).

4. В ячейке С348 рассчитывается значение =C345*C347.
5. В ячейке С349 рассчитывается значение показателя ка-

чества системы.

Вывод. Показатель качества системы равен примерно 0,8. 

Это свидетельствует о том, что система практически полностью 
удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям.

Глава 3. Законы функционирования

 и методы управления системами

3.1. Законы теории систем

3.1.1. Общие законы теории систем

1. Закон целеполагания состоит в том, что выбор цели и ва-

рианта применения системы должен осуществляться на основе 
объективных законов движения (изменения) и специфических 
законов функционирования управляемого объекта. В противном 
случае цели и вариант применения системы будут выбраны не-
реальными, а управление — малоэффективно, хаотично.


background image

66

Таблица 1.9


background image

67

2. Законы развития управляемого объекта теоретически 

уменьшают его возможное разнообразие. Они указывают, что 
движение (изменение) объекта управления протекает не хао-
тически и не в любых направлениях, а по определенным прави-
лам. Управление этим объектом должно еще более ограничить 
его многообразие, а не вступать в противоречие с законами его 
развития. Отсюда следует, что управление базируется на зна-
нии специфических законов (развития) конкретного объекта, 
и только в этом случае может быть достигнуто качественное 
управление.

3. Закон разнообразия состоит в том, что разнообразие воз-

действия управляющего органа должно быть не менее чем раз-
нообразие управляемого объекта. Этот закон иногда формулиру-
ют так: “Только разнообразие может сократить разнообразие”. 
Он говорит о том, что управляющий орган должен быть готов 
изменить любое из возможных, но нежелательных изменений 
управляемого объекта. Разнообразие управляющих вариантов 
применения системы от управляющего органа не может быть 
меньше разнообразия возможных изменений управляемого 
объекта, иначе будет нарушено ее управление. Нарушение этого 
закона, например, видно тогда, когда руководители, оправдыва-
ясь, говорят: “Этого мы не знали”, “Это мы не предусмотрели”, 
“Этого никто не ожидал”, “Это случайно” и т. д.

Повышение разнообразия управляющего органа — важ-

нейший путь повышения качества управления. Тот, кто обла-
дает большими знаниями и опытом, может управлять в любой 
ситуации, управлять качественно и эффективно, потому что он 
обладает большим разнообразием в управлении.

4. Закон движения (изменения) предполагает наличие в ходе 

управления изменений состояния органов и объектов, а также 
процессов, происходящих в системе. Без возможных изменений 
в системе, связанных с ходом достижения цели, управления 
быть не может.

5. Закон противодействия учитывает проявление “инер-

ции”, плохих привычек и плохих традиций, наличие внутренних 
противоречий в самом органе управления как субъективного, 


background image

68

так и объективного характера; влияние вредных возвариант 
применения системы на систему извне.

6. Закон накопления опыта управления управляемым объ-

ектом есть отражение того объективного факта, что если управ-
ляемый объект испытывает несколько раз определенную после-
довательность управляющих возвариант применения системы, 
то затем он приходит в заданное состояние при осуществлении 
этой последовательности управляющих возвариант примене-
ния системы независимо от своего начального состояния, т. е. 
управляемый объект как бы накапливает некоторый опыт. Ина-
че говоря, повторяющиеся последовательности управляющих 
возвариант применения системы имеют тенденцию уменьшать 
начальное разнообразие управляемого объекта во все увеличи-
вающейся степени. Управляемый объект становится все более 
управляемым. На действии этого закона управления базируются 
тренировки в выработке навыков.

7. Закон разделения функций (труда) - выделение из обще-

го производства особого вида деятельности - управленческого 
труда в интересах достижения более высокого результата в 
производительности труда, а также определение в самом управ-
ленческом труде его разновидностей по содержанию, объему и 
технологии на различных уровнях системы управления.

8. Закон интеграции обусловливает использование различ-

ных (частных и общих) структур линейных, функциональных, 
линейно-штатных, матричных и других, обеспечивающих опе-
ративность и эффективность управления.

9. Закон гармонии (органа управления с объектом и внутри 

системы управления). На основе этого закона определяются орга-
ны управления, устанавливаются единство системы управления 
на всех уровнях, оптимальное соотношение и пропорциональ-
ность частей системы, степень централизации и децентрализа-
ции управления, согласование функций на всех уровнях и др.

10. Закон гомеостазиса (равного состояния) - поддержание 

постоянства основных переменных системы для обеспечения 
оптимального режима ее функционирования.

Стремление системы удержать существенные переменные в 

необходимых пределах связано с процессами саморегулирования 


background image

69

и адаптации, которые направлены на ликвидацию последствий 
возмущения в тех или иных подсистемах. В технике принцип 
гомеостазиса используется для построения оптимальных систем 
автоматического управления.

3.1.2. Частные законы теории систем 

1. Целостность. Закон целостности проявляется в системе 

при возникновении “новых качеств, не свойственных ее ком-
понентам”. Когда система является средством исследования, 
актуальной становится оценка степени ее целостности при пере-
ходе из одного состояния в другое. При этом могут быть два вида 
поведения системы: в новом состоянии сохраняется взаимосвязь 
элементов и система сохраняется; взаимосвязь элементов на-
рушается и элементы становятся независимыми, поэтому воз-
никает опасность разделения системы на отдельные элементы. 

Строго говоря, любая система находится всегда между край-

ними точками условной шкалы: реально существующая система 
при абсолютной ее целостности — формально существующая 
система при отсутствии ее целостности.

2. Интегративность. Этот термин часто употребляется как 

синоним целостности. Однако им обычно подчеркивают инте-
рес не к внешним факторам проявления целостности, а к более 
глубоким причинам формирования этого свойства — к его со-
хранению. Интегративными называют системообразующие, си-
стемосохраняющие факторы, важными среди которых являются 
неоднородность и противоречивость ее элементов.

3.  Историчность. Закон развития систем стали исследо-

ваться сравнительно недавно. С точки зрения диалектического 
и исторического материализма очевидно, что любая система не 
должна быть неизменной, что она не только функционирует, но и 
развивается. Можно привести примеры становления, расцвета, 
упадка и даже смерти биологических и общественных систем, 
но все же для конкретных случаев развития организационных 
и технических систем трудно определить эти периоды. 

Не всегда даже руководители организаций и конструкторы 

сложных технических комплексов учитывают, что время являет-