Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22721
Скачиваний: 342
130
альтернативы и даны правильные оценки каждому элементу.
Так возникает идея выделения “всех элементов, связанных с
данной альтернативой”, т. е. идея, которая на обыденном языке
выражается как “всесторонний учет всех обстоятельств”. Выде-
ляемая этим определением целостность и называется в систем-
ном анализе полной системой, или просто системой. Система,
таким образом, есть то, что решает проблему. Но как выделить
эту целостность, “систему”, как установить, входит данный эле-
мент в данную альтернативу или нет? Единственным критерием
может быть участие данного элемента в процессе, приводящем
к появлению выходного результата данной альтернативы. Коль
скоро это так, понятие процесса оказывается центральным по-
нятием системного анализа.
Системный анализ должен проводиться с соблюдением основ-
ных принципов: системности, комплексности, моделирования.
Принцип системности предполагает логическое проведение
анализа начиная с входных параметров системы (ресурсы систе-
мы, условия фукнционирования), преобразований в системе (об-
работка сырья и материалов с использованием технологического
оборудования и технологий) до выходных параметров системы
(конечный продукт).
Принцип комплексности предполагает рассмотрение си-
стемы со всех сторон. Объект, расположенный в пространстве,
имеет шесть сторон: лицевую, обратную, основание расположе-
ния объекта, верх объекта, левую и правую стороны.
Лицевую сторону составляют все положительные свойства
объекта, его бренд, реклама, возможности.
Обратную сторону объекта составляют отрицательные по-
следствия деятельности объекта (загрязнение атмосферы, за-
держка зарплаты, ограничения в потреблении изготовленного
продукта).
Основанием объекта является база, на которой стоит
объект (уставный капитал, размер дохода компании, научно-
теоретическое обоснование деятельности объекта).
“Вверх”, “крыша” объекта — правовая и законодательная
среда, система страхования, защищающие деятельность объекта.
131
“Левая” сторона (ближе к сердцу) — это партнеры и все
заинтересованные лица объекта.
“Правая” сторона — конкуренты объекта.
Принцип моделирования
Объект исследования представляет собой систему, все
свойства которой изучить очень сложно и дорого. Поэтому ис-
следователи упрощают систему. Упростить систему без потери
сложности взаимовлияния элементов можно с помощью модели-
рования. Принцип моделирования в системном анализе состоит
в том, что исследователь изучает только те свойства системы,
которые его интересуют, накладывая определенные ограничения
и условия на остальные свойства.
Например, изучается зависимость величины товарооборота
от количества продавцов в нескольких магазинах фирмы; при
прочих равных условиях, таких как наличие очереди, примерное
равенство ассортимента, покупательный спрос посетителей в
разных магазинах примерно одинаковый.
5.2. Общие правила и алгоритмы анализа систем
Понятие системного анализа трактуется по-разному (про-
тиворечия есть во многих источниках). Однако наиболее общими
определениями являются следующие:
•суть системного анализа состоит в оценке состава, струк-
туры, возможностей, поведения систем и решения проблем,
возникающих в ходе их функционирования;
•системный анализ — это методология решения проблем.
Основные правила анализа систем
Анализ систем (деление систем на подсистемы, декомпо-
зиция).
Анализ систем предполагает разбиение системы на части и
исследование ее по частям.
Анализ систем выполняется при создании новых систем,
совершенствования и коррекции существующих систем.
Основой анализа систем является:
132
Предметный анализ. В ходе предметного анализа необхо-
димо ответить на два вопроса:
•из каких элементов (предметов) состоит система — ком-
понентный анализ;
•как связаны компоненты системы — структурный анализ.
Функциональный анализ — анализ динамики связей, кото-
рые выявлены в ходе предметного анализа.
Исторический анализ — как было раньше и что будет.
При анализе систем необходимо определить следующее:
1. Какие у системы компоненты и как они связаны между
собой.
2. Какие у системы надсистемы и как они связаны с сис-
темой.
3. Какие у системы подсистемы и как они связаны с систе-
мой.
4. Какие у системы внутренние функции и как они связаны
с внешними функциями.
5. Какие у системы внешние функции и как они связаны с
внутренними функциями.
6. В какой последовательности возникали компоненты си-
стемы.
7. В какой последовательности исчезали компоненты си-
стемы.
8. В какой последовательности возникали функции сис-
темы.
9. В какой последовательности исчезали функции сис-
темы.
10. Какими возможностями обладает система, основные по-
казатели этих возможностей.
11. Какие факторы оказывают влияние на возможности
системы?
12. Какие факторы снижают возможности системы, а какие
повышают возможности системы?
13. При каких значениях факторов система будет находить-
ся в критическом состоянии.
133
14. При каких значениях факторов (управление, условия,
ограничения) система будет функционировать с максимальной
эффективностью.
Ответ на каждый и перечисленных выше вопросов выполня-
ется на основе анализа свойств, ревизии свойств, сверки свойств,
углубленного анализа, повторныго анализа.
Правила анализа систем
1. Определение объекта анализа. Объект анализа— то, на
что направлено любое действие.
2. Определение предмета анализа. Предмет — свойство
(совокупность свойств), которое подвергаются анализу. Это
может быть часть объекта (подсистема), элемент, связи между
подсистемами и элементами, законы, закономерности, правила,
технологии и др. По результатам определения предмета анализа
формируются рамки (границы) и цели анализа.
3. Определение цели анализа. Цель анализа — результат
(желаемый), который должен быть достигнут в ходе анализа, это:
оценка факторов, оказывающих влияние на процесс и качество
функционирования системы (подсистемы, элемента); разработка
теоретических основ или развитие теории чего-либо; разработка
модели системы (подсистемы, элемента); разработка практиче-
ских рекомендаций по повышению качества и эффективности
функционирования системы. Цель анализа формируется по
результатам декомпозиции предмета анализа.
4. Определение задач анализа. Задачи анализа — то, что
необходимо сделать для достижения целей анализа. Задачами
анализа могут быть: анализ факторов, влияющих на что-либо;
декомпозиция системы; оценка свойств системы и др.
5. Определение методов решения задач анализа.
6. Выполнение анализа системы:
•выбор системы качественных и количественных показа-
телей функционирования системы;
•формирование потребных значений качественных и ко-
личественных показателей;
•определение фактических значений качественных и ко-
личественных показателей;
134
•выявление системных проблем и определение путей их
решения.
7. Формирование результатов анализа.
8. Проверка степени достижения целей анализа.
9. Выводы по результатам анализа.
Анализ систем, как правило, осуществляется в соответствии
со следующим общим алгоритмом:
•изучение системы (предназначение и задачи, решаемые
системой, состав и структура, связи системы со смежными си-
стемами, системами более высокого и низкого уровней);
•формулирование главной и частных целей системы;
•определение перечня объектов, функций, процессов, ме-
роприятий и работ, реализуемых в системе;
•определение главного и частных критериев оценки каче-
ства системы;
•определение входа, выхода системы, обратной связи;
•определение перечня объектов, функций, процессов, ме-
роприятий и работ, реализуемых в системе последовательно,
параллельно, последовательно-параллельно;
•группирование объектов, функций, процессов, мероприя-
тий и работ в соответствии с целями, задачами и критериями
(результаты функционирования системы), принятыми для
оценки системы;
•выделение элементов системы, определение показателей
функционирования каждого элемента системы (вход, выход,
обратная связь, преобразователь процесса и др.);
•определение показателей функционирования отдельных
элементов системы;
•выявление проблем, определение сильных и слабых сторон
каждого элемента системы;
•определение и (если это возможно) реализация путей ре-
шения проблем существования и функционирования элементов
системы;
•построение по результатам этого анализа обобщенных вы-
водов по существованию и функционированию системы;
•принятие решения на выполнение задач синтеза системы.