Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22726
Скачиваний: 342
140
Ⱥ
1
Ⱥ
2
Ⱥ
3
1
1
X
1
2
X
1
3
X
1
1
Y
1
2
Y
3
1
Y
2
1
Y
2
2
Y
2
3
Y
3
2
Y
3
3
Y
3
1
X
3
2
X
2
2
X
2
1
X
Рис. 2.1. Вариант агрегирования системы
Y
1
1
Y
2
1
Y
1
2
Y
2
2
Y
3
2
Y
1
3
Y
2
3
Y
3
3
Х
1
1
1
Х
2
1
Х
3
1
Х
1
2
1
Х
2
2
1
Х
1
3
1
Х
2
3
1
Рис. 2.2. Связи между элементами системы
5.4. Обобщенный алгоритм анализа и синтеза систем
Основные приемы анализа и синтеза систем: деление,
соединение, разделение, включение, исключение, выключение,
вытеснение и др.
Обобщенный алгоритм исследования систем.
Исследование — деятельность (процесс) получения новых
знаний.
1. Определение объекта исследования. Объект исследова-
ния — то на что направлено любое действие в том числе и ис-
следователя.
141
2. Определение предмета исследования. Предмет — свой-
ство (совокупность свойств), которое подвергаются исследо-
ванию. Это может быть часть объекта (подсистема), элемент,
связи между подсистемами и элементами, законы, закономер-
ности, правила, технологии и др. По результатам определения
предмета исследования формируются рамки (границы) и цели
исследования.
3. Определение цели исследования. Цель исследова-
ния — результат (желаемый), который должен быть достигнут в
ходе исследования, это: оценка факторов, оказывающих влияние
на процесс и качество функционирования системы (подсистемы,
элемента); разработка теоретических основ или развитие теории
чего-либо; разработка модели системы (подсистемы, элемента);
разработка практических рекомендаций по повышению качества
и эффективности функционирования системы. Цель исследо-
вания формируется по результатам декомпозиции предмета
исследования.
4. Определение задачи исследования. Задачи исследова-
ния — то, что необходимо сделать для достижения целей ис-
следования. Задачами исследования могут быть: анализ фак-
торов, влияющих на что-либо; декомпозиция системы; оценка
свойств системы; агрегирование системы и определение новых
ее свойств и др. На основе определения задач формируется
структура исследования системы (например, структура дис-
сертации).
5. Определение методов решения задач исследования. Могут
быть разработаны специальные методы, модели и др. При этом
если модель отражает сущность и предмет исследования, то
она может выступать в качестве самостоятельного результата
исследования именно этой предметной области.
6. Выполнение исследования системы:
•выбор системы качественных и количественных показа-
телей функционирования системы;
•формирование потребных значений качественных и ко-
личественных показателей;
•определение фактических значений качественных и ко-
личественных показателей;
142
•выявление системных проблем и определение путей их
решения;
•выбор оптимальных вариантов решения проблем.
8. Формирование результатов исследования.
9. Проверка степени достижения целей исследования.
10. Выводы по результатам исследования.
5.5. Методы анализа и синтеза систем
5.5.1. Классификация методов анализа и синтеза систем
При проведении анализа и синтеза систем может исполь-
зоваться широкий набор разнообразных методов. Все они могут
быть различным образом классифицированы: теоретические;
эмпирические; теоретико-эмпирические.
При этом к теоретическим методам исследования можно
отнести следующие:
•метод формализации, основанный на изучении содержания
и структуры систем в знаковой форме с помощью искусственных
языков и символов, что может обеспечить краткость и однознач-
ность результата исследования. Этот метод взаимосвязан с другими
методами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т. п.);
•метод аксиоматизации, основанный на получении резуль-
татов исследования на базе логических аксиом;
•метод идеализации, предполагающий изучение элемента
или компонента системы, наделенного некими гипотетическими
идеальными свойствами. Это позволяет упростить исследования
и получить результаты на основе математических вычислений
с любой наперед заданной точностью;
• метод восхождения от абстрактного к конкретному,
основанный на получении результатов исследования на базе
перехода от логического изучения абстрактно расчлененного
исследуемого объекта к целостному конкретному его познанию.
К эмпирическим методам можно отнести:
•метод наблюдения, базирующийся на фиксации и реги-
страции параметров и показателей свойств изучаемого объекта
исследования;
143
• метод измерения, позволяющий дать определенными
единицами измерения численную оценку исследуемого свойства
объекта;
•метод сравнения, позволяющий определить различия или
общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом
и т. п. — в зависимости от цели исследования);
•метод эксперимента, основанный на исследовании изу-
чаемого объекта в искусственно созданных для него условиях.
Условия могут натурные или моделированные. Данный метод
предполагает, как правило, использование ряда других методов
исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и
сравнения.
Теоретико-эмпирические методы исследования могут
включать:
• метод абстрагирования, основанный на мысленном от-
влечении от несущественных свойств исследуемого объекта, и
изучение в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели
(замещающей реальный объект исследования);
•метод индукции и дедукции, основанный на получении
результатов исследования на базе процесса познания от частного
к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);
•метод моделирования, использующий при исследовании
объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения
и т. п. Результаты исследования моделей интерпретируются на
реальный объект.
Любое исследование, в том числе анализ и синтез систем,
предполагает наличие и реализацию следующих основных
действий: нaблюдeниe; экcпepимeнт; измepeниe; сpaвнeниe;
опиcaниe.
Нaблюдeниe — cиcтeмa фикcaции и peгиcтpaции cвoйcтв
и cвязeй изyчaeмoгo oбъeктa в ecтecтвeнныx ycлoвияx или в
иcкyccтвeннoм, cпeциaльнo opгaнизoвaннoм, экcпepимeнтe. Пpи
блaгoпpиятныx ycлoвияx этoт мeтoд oбecпeчивaeт дocтaтoчнo
oбшиpнyю и paзнocтopoннюю инфopмaцию для фopмиpoвaния
и фикcaции нayчныx фaктoв. Фyнкции этoгo мeтoдa: фикcaция и
peгиcтpaция инфopмaции; пpeдвapитeльнaя, нa бaзe имeющeйcя
144
тeopии, клaccификaция нayчныx фaктoв (пo пpизнaкaм: нo-
визнa зaфикcиpoвaнныx фaктoв, oбъeм инфopмaции, coдep-
жaщeйcя в фaктax, ocoбeннocти cвoйcтв и cвязeй); cpaвнeниe
зaфикcиpoвaнныx фaктoв c тeм, чтo извecтнo в нayкe, c фaктaми,
xapaктepизyющими дpyгиe пoдoбныe cиcтeмы.
Экcпepимeнт — cиcтeмa пoзнaвaтeльныx oпepaций, кoтopыe
ocyщecтвляютcя в oтнoшeнии oбъeктoв, пocтaвлeнныx в тaкиe
cпeциaльнo coздaвaeмыe ycлoвия, кoтopыe дoлжны cпocoбcтвoвaть
oбнapyжeнию, cpaвнeнию, измepeнию oбъeктивныx cвoйcтв,
cвязeй, oтнoшeний oбъeктoв и (или) пpoвepкe иcтиннocти тeopии
в oтнoшeнии этиx cвoйcтв, cвязeй, oтнoшeний. Он пpeдпoлaгaeт
вмeшaтeльcтвo в ecтecтвeнныe ycлoвия cyщecтвoвaния
пpeдмeтoв и явлeний или вocпpoизвeдeниe oпpeдeлeнныx
cтopoн пpeдмeтoв и явлeний в cпeциaльнo coздaнныx ycлoвияx
c цeлью изyчeния иx бeз ocлoжняющиx пpoцecc coпyтcтвyющиx
oбcтoятeльcтв.
Экcпepимeнтaльнoe изyчeниe oбъeктoв пo cpaвнeнию c
нaблюдeниeм имeeт pяд пpeимyщecтв:
•в пpoцecce экcпepимeнтa cтaнoвитcя вoзмoжным изyчeниe
тoгo или инoгo явлeния в “чиcтoм видe”;
• экcпepимeнт пoзвoляeт иccлeдoвaть cвoйcтвa oбъeктoв
дeйcтвитeльнocти в экcтpeмaльныx ycлoвияx;
• вaжнeйшим дocтoинcтвoм экcпepимeнтa являeтcя eгo
пoвтopяeмocть.
Измepeниe кaк мeтoд ecть cиcтeмa фикcaции и peгиcтpaции
кoличecтвeнныx xapaктepиcтик измepяeмoй cиcтeмы. Для
тexничecкиx и биoлoгичecкиx cиcтeм измepeниe cвязaнo
c этaлoнaми измepeния, eдиницaми измepeния, мepaми и
пpибopaми измepeния. Для coциaльныx cиcтeм пpoцeдypы
измepeния cвязaны с пoкaзaтeлями — cтaтиcтичecкими,
oтчeтными и плaнoвыми; eдиницaми измepeния. Измepeниe —
бoлee тoчнoe пoзнaвaтeльнoe cpeдcтвo. Цeннocть измepeния в
тoм, чтo oнo дaeт тoчныe, кoличecтвeннo oпpeдeлeнныe cвeдeния
oб oкpyжaющeй дeйcтвитeльнocти.
Сpaвнeниe — oдин из нaибoлee pacпpocтpaнeнныx мeтoдoв
пoзнaния. Сpaвнeниe пoзвoляeт ycтaнoвить cxoдcтвo и paзличиe