Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22719
Скачиваний: 342
120
ɚ) ɉɚɪɚɦɟɬɪɵ ɮɭɧɤɰɢɨɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɫɢɫɬɟɦɵ
ɉ1
ɉ2
ɉ3
ɉ4
ɉ5
-500
0
500
1000
1500
2000
2500
3000
0
5
10
15
20
25
30
35
Ɍɟɤɭɳɟɟ ɜɪɟɦɹ
Ɂɧɚɱɟɧɢɹ ɩɚɪɚɦɟɬɪɨɜ
ɮɭɧɤɰɢɨɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɫɢɫɬɟɦɵ
ɛ) Ⱦɢɫɩɟɪɫɢɢ ɨɲɢɛɨɤ ɩɪɨɝɧɨɡɢɪɨɜɚɧɢɹ ɩɚɪɚɦɟɬɪɨɜ ɫɢɫɬɟɦɵ
Dɩ1
Dɩ2
Dɩ3
Dɩ4
Dɩ5
0
500
1000
1500
2000
2500
3000
0
5
10
15
20
25
30
35
Ɍɟɤɭɳɟɟ ɜɪɟɦɹ
Ɂɧɚɱɟɧɢɹ ɞɢɫɩɟɪɢɣ ɨɲɢɛɨɤ
ɫ) Ɏɭɧɤɰɢɢ ɪɚɫɩɪɟɞɟɥɟɧɢɹ ɜɪɟɦɟɧɢ ɩɟɪɟɯɨɞɚ ɫɢɫɬɟɦɵ ɜ ɤɪɢɬɢɱɟɫɤɨɟ
ɫɨɫɬɨɹɧɢɟ
ɂɧɬɟɝɪɚɥɶɧɚɹ
ɮɭɧɤɰɢɹ
Ⱦɢɮɮɟɪɟɧɰɢɚɥɶɧɚɹ
ɮɭɧɤɰɢɹ
-0.2
0
0.2
0.4
0.6
0.8
1
0
5
10
15
20
25
30
35
Ɍɟɤɭɳɟɟ ɜɪɟɦɹ
Рис. 1.18. Зависимости, характеризующие процесс перехода системы
в критическое состояние
121
условия, при которых может возникнуть критическая ситуация,
и, соответственно, определить мероприятия и работы, при вы-
полнении которых критическую ситуацию можно не допустить
или же максимально отодвинуть сроки ее возникновения. В этом
случае по существу решается задача управления системой в
условиях кризиса (например, нахождения предприятия на грани
банкротства).
В настоящее время эта задача не решается ни в одной из
автоматизированных информационных систем управления
предприятиями или какими-либо другими экономическими
структурами. Это приводит к существенному снижению ана-
литических возможностей систем, при том что их базы данных
для реализации этих задач имеют практически неограниченные
возможности.
При этом в качестве текущих и критических параметров
могут приниматься: производственные показатели; финансо-
вые показатели; административно-хозяйственные показатели;
торгово-закупочные показатели и др.
4.4. Управление экономическими системами
в условиях критического состояния (кризиса)
Управление в условиях риска имеет два направления: ис-
пользование теории игр, прогнозирование критических си-
туаций.
Первое направление характеризуется тем, что для при-
нятия решения используется теория игр. В качестве первого
игрока выступает руководитель предприятия, вторым игроком
является конкурент или природа. У первого игрока имеется
несколько возможных стратегий, у второго игрока имеется не-
сколько стратегий поведения с определенной вероятностью. За-
дача сводится к выбору первым игроком стратегии, при которой
размер выигрыша будет максимальным из всех минимально
возможных выигрышей.
Второе направление связано с прогнозированием критиче-
ских ситуаций, которое создает риск нарушить стабильность
системы. Остановимся на втором направлении более подробно.
122
Выработка и принятие управленческого решения в усло-
виях возникновения и ликвидации критической ситуации по
сравнению с обычными решениями может иметь целый ряд
особенностей, учет которых в определенных условиях может
привести к кардинальному изменению целей, задач, средств и
способов достижения целей системы.
В решении целесообразно указать:
1) время и условия возникновения критической ситуации;
основные факторы, по причине которых эта ситуация возникла
(может возникнуть); какими состояниями должны характери-
зоваться факторы, чтобы критическая ситуация была ликви-
дирована (ослаблена либо могла возникнуть в наиболее позднее
время); что необходимо изменить, какие мероприятия и действия
провести и от чего отказаться в дальнейших действиях;
2) формы, силы, средства, время и методы воздействия;
общие задачи силам, время готовности к их выполнению;
3) место мероприятий и действий по ликвидации крити-
ческой ситуации в общей системе задач, решаемых по планам
экономической деятельности, обеспечение всех видов деятель-
ности, взаимодействие и управление.
Условия и порядок признания предприятия банкротом
основываются на определенных законодательных процедурах.
Так, решение о признании предприятия банкротом может вы-
нести только арбитражный суд. Основанием для возбуждения
судебного производства по делу о банкротстве является письмен-
ное заявление: кого-либо из кредиторов; самого предприятия-
должника; прокурора.
Кредитор может обратиться с заявлением о возбуждении
дела о банкротстве предприятия в случае, если оно не в со-
стоянии удовлетворить в течение одного месяца признанные
им претензионные требования либо уплатить долг по исполни-
тельным документам. Предприятие-должник может обратиться
в арбитражный суд по собственной инициативе в случае его
финансовой несостоятельности или угрозы такой несостоятель-
ности. В современной практике большинство дел о банкротстве
возбуждается по инициативе коммерческих банков и налоговых
инспекций.
123
С позиций финансового менеджмента возможное насту-
пление банкротства представляет собой кризисное состояние
предприятия, при котором оно неспособно осуществлять фи-
нансовое обеспечение текущей производственной деятельности.
Преодоление такого состояния, диагностируемого как “угроза
банкротства”, требует разработки специальных методов финан-
сового управления предприятием.
Рыночная экономика выработала обширную систему фи-
нансовых методов предварительной диагностики и возможной
защиты предприятия от банкротства, которая получила назва-
ние “системы антикризисного финансового управления”. Для
реализации этой системы управления в странах с развитой ры-
ночной экономикой готовятся особые специалисты — менеджеры
по антикризисному управлению компанией. Суть этой системы
управления состоит в том, что угроза банкротства диагности-
руется еще на ранних стадиях ее возникновения, что позволяет
своевременно привести в действие специальные финансовые
механизмы защиты или обосновать необходимость определен-
ных реорганизационных процедур. Если эти механизмы и проце-
дуры в силу несвоевременного или недостаточно эффективного
их осуществления не привели к финансовому оздоровлению
предприятия, оно стоит перед необходимостью в добровольном
или принудительном порядке прекратить свою хозяйственную
деятельность и начать ликвидационные процедуры.
Основной целью антикризисного финансового управления
является быстрое возобновление платежеспособности и вос-
становление достаточного уровня финансовой устойчивости
предприятия для избежания его банкротства. С учетом этой цели
на предприятии разрабатывается специальная политика анти-
кризисного финансового управления при угрозе банкротства.
Она может быть сформулирована следующим образом:
Политика антикризисного финансового управления пред-
ставляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия,
заключающейся в разработке и использовании системы методов
предварительной диагностики угрозы банкротства и механизмов
финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его
защиту от банкротства.
124
Основное содержание политики антикризисного финансо-
вого управления предприятием при угрозе банкротства:
1. Периодическое исследование финансового состояния
предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кри-
зисного развития, вызывающих угрозу банкротства. В этих
целях в системе общего анализа финансового состояния пред-
приятия выделяется особая группа объектов наблюдения, фор-
мирующая возможное “кризисное поле”, реализующее угрозу
банкротства. В процессе исследования показателей “кризисного
поля” применяются как традиционные, так и специальные мето-
ды анализа. Анализ и контроль таких показателей включается в
систему мониторинга финансовой деятельности предприятия.
2. Определение масштабов кризисного состояния пред-
приятия. При обнаружении существенных отклонений от
нормального хода финансовой деятельности, определяемого на-
правлениями его финансовой стратегии и системой плановых и
нормативных финансовых показателей, выявляются масштабы
кризисного состояния предприятия, т. е. его глубина с позиций
угрозы банкротства. Такая идентификация масштабов кризис-
ного состояния предприятия позволяет осуществлять соответ-
ствующий селективный подход к выбору системы механизмов
защиты от возможного банкротства.
3. Изучение основных факторов, обусловивших (и обуслав-
ливающих в предстоящем периоде) кризисное развитие пред-
приятия. Разработка политики антикризисного финансового
управления определяет необходимость предварительной груп-
пировки таких факторов по основным определяющим признакам;
исследование степени влияния отдельных факторов на формы и
масштабы кризисного финансового развития; прогнозирование
развития факторов, оказывающих такое негативное влияние.
4. Формирование целей и выбор основных механизмов анти-
кризисного финансового управления предприятием при угрозе
банкротства. Цели и механизмы антикризисного финансового
управления должны соответствовать масштабам кризисного со-
стояния предприятия и учитывать прогноз развития основных
факторов, определяющих угрозу банкротства. С учетом этих