Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 22719

Скачиваний: 342

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

120

 

 

 

ɚ) ɉɚɪɚɦɟɬɪɵ ɮɭɧɤɰɢɨɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɫɢɫɬɟɦɵ

ɉ1

ɉ2

ɉ3

ɉ4

 

ɉ5

 

-500

 

0

 

500

 

1000

 

1500

 

2000

 

2500

 

3000

 

0

 

5

 

10

15

20

25

30

 

35

Ɍɟɤɭɳɟɟ ɜɪɟɦɹ

Ɂɧɚɱɟɧɢɹ ɩɚɪɚɦɟɬɪɨɜ 

ɮɭɧɤɰɢɨɧɢɪɨɜɚɧɢɹ ɫɢɫɬɟɦɵ

 

ɛ) Ⱦɢɫɩɟɪɫɢɢ ɨɲɢɛɨɤ ɩɪɨɝɧɨɡɢɪɨɜɚɧɢɹ ɩɚɪɚɦɟɬɪɨɜ ɫɢɫɬɟɦɵ

Dɩ1

 

Dɩ2

 

Dɩ3

 

Dɩ4

 

Dɩ5

500 

1000 

1500 

2000 

2500 

3000 

10

15

20

25

30 

35

Ɍɟɤɭɳɟɟ ɜɪɟɦɹ 

Ɂɧɚɱɟɧɢɹ ɞɢɫɩɟɪɢɣ ɨɲɢɛɨɤ 

ɫ) Ɏɭɧɤɰɢɢ ɪɚɫɩɪɟɞɟɥɟɧɢɹ ɜɪɟɦɟɧɢ ɩɟɪɟɯɨɞɚ ɫɢɫɬɟɦɵ ɜ ɤɪɢɬɢɱɟɫɤɨɟ 

 

ɫɨɫɬɨɹɧɢɟ

ɂɧɬɟɝɪɚɥɶɧɚɹ 

ɮɭɧɤɰɢɹ 

Ⱦɢɮɮɟɪɟɧɰɢɚɥɶɧɚɹ

ɮɭɧɤɰɢɹ

-0.2 

0.2 

0.4 

0.6 

0.8 

0

 

5

 

10

15

20

25

30

 

35

Ɍɟɤɭɳɟɟ ɜɪɟɦɹ

Рис. 1.18. Зависимости, характеризующие процесс перехода системы 

в критическое состояние


background image

121

условия, при которых может возникнуть критическая ситуация, 
и, соответственно, определить мероприятия и работы, при вы-
полнении которых критическую ситуацию можно не допустить 
или же максимально отодвинуть сроки ее возникновения. В этом 
случае по существу решается задача управления системой в 
условиях кризиса (например, нахождения предприятия на грани 
банкротства).

В настоящее время эта задача не решается ни в одной из 

автоматизированных информационных систем управления 
предприятиями или какими-либо другими экономическими 
структурами. Это приводит к существенному снижению ана-
литических возможностей систем, при том что их базы данных 
для реализации этих задач имеют практически неограниченные 
возможности.

При этом в качестве текущих и критических параметров 

могут приниматься: производственные показатели; финансо-
вые показатели; административно-хозяйственные показатели; 
торгово-закупочные показатели и др.

4.4. Управление экономическими системами 
в условиях критического состояния (кризиса)

Управление в условиях риска имеет два направления: ис-

пользование теории игр, прогнозирование критических си-
туаций. 

Первое направление характеризуется тем, что для при-

нятия решения используется теория игр. В качестве первого 
игрока выступает руководитель предприятия, вторым игроком 
является конкурент или природа. У первого игрока имеется 
несколько возможных стратегий, у второго игрока имеется не-
сколько стратегий поведения с определенной вероятностью. За-
дача сводится к выбору первым игроком стратегии, при которой 
размер выигрыша будет максимальным из всех минимально 
возможных выигрышей. 

Второе направление связано с прогнозированием критиче-

ских ситуаций, которое создает риск нарушить стабильность 
системы. Остановимся на втором направлении более подробно.


background image

122

Выработка и принятие управленческого решения в усло-

виях возникновения и ликвидации критической ситуации по 
сравнению с обычными решениями может иметь целый ряд 
особенностей, учет которых в определенных условиях может 
привести к кардинальному изменению целей, задач, средств и 
способов достижения целей системы.

В решении целесообразно указать: 
1) время и условия возникновения критической ситуации; 

основные факторы, по причине которых эта ситуация возникла 
(может возникнуть); какими состояниями должны характери-
зоваться факторы, чтобы критическая ситуация была ликви-
дирована (ослаблена либо могла возникнуть в наиболее позднее 
время); что необходимо изменить, какие мероприятия и действия 
провести и от чего отказаться в дальнейших действиях; 

2) формы, силы, средства, время и методы воздействия; 

общие задачи силам, время готовности к их выполнению;

3) место мероприятий и действий по ликвидации крити-

ческой ситуации в общей системе задач, решаемых по планам 
экономической деятельности, обеспечение всех видов деятель-
ности, взаимодействие и управление.

Условия и порядок признания предприятия банкротом 

основываются на определенных законодательных процедурах. 
Так, решение о признании предприятия банкротом может вы-
нести только арбитражный суд. Основанием для возбуждения 
судебного производства по делу о банкротстве является письмен-
ное заявление: кого-либо из кредиторов; самого предприятия-
должника; прокурора.

Кредитор может обратиться с заявлением о возбуждении 

дела о банкротстве предприятия в случае, если оно не в со-
стоянии удовлетворить в течение одного месяца признанные 
им претензионные требования либо уплатить долг по исполни-
тельным документам. Предприятие-должник может обратиться 
в арбитражный суд по собственной инициативе в случае его 
финансовой несостоятельности или угрозы такой несостоятель-
ности. В современной практике большинство дел о банкротстве 
возбуждается по инициативе коммерческих банков и налоговых 
инспекций.


background image

123

С позиций финансового менеджмента возможное насту-

пление банкротства представляет собой кризисное состояние 
предприятия, при котором оно неспособно осуществлять фи-
нансовое обеспечение текущей производственной деятельности. 
Преодоление такого состояния, диагностируемого как “угроза 
банкротства”, требует разработки специальных методов финан-
сового управления предприятием.

Рыночная экономика выработала обширную систему фи-

нансовых методов предварительной диагностики и возможной 
защиты предприятия от банкротства, которая получила назва-
ние “системы антикризисного финансового управления”. Для 
реализации этой системы управления в странах с развитой ры-
ночной экономикой готовятся особые специалисты — менеджеры 
по антикризисному управлению компанией. Суть этой системы 
управления состоит в том, что угроза банкротства диагности-
руется еще на ранних стадиях ее возникновения, что позволяет 
своевременно привести в действие специальные финансовые 
механизмы защиты или обосновать необходимость определен-
ных реорганизационных процедур. Если эти механизмы и проце-
дуры в силу несвоевременного или недостаточно эффективного 
их осуществления не привели к финансовому оздоровлению 
предприятия, оно стоит перед необходимостью в добровольном 
или принудительном порядке прекратить свою хозяйственную 
деятельность и начать ликвидационные процедуры.

Основной целью антикризисного финансового управления 

является быстрое возобновление платежеспособности и вос-
становление достаточного уровня финансовой устойчивости 
предприятия для избежания его банкротства. С учетом этой цели 
на предприятии разрабатывается специальная политика анти-
кризисного финансового управления при угрозе банкротства. 
Она может быть сформулирована следующим образом:

Политика антикризисного финансового управления пред-

ставляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, 
заключающейся в разработке и использовании системы методов 
предварительной диагностики угрозы банкротства и механизмов 
финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его 
защиту от банкротства.


background image

124

Основное содержание политики антикризисного финансо-

вого управления предприятием при угрозе банкротства:

1.  Периодическое исследование финансового состояния 

предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кри-
зисного развития, вызывающих угрозу банкротства
. В этих 
целях в системе общего анализа финансового состояния пред-
приятия выделяется особая группа объектов наблюдения, фор-
мирующая возможное “кризисное поле”, реализующее угрозу 
банкротства. В процессе исследования показателей “кризисного 
поля” применяются как традиционные, так и специальные мето-
ды анализа. Анализ и контроль таких показателей включается в 
систему мониторинга финансовой деятельности предприятия.

2. Определение масштабов кризисного состояния пред-

приятия. При обнаружении существенных отклонений от 
нормального хода финансовой деятельности, определяемого на-
правлениями его финансовой стратегии и системой плановых и 
нормативных финансовых показателей, выявляются масштабы 
кризисного состояния предприятия, т. е. его глубина с позиций 
угрозы банкротства. Такая идентификация масштабов кризис-
ного состояния предприятия позволяет осуществлять соответ-
ствующий селективный подход к выбору системы механизмов 
защиты от возможного банкротства.

3. Изучение основных факторов, обусловивших (и обуслав-

ливающих в предстоящем периоде) кризисное развитие пред-
приятия
. Разработка политики антикризисного финансового 
управления определяет необходимость предварительной груп-
пировки таких факторов по основным определяющим признакам; 
исследование степени влияния отдельных факторов на формы и 
масштабы кризисного финансового развития; прогнозирование 
развития факторов, оказывающих такое негативное влияние.

4. Формирование целей и выбор основных механизмов анти-

кризисного финансового управления предприятием при угрозе 
банкротства
. Цели и механизмы антикризисного финансового 
управления должны соответствовать масштабам кризисного со-
стояния предприятия и учитывать прогноз развития основных 
факторов, определяющих угрозу банкротства. С учетом этих