Файл: Продвижение предприятий сферы Horeca (гостиничный биз\нес) в российской и международной практике.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 510
Скачиваний: 5
15.3.Основные социальные проблемы в регионах
Источники социальных проблем в регионах - социальные противоречия. Наиболее полно социальные противоречия проявляют себя на региональном уровне. Это связано с той ролью, которую играет регион в социально-экономической жизни страны. Проблемы бывают простыми и сложными, реально решаемыми, принципиально решаемыми, принципиально нерешаемыми. Важнейшими социальными проблемами регионов являются: индивидуальные и семейные; социально-экономические, групп, общностей; проблемы коммуникации, информационного обеспечения; проблемы социальной стратификаций; проблемы занятости, и др. Изучение показало, что на региональном уровне проблемы можно охарактеризовать и по степени охвата различных сфер общества и различных категорий населения. Проблемы могут носить глобальный характер и затрагивать интересы значительной части населения
16.1Социальная психология как наука. – Социальная психология – это наука, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, то есть отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) или отдельные их представители (личности). Предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.
16.2. 2. Социально-психологическое содержание социальной работы с безнадзорными детьми и подростками.
Социально-психологические причины безнадзорности переплетены с социально-психологическими причинами безнадзорности, поэтому, их надо рассматривать совместно. Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает деятельность следующих учреждений и органов: комиссий по делам несовершеннолетних и по защите их прав; органов управления образованием; органов опеки и попечительства; органов по делам молодежи; органов управления здравоохранением; органов службы занятости; органов внутренних дел. Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации».
16.3. 3. Социально-психологические аспекты обслуживания осиротевших и оставшихся без попечения родителей детей. Сиротство–это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства. Социальная помощь детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей, осуществляется разветвленной системой, которая включает в себя несколько уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы как территориальные структуры, смешанные службы – государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-психологической помощи, благотворительными организациями.
1.а) Раскройте особенности методов исследования проблем клиента
В СОЦИОЛОГИИ
Социология в социальной работе рассматривается с точки зрения социологического обеспечения деятельности организаций и учреждений социальной сферы. В проведении социологических исследований выделяют четыре последовательных, логически и содержательно взаимосвязанных этапа:
1. Подготовительный, заключается в выработке программы и инструментария - анкеты, бланки интервью, бланки фиксирования результатов наблюдения, анализа документов и тому подобное.
2. Сбор первичной социологической информации. Происходит с помощью опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.
3. Составление и обработка собранной информации.
4. Анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулирование выводов, разработка рекомендаций.
Фундаментальные социологические исследования в социальной работе направленные на установление и анализ социальных тенденций, закономерностей социального развития и связанные с решением сложных проблем граждан и общества в целом.
Прикладные исследования нацелены на изучение конкретного социума, конкретных объектов, решение определенных социальных проблем.
Поисковые исследования - по своим параметрам является простейшими, решают простые по содержанию задачи. Применяют их тогда, когда проблема, объект или предмет исследования относятся к малоизученным или вообще не изученных.
Описательные исследования создают относительно целостное представление об изучаемых явлениях, процессах: исследование системы социальных служб для молодежи, функционирования структуры Министерства труда и социальной политики.
Аналитические исследования не только описывают социальные явления и их компоненты, но и устанавливают причины их возникновения, механизмы функционирования, выделяют факторы, обеспечивающие их. Особое место отводится пилотажным социологическим исследованиям, которые позволяют оценить качество инструментария (анкет, опросных листов, протоколов наблюдения, процедур, анализа документов и т.п.), внести необходимые коррективы в него.
Важное значение для социальных работников имеют официальные документы - законы, правительственные постановления, нормативно-правовые акты, национальные программы и проекты, касающиеся вопросов социальной защиты населения и социальной поддержки отдельных целевых групп и категорий населения.
1.б) Раскройте особенности методов исследования проблем клиента
В ПСИХОЛОГИИ
Методы (академической) психологии - это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.
Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.
Методы психологии очень различны. Классифицируя их, в первую очередь различаются методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными, более и менее научными. В психологии, претендующей на научность, должны быть соответствующие научные методы.
Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными - самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.
При изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.
2.Б) Раскройте особенности методов исследования проблем клиента в СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ
В системе социальной работы в настоящее время все большее значение приобретает социальная медицина, которая тесно связана с медицинским направлением социальной работы.
Социальная медицина – наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни.
Методы, которые применяются в социальной медицине, очень разнообразны: социологический (основанный на анкетировании и интервьюировании), экспертный (для исследования качества и результативности медицинской помощи), метод математической статистики (в том числе и метод моделирования), метод организационного эксперимента (создание учреждений с новыми формами медицинской помощи на определенных территориях) и т. д.
2. А) Раскройте особенности методов исследования проблем клиента в СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Все методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.
Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты социометрические,наконец, эксперимент.
Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны.
Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование.
Метод анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.
Интервьюирование — метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.
Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты.
Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
3. А) Обобщите следующие варианты:
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА – ЭТО ПРОФЕССИЯ
Социальная работа как практическая деятельность имела место всегда, с самого начала возникновения человеческого общества, принимая различные формы на различных этапах его развития. Социальная работа может выступать и выступала в форме как профессиональной, так и непрофессиональной деятельности, с преобладанием в XX в. профессиональной формы. На более ранних стадиях развития человечества она носила характер благотворительности, милосердия и т. д. Важнейшим компонентом социальной работы является ее содержание, определяемое функциями: информационной, диагностической, прогностической, организационной, психолого-педагогической, оказания практической помощи, управленческой. Социальная работа осуществляется с помощью средств как предметов, орудий, действий, с помощью которых достигаются цели этой деятельности. Многообразие средств предопределяется указанным многообразием функций социальной работы: это и деловые связи, и личные контакты, и слова, и приемы психотерапии, личное обаяние, и такие средства как телефон, специальные учетные бланки и т. д.
3.Б) СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА – ЭТО ПРИКЛАДНАЯ НАУКА
Как наука социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сферы и специфической социальной деятельности. Как наука социальная работа находится еще в стадии становления. В то же время она характеризуется всеми признаками научной дисциплины. Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы, методы. Закономерности социальной работы можно интерпретировать как существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи, которые проявляются при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы и обусловливают характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов, отношений. К ним можно отнести: