Файл: Курс лекций лекция 12 Тема Коррекционная педагогика в системе наук о человеке План лекции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
ставной части единого образовательного процесса, в который входит обуче- ние, воспитание и развитие ребенка.
Коррекция как особая форма психолого-педагогического воздействия теоретически базируется на следующих фундаментальных положениях:
• положения о том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействовать на дея- тельность по воспитанию подростков и на их ведущую деятельность (теория деятельности А.Н. Леонтьева);
• положения о социальной ситуации развития Л.С. Выготского как еди- ницы анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупности законов, кото- рыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе;
• положения о формах психологических контактов между людьми, раз- работанном С.Л. Рубинштейном;
• положении, разработанном в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отноше- ний, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекци- онный процесс самого ребенка и его окружения;
• положении, разработанном Д.Б. Элькониным о том, что коррекцион- ный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных груп- повых коррекционных занятий.
Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность раскрыли психологи и психотерапевты С.А. Бадмаев, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, Ф.Г. Ли- дерс, Ф.С. Спиваковская и др., которые видят коррекцию как особым обра- зом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отно- шению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, ре- конструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, кото- рые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гар- моничных отношений ребенка со средой.
С этой точки зрения коррекционно-педагогическая деятельность –
это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с детьми и подростками, имеющими незначительные отклоне- ния в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и ре- конструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения несовер- шеннолетних, но и создание необходимых условий для их личностного раз- вития, адекватной интеграции в социум. При коррекции девиаций в поведе- нии и отклонений в развитии важно учитывать, что взаимодействие субъек- тов педагогического процесса своей конечной целью имеет усвоение воспи- танниками опыта, накопленного обществом (как стратегическая задача) и ос- воение положительных нравственных норм и правил, культуры поведения
(тактическая задача).
14
По мнению отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонть- ев, Д.Б. Эльконин) цель коррекционной работы должна определяться пони- манием закономерностей психического развития ребенка как активного дея- тельностного субъекта этого процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в форме усвоения общественно-исторического опыта путем его интериоризации (И. (лат. внутренний) - формирование внутренних структур
человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной
деятельности. ).
При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны:
• формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;
• быть реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекцион- ной работы;
• быть привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремле- ние у ребенка их достигнуть;
• учитывать индивидуальные и психологические возможности ребенка, коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями и микросоциумом подростка.
5. Принципы организации коррекционно-педагогической деятельности.
Цели и задачи педагогического процесса должны опираться на основ- ные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, вытекающие из закономерностей педагогического процесса, т.е. на педагогические принципы. В педагогической науке принципы – это осно- ва, первоначало, в них отражаются требования к организации педагогической деятельности (в т.ч. и к коррекционно-педагогической), определяются ее на- правления, конечная цель и результат деятельности. Принципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в целостную сис- тему, определяют стратегическое напарвление целостного подхода к реше- нию задач коррекционно-педагогического процесса.
В психолого-педагогической литературе существуют различные под- ходы к классификации принципов коррекционной деятельности. Основанием для классификации ряд исследователей определяет диагностическую либо профилактическую направленность коррекционного процесса, другие – особенности психического развития ребенка и своеобразие межличностных отношений детей с отклонениями в развитии и поведении.
При организации и проведении коррекционно-педагогической деятель- ности в значительной степени нужно опираться на общепедагогические принципы. Сначала остановимся на рассмотрении общепедагогических принципов, а затем определим группу коррекционно-педагогических прин- ципов, создающих базу для педагогической коррекции отклоняющегося по- ведения и развития детей и подростков.
Общепедагогические принципы
1. Принцип целенаправленности педагогического процесса.
2. Принцип целостности и системности педагогического процесса.
15
3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.
4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требо-
вательностью к нему.
5. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны
его личности.
6. Принцип сознательности и активности личности в целостном педаго-
гическом процессе.
7. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий
Специфические принципы коррекционно-педагогической деятельности
1. Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактиче-
ских и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их ге-
терхронность, т.е. неравномерность развития. Каждый человек находится на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрас- тном периоде. Поэтому при определении целей и задач коррекционно- педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития ребенка, а не сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведе- ния. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позво- лят избежать ненужных осложнений в его развитии и поведении, а следова- тельно, необходимости развертывания в дальнейшем полномасштабных спе- циальных коррекционных мероприятий. Вместе с тем любая программа кор- рекции развития воспитанника должна быть направлена не столько на кор- рекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потен- циальных возможностей гармонического развития личности ребенка.
2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полноценную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте.
3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассматривается как
принцип «нормативности» развития личности, как последовательность сме- няющих друг друга возрастов.
4. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчер- кивая, что исходным моментом в их достижении является организация ак- тивной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориен- тировки в сложных конфликтных ситуациях, выработка алгоритма социально приемлемого поведения. При планировании и организации коррекционно- педагогической деятельности следует выбирать наиболее адекватные целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильно сложные ситуации, которые ребенок в состоянии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положи- тельное русло развития. Принцип деятельностного подхода является методо- логическим принципом построения процесса коррекции.
16 5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекцион-
но-педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не суще- ствует универсальных приемов воздействия, способствующих переориента- ции, изменению направленности личности, резкому изменению поведения детей и подростков. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих индиви- дуально-психологические особенности личности, состояние социальной си- туации, уровень материально-технического и учебно-методического обеспе- чения педагогического процесса, подготовленность учителей к его проведе- нию. Должна при этом присутствовать и определенная логика и последова- тельность применения педагогических методов и коррекционных приемов, ступенчатость воздействия на сознание ребенка, его эмоционально- чувственную сферу, вовлечение его в активную индивидуальную или груп- повую деятельность со сверстниками или взрослыми.
6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ре- бенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы его целостных социальных отношений.
Его отклонение в развитии и поведении есть не только результат его психо- физиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллек- тивов школы, т.е. сложности в поведении – следствие отношения ребенка с ближайшим окружением, форм и способов их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех коррекционной работы с детьми и подростками без сотрудничества с родителями или с другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в развитии и поведе- нии оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезуль- татным.
Таким образом, основополагающие положения системы коррекцион- но-педагогической деятельности формирует ее базу, определяют логику кор- рекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррек- ции развития и поведения детей и подростков.
7. Содержание и основные направления коррекционно-педагогической
деятельности.
Поскольку коррекционно-педагогическая деятельность – составная часть единого педагогического процесса, то она должна обладать определенным
«рабочим полем», быть очерчена «кругом влияния», сферой своего воздейст- вия, иметь определенную структуру и направления воздействия.
Во-первых, в рамках концепции коррекционно-развивающего образова- ния и воспитания детей и подростков коррекционно-педагогическая деятель- ность занимает центральное положение в едином педагогическом процессе.
Во-вторых, коррекционная деятельность, являясь одной из составных частей общего образования, в то же время имеет свою специфическую на- правленность при осуществлении учебно-воспитательного процесса.
17
В-третьих, по объему и значимости коррекционно-педагогического про- цесса в системе общего образования ему отводится довольно заметное место на пересечении составляющих образовательного процесса (обучение, воспи- тание, развитие).
В-четвертых, коррекция как самостоятельная единица педагогического процесса должна иметь самостоятельный выход , взаимодействовать с соци- альной средой, поскольку для коррекционно-педагогического процесса она является не компонентным элементом, а окружающей сферой, той самой границей поля взаимодействия и взаимовлияния компонентов единого педа- гогического процесса.
Система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника с отклонениями в развитии и поведении к реалиям окружающего мира, сделать его полноправ- ным и активным членом общества.
А теперь обозначим ведущие стратегические направления этого процес- са. Основные направления коррекционной работы могут быть обозначены как стратегические направления: a. корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (при- родными, социальными) – т.е. «терапия средой»; b. специфическая организация учебного процесса (его коррекционная на- правленность); c. целенаправленный подбор культурно-массовых и оздоровительных ме- роприятий; d. психогигиена общения и семейного воспитания.
В коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с от- клонениями в развитии и поведении выделяются следующие направления коррекционной деятельности: a. нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом; b. компенсация пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой он может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечение спортом, техникой, музыкой и т.д.); c. восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию); d. постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших соци- альной значимости; e. интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств; f. усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обога- щение практической деятельности в различных сферах жизни; g. накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетво- рению их интересов;