Файл: Курс лекций лекция 12 Тема Коррекционная педагогика в системе наук о человеке План лекции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18
h. исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробе- лов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.
В коррекционно-педагогической деятельности существует определенный инструментарий: методы, приемы и средства достижения поставленной цели, реализации конкретных задач; осуществление соответствующих мероприя- тий по различным направлениям деятельности. В коррекционно- педагогической деятельности выделяются группа методов: переубеждения, принуждения, приучения, «реконструкции» характера, «взрыва», переключе- ния, поощрения и наказания (А.И. Кочетов).
Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы коррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков:
1. суггестивные (суггестия – внушение, намек) и гетеросуггестивные мето- дики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом вну- шении;
2. дидактические методики коррекции, включающие разъяснение, убежде- ние и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия;
3. метод «сократического диалога»;
4. методики обучения саногенному мышлению, направленные на управле- ние собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлек- сию;
5. методики групповой коррекции, разыгрывание ролевых ситуаций;
6. методы конгруэнтной коммуникации; метод разрушения конфликтов; метод арттерапии; метод социальной терапии; метод поведенческого тренин- га и т.д.
Все эти методы и методики коррекция развития и поведения ребенка являются важным инструментом в преодоление существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адап- тации и интеграции ребенка в социум.
Содержательная часть коррекционно-педагогической деятельности должна быть направлена не только на ликвидацию пробелов в познаватель- ной деятельности, но и на формировании мировоззрения, социально значи- мых знаний, умений и навыков; вся коррекционно-педагогическая деятель- ность должна быть практико-ориентирована нацелена на высокий уровень результативности; она должна быть пронизана идеей сотрудничества и взаи- модействия между объектом и субъектами коррекционно-педагогического процесса, между ученическим и педагогическим коллективом; коррекцион- но-педагогическая деятельность должна опираться на прочную базу коорди- наций усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков, в фор- мировании у них социально значимых качеств личности. Только таким обра- зом, при сохранении строгой последовательности всех элементов и этапов деятельности (от постановки цели до достижения конечного результата, сравнения намеченных рубежей и достигнутого результата до самооценки и самоанализа всего процесса коррекционной деятельности) можно говорить о


19
результативности коррекционно-педагогической деятельности, о ее психоло- го-педагогической значимости в едином педагогическом процессе общеобра- зовательной школы.
1   2   3   4   5   6   7   8

ЛЕКЦИЯ № 3-4
Тема:
«
Ребенок с отклонениями в развитии и поведении – объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности
»
План лекции:
1. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ре- бенка. а) Проблема «норма-аномалия» как междисплинарная проблема. б) Психологический аспект проблемы «норма-аномалия». в) Кризисы развития детей школьного возраста. г) Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте. д) Критерия явления «норма-аномалия».
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в разви- тии и поведении.
3. Причины и условия деформации личностного развития ребенка.
1. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном разви-
тии ребенка.
а) Проблема «норма-аномалия» как междисплинарная проблема.
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком зна- чении это понятие существует в педагогической и психологической науках.
Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включа- ет в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регу- ляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся во- просы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина
«норма» (от лат. norma) - установленная мера, средняя величина чего-либо.
Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культу- ры и существенно меняется со временем.
Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобре- тает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятель- ности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психо- логии и педагогике сегодня «работающими» являются понятия предметная
норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах об- разования); социально-возрастная норма
- показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), кото-

20
рые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; индивиду-
альная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и са- моразвития ребенка (А. К. Маркова). Категория нормы психического разви-
тия, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.
Проблема психологической нормы - междисциплинарная. Ею за- нимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педагогическая психология, пси- хология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и раз- личные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позициям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.
Современная отечественная нейропсихология, созданная трудами вы- дающегося отечественного нейропсихолога А. Р. Лурия и его учеников, опи- рается на одно из центральных положений теории мозговой ориентации высших психических функций о том, что мозг при реализации любой психи- ческой функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществле- нии любой психической функции «задействованы» оба полушария головного мозга, но каждое играет свою роль. Мозг функционирует как единая интегра- тивная система, субстрат психических процессов. А межполушарная асим- метрия обусловливает особенности протекания различных психических про- цессов.
В психологии в большинстве случаев используется понятие лево- правополушарность, рассматриваемое как лево-праворукость, т.е. предпочте- ние правой, левой руки или их равенство в различных актах. Многочислен- ными зарубежными и отечественными исследованиями получены факты, свидетельствующие о связи полушарности (рукости) с эмоционально- личностными и познавательными особенностями человека. Так, отмечена связь между рукостью и уровнем невротизации. Мужчины-правши имеют более низкие показатели нейротизма, чем левши и амбидекстры (равенство рук). Леворукие мужчины отличаются большей эмоциональностью, но име- ют более низкие показатели социальной адаптированности и уровня само- контроля по сравнению с праворукими.
Установлена связь ручной доминантности с познавательными процес- сами. Есть данные о том, что лица с доминированием левой руки чаще обна- руживают художественный тип мышления по сравнению с праворукими.
Они решают одни и те же задачи (интеллектуальные и др.) различными спо- собами. Причем лица с доминирующим левым полушарием более успешно решают вербально-логические задачи, а правым - наглядно-образные позна- вательные задачи (Е.Д.Хомская). Многообразие и неоднозначность экспери- ментальных данных свидетельствуют о сложности проблемы, но вместе с тем за многочисленными фактами, связанными с правшеством-левшеством, стоит сложная психологическая реальность, имеющая немаловажное практическое значение.


21
Связь типа межполушарной организации мозга с индивидуальными особенностями психических процессов и состояний человека в течение дли- тельного времени исследовалась группой ученых МГУ под руководством профессора Е.Д.Хомской. Установлена закономерная связь типа доминиро- вания не только с особенностями протекания того или иного психического процесса или состояния, но и с целым комплексом психических функций и эмоционально-личностных качеств. Каждое полушарие имеет свою стра- тегию, свой способ переработки информации и регуляции психических про- цессов. Стратегия переработки информации левым полушарием характеризу- ется как вербально-логическая, абстрактно-схематическая, аналитическая, сознательная. Способы же регуляции психических процессов и состояний характеризуются произвольностью и вербальностью. Правому полушарию свойственны наглядно-образная, непосредственно-конкретная, протекающая, скорее, на бессознательном уровне (интуитивная) стратегия переработки ин- формации и непроизвольный, образный способ регуляции психических про- цессов. Ученые говорят об относительности в преобладании того или иного
«набора» стратегий, поскольку правое и левое полушария функционируют всегда совместно. Но вместе с тем люди с различным типом доминирования различаются по ряду психологических показателей. Это особенности регуля- ции познавательных, эмоциональных и двигательных процессов. Так, у «чис- тых» правшей в эмоционально-личностной сфере положительные эмоцио- нальные системы преобладают над отрицательными, что проявляется и в эмоциональной реактивности, и в самооценке своего эмоционального со- стояния.
У леворуких и левшей двигательные, познавательные и эмоциональные процессы протекают более замедленно, механизмы произвольного контроля психических процессов менее успешны. В эмоционально-личностной сфере преобладают функции отрицательной эмоциональной системы над положи- тельной. Они остро реагируют на отрицательные факторы. В их эмоциональ- ном фоне преобладают негативные состояния, они склонны к отрицательным эмоциям при описании своего эмоционального статуса, недостаточно адек- ватно оценивают свое состояние здоровья, переоценивают или недооценива- ют его (Е.Д.Хомская).
Нейропсихологический подход к решению проблемы индивидуальных различий дает возможность, по мнению авторов, классифицировать индиви- дуальные различия одновременно многих психических процессов и свойств.
Сложной педагогической проблемой является проблема леворукости.
Но леворукость, по мнению специалистов, не является патологией. Нельзя связывать низкие умственные способности с леворукостью, хотя и сущест- вуют данные о большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму. В этом случае леворукость может быть результатом патологии, как и умственная отсталость и различ- ные трудности в обучении, а не причиной этих нарушений. У здорового лев- ши могут быть блестящие способности.