Файл: Курс лекций лекция 12 Тема Коррекционная педагогика в системе наук о человеке План лекции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32
1 2 3 4 5 6 7 8
Пятую стадию - с 14 до 20 лет- характеризует самый глубокий жизнен- ный кризис. Формируется первая цельная форма идентичности. К этому кри- зису приводят три линии развитии физический рост и половое созревание, озабоченность тем, «как! выгляжу в глазах других», «что я собой представ- ляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее индивидуальным способностям и требованиям общества. В этом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменте развития.
Все прежние, старые задачи он должен теперь решите сознательно, будучи убежденным, что его выбор значим для него и для общества. Именно в таком случае социальное доверие к мире самостоятельность, инициативность, осво- енные умения создадут новую целостность личности.
На юношеский возраст приходится основной кризис идентичности, за которым следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии. Острота этого кризиса зависни как от степени разрешенности бо- лее ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к за- держке в личностном развитии и составляет основу социальной патологии юношеского возраста. «Синдром патологий идентичности», по Э.Эриксону, включает: возврат к инфантильному уровню и желание как можно дольше оставаться ребенком; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянной пребывание в состоянии чего-то та- кого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспо- собность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («унисекс») и др. (Л. Ф. Обухова).
Становление личностной идентичности позволяет молодому человеку перейти на очередную стадию развития. Последующие стадии развития от- носятся к периоду взрослости и имеют свои задачи, связанные с формирова- нием самостоятельности, автономности личности, творчества. Таким обра- зом, при неблагоприятных условиях развитие ребенка может идти по линии формирования чувства зависимости, вины, тревоги, неполноценности, агрес- сии, противоречивости, внутренней конфликтности.
Общепсихологические аспекты проблемы нормы - аномалии рассматри- ваются в рамках развивающейся психологии личности. В отечественной пси- хологии это направление представлено в paботах Б. С. Братуся. Согласно его точке зрения, степень личностного здоровья человека определяется его от- ношением к другому человеку. Признаками и атрибутами нормального раз- вития он считает отношение к другому человеку как к самоценности (это – главный признак), способность к децентрации, самоотдаче и любви как спо- собу реализации этого отношения; творческий, целеустремленный характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к сво- бодному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; веру в осуществление намеченного;
внутреннюю ответственность перед собой и другими, прошлым и будущим поколениями; стремление к обретению сквоз- ного, общего смысла жизни.
33
Речь, конечно, идет не о состоянии, а о тенденции развития, т. е. это те направления, в которых осуществляется нормальное развитие человека. Эти критерии имеют достаточно общий характер, но ни могут быть конкретизи- рованы (операционализированы) и использованы в практике.
г) Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.
Многие зарубежные авторы центральное место отводят исследованию механизмов возникновения отклонений, трудностей и негативных сторон личности. Одним из первых обратил внимание на позитивные стороны раз- вития личности американский психолог гуманистического направления Аб- рахам Маслоу. Он изучал личности здоровых и творческих людей, считал, что психология должна иметь дело с сильными сторонами личности, а не только с человеческими слабостями. Маслоу разработал концепцию психиче- ски здорового человека, сущность которой раскрывается в следующих поло- жениях.
«Во-первых, у человека есть собственная сущностная природа, са- мость. Это врожденные потребности, способности и тенденции, которые по своей сути не злы, а добры или нейтральны.
Во-вторых, полностью здоровое, нормальное и желательное развитие состоит в актуализации этой природы, в реализации этих возможностей. Это скорее самоактуализация, т. е. стремлений к саморазвитию.
В-третьих, эта внутренняя природа человека слаба, тонка, хрупка и может легко одолеваться внешними препятствиями: давлением культуры, неправильным отношением окружающих, coбственными привычками и сла- бостями».
Практически каждое человеческое существо, говорит А. Маслоу, имеет активную волю к здоровью, импульс к росту или к актуализации человече- ского потенциала.
У человека нет врожденного зла. Несчастным и невротичным его дела- ет окружение. Маслоу предложил теорию человеческой мотивации, в кото- рой различает базовые потребности и метапотребности. Базовые потребно-
сти - это потребности в пище, привязанности, безопасности, самоуважении.
Метапотребности - это потребности в справедливости, доброте, красоте, порядке, единстве, потребности в личностном росте. Базовые потребности сильней метапотребностей и организованы иерархически. Метапотребности также врожденные, и если они не удовлетворяются, то это становится причи- ной таких психопатологий, как отчужденность, страдание, апатия, цинизм.
Здоровая личность, по А. Маслоу, - это самоактуализирующаяся лич- ность, отличительными чертами которой являются:
более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков интерес к неизведанному;
34
принятие себя и других такими, какие они есть на самом дели отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны другого;
спонтанность проявлений, простота и естественность, деловая направ- ленность;
склонность к одиночеству, позиция отстраненности по отношению ко многим событиям жизни;
автономия и независимость от окружения, устойчивость к фрустраци- ям;
свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном;
чувство общности с другими людьми, отсутствие враждебности, завис- ти;
демократичность в отношениях, готовность учиться у других;
устойчивые внутренние моральные нормы, острое чувств добра и зла, ориентированность на цели;
«философское» чувство юмора: отношение с юмором к жизни и самому себе, но сочувствие ущербным или попавшим в беду;
креативность (творческость), не зависящая от того, чем человек зани- мается;
отсутствие склонности к конформности, бездумному бунтарству, кри- тичное отношение к своей культуре.
Существенный вклад в развитие концепции психически здорового чело- века внес один из основоположников гуманистической психологии К. Род- жерс. Многолетний опыт психотерапевта позволил ему сформулировать по- нятие полноценно функционирующий человек. Это психически здоровый, творческий человек, который «открыт опыту», т.е. способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Он открыт своим чувствам страха, упад- ка духа, боли, но и чувствам смелости, нежности и благоговения. Он спосо- бен осознавать свои чувства и жить ими, не прибегая к защитным реакциям.
Существенное качество «хорошей жизни» психически здорового челове- ка, согласно К. Роджерсу, - стремление жить настоящим. Жить настоящим моментом означает отсутствие неподвижности, застывших структур, фикси- рованных форм, но, напротив, изменениe, динамику организации Я и лично- сти. Полноценно функционирующий человек все более доверяет нему орга- низму в выборе лучшего варианта поведения из множества возможных в данный момент. Он становится более функциональным человеком, так как полностью осознает себя, свои переживания.
Строгого научного определения понятия норма личности не существует.
Между нормальным типом поведения и патологическим (болезненным) на- ходится огромное количество переходных форм. Патологические проявления личности находятся в компетенции психоневрологов, психиатров и др. В компетенцию же педагога |входят коррекция и развитие отклоняющихся от нормы проявлений, состояний, форм поведения здорового ребенка. (Говоря об аномалии, мы будем иметь в виду нарушения развития, которые являются типичными для психически здоровых детей. Это осложнения психического и
35
личностного развития ребенка, которые являются лишь отклонением от нор- мы, а не симптомом психического заболевания). В психологической литера- туре такие нарушения иногда называют факторами риска (Г.С.Абрамова). [
В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особен- ности поведения ребенка:
выраженная психомоторная расторможенность, трудности вы- работки тормозных реакций и запретов, соответствующих возрасту; трудно- сти организации поведения даже в игровых ситуациях;
склонность ребенка к «космической» лжи – приукрашиванию ситуа- ции, в которой он находится, а также к примитивным вымыслам, которые он использует как средство выхода из затруднительного положения или кон- фликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, «все дурное к нему так и липнет», он имитирует отклонения в поведении сверст- ников, более старших, детей и взрослых;
инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками, громким настойчивым плачем и криком;
импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчи- вость, которая обусловливает ссоры и драки даже
>ш незначительному поводу;
прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в от- вет на наказания, замечания, запреты, побеги как peaкции ответного протеста и др.
В младшем школьном возрасте факторами риска являются дующие осо- бенности поведения:
сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям социальной роли школь- ника;
неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая ее сочетается с эйфорическим настроением;
повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуации, включающим агрессию, жестокость;
наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо за- преты;
отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдель- ных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как за- щитная реакция;
реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних заданий назло взрослым; гиперкомпенсаторные peaкции со стремлением обратить на себя внимание грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;
36
выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов по основным разделам программы;
возможность усвоения дальнейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия интереса к учебе;
нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влияни- ем более старших детей и взрослых;
дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
Для подросткового возраста факторами риска, оказывающие влияние на психическое развитие, оказываются:
инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспо- собность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; непосредственность к волевым усилиям, слабость функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформи- рованности основных образований подросткового возраста;
сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью;
ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексу- альным проблемам; у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных инте- ресов, отрицательным отношением к учебе;
переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и пр.);
неблагоприятные микросредовые условия (семейные), асоциальнoe по- ведение как основа реакции имитации либо протеста;
неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению програм- мы (К.С.Лебединская, Г.С.Абрамова).
Как определить, является ли поведение ребенка лишь отклонением от нормы или симптомом психического заболевания?
Каковы возрастные особенности проявления отклонений?
Несмотря на сложность проблемы, существуют подходы к ее решению.
Богатый эмпирический материал, накопленный в клинической психологии, лечебной педагогике, психиатрии, дает возможность дифференцировать от- клоняющееся от нормы поведение от поведения патологического, несмотря на общность прошений этих нарушений.
Нарушения развития, по данным психоневрологов, детских психиатров, специалистов в области лечебной педагогики, наиболее резко проявляются в эмоционально-волевой сфере ребенка и его характеpe (А.Ф. Лазурский,
В.П.Кащенко, М.И.Буянов, А.И.Захаров, А. Е. Личко и др.). В литературе выделяются различные характерологические и поведенческие отклонения ребенка. Перечислим наиболее типичные из них.
Расторможенность, гиперактивность. Двигательная расторможен- ность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто растормо-