Файл: Дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное профессиональное образовательное учреждение

«ЮЖНЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине МДК.02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
По теме: Дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Выполнила:

Студентка очной формы обучения

группы 22 ДО-11

Озрокова Милана Владимировна
Руководитель:

Барченко М. Н.

г. Армавир, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………6

    1. Понятие сенсорного развития детей раннего возраста……………………...6

    2. Особенности формирования сенсорных способностей у современных младших дошкольников……………………………………………………..10

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 3-4 ЛЕТ….18

    1. Технологии сенсомоторного развития младших дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………………………………………...18

    2. Использование дидактических игр и пособий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста……………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…...30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра), которая не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками.


Одним из наиболее эффективных средств сенсорного воспитания является игра, в том числе дидактическая. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой организации обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся, играя. Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач придает игре целенаправленный, характер.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент познавательного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме.

Методика сенсорного развития посредством дидактической игры рассматриваются в работах Е.И. Тихеевой, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокиной, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.

Таким образом, проблема использования дидактической игры как средства сенсорного воспитания является актуальной. Это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр».

Объект исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия использования дидактических игр как средства сенсорного развития детей раннего возраста.

Цель: теоретически обосновать и путем анализа проверить эффективность организационно-педагогических условий, обеспечивающих использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.



Задачи исследования:

1) проанализировать понятие сенсорного развития детей раннего возраста;

2) выявить и охарактеризовать особенности формирования сенсорных способностей у современных младших дошкольников;

3) рассмотреть технологии сенсомоторного развития младших дошкольников в условиях ДОУ;

4) раскрыть использование дидактических игр и пособий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.

Методологической основой исследования составляют труды педагогов, которые изучали проблемы использования дидактических игр по сенсорному развитию дошкольников раннего возраста: Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Подъякова, К.Д. Ушинского и др. Исследования в области развития сенсорных способностей: Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, М. Монтессори, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель и др.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; публикаций по данной проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); беседа; наблюдение; количественный и качественный анализ; анализ и обобщение полученных данных.

Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


    1. Понятие сенсорного развития ребенка

Под понятием «сенсорное развитие ребенка» мы подразумеваем «развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов»1. Сенсорное развитие приводит к накоплению сенсорного опыта. На основе индивидуального накопленного сенсорного опыта ребенок создает свою картину окружающего мира и вырабатывает соответственное отношение к нему. При положительном и разнообразном опыте формируется более точный, правильный образ мира и более позитивное к нему отношение.

Сенсорное развитие является предметом сенсорного воспитания, которое, по нашему мнению, представляет собой целенаправленный педагогический процесс систематизации и углубления хаотичных, мозаичных знаний ребенка о свойствах предметов окружающего мира, полученных им посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Сенсорное воспитание лежит в основе умственного и физического воспитания ребенка. В дошкольном образовательном учреждении развитие сенсорных способностей детей всегда было одной из самых важных задач воспитания и обучения. Однако в 21 веке оно стало наиболее актуальной проблемой для педагогов. Появление в жизни людей компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, социальных сетей, компьютерных игр изменило мировосприятие людей и практически заменило живое человеческое общение. Всё чаще мы наблюдаем как современные родители вместо кукол, машинок, мячиков, скакалок дают в руки,
даже совсем маленьким, детям мобильные телефоны с компьютерными игрушками. Изо дня в день ребенок осязает исключительно гладкую поверхность дорогого гаджета. Всё познание мира сведено к нему.

Психическое развитие человека, как писал известный психолог Л.С. Выготский, представляет собой последовательный процесс перехода от одной ступени к качественно другой. Сенсорное развитие младшего дошкольника происходит подобным же образом. От простого накапливания различных ощущений он постепенно переходит к осмысленному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Данный процесс осуществляется в основном через деятельность, однако у каждого ребенка по-разному, так как зависит от индивидуальных психических особенностей человека. По мнению Н.С. Лейтеса «Психика есть субъективное отражение действительности... это сложный и неравномерно протекающий процесс, при котором чередуются более или менее длительные периоды незаметных количественных накоплений с более или менее резкими качественными перестройками»1.

Предпосылкой успешного сенсорного развития младшего дошкольника выступает его моторное развитие, под которым мы понимаем развитие у него моторных реакций, т.е. «рефлекторных ответов мышц на то или иное воздействие на организм»2. С нашей точки зрения, оно является частью сенсорного развития человека. Наиболее значимым этапом совершенствования мелкой моторики у детей является младенческий и ранний возраст дошкольников. К 3-4 годам у детей уже хорошо развиты моторные реакции (осязательные, вкусовые и др.), и они достаточно быстро реагируют на внешний раздражитель. В младшем дошкольном возрасте главной целью сенсорного развития становится накопление образов восприятия окружающего мира и последующая их переработка.

Сенсорное (в том числе и моторное) развитие современного младшего дошкольника проходит весьма интенсивно. Одним из биологических факторов, существенно влияющим на это развитие, является механизм созревания мозга ребенка. Известно, что мозг новорожденного значительно отличается от мозга взрослого человека, а его вес составляет всего 1/3 часть от веса мозга взрослого. Однако к 9 месяцам он увеличивается практически вдвое и к 2, 5 годам уже оставляет 2/3 головного мозга взрослого человека. Оставшаяся треть формируется только к 21 году жизни индивида. Следовательно, можно предположить, что после 3 лет скорее всего в мозге происходят не количественные, а качественные изменения. Происходят изменения нервной системы человека: нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой, что улучшает проходимость нервного возбуждения, ощущения становятся более четкими и острыми; отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные системы - функциональные органы мозга. Всё это позволяет формироваться и развиваться нервной системе как единому целому и выполнять новые для нее функции: обеспечивать речевой и музыкальный слух ребенка, развивать у него мышление (у детей 3-4 лет оно наглядно-действенное, в 4-5 лет начинает формироваться наглядно-образное, у здоровых взрослых, как правило, словесно-логическое), память, воображение, т.е. осознанное восприятие окружающего мира.


Сенсорное (в том числе, моторное) развитие человека происходит за счет совершенствования функций центральных мозговых частей анализаторов - органов, обеспечивающих образование ощущений и восприятий. Этот термин был введен профессором И.П. Павловым в 1909 году в процессе изучения центральной нервной системы человека и опытов по выработке условных рефлексов у собак. Анализаторы состоят из трех частей: периферического рецептора, проводящих путей и центрального участка коры головного мозга, где и происходит обработка полученной извне информации. У человека есть зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, осязательный, термический, кинестетический (двигательный), проприоцептивный, «обеспечивающий поступление информации о положении различных отделов тела», интероцептивный, реагирующий на «раздражения, идущие из внутренней среды организма: органов, жидкостных сред, тканей», болевой, вестибулярный, речедвигательный, речеслуховой и пространственный анализаторы. Благодаря наличию данных анализаторов возможна выработка у людей условных рефлексов.

Отечественный физиолог Н.И. Касаткин писал о том, что простейшие условные рефлексы ребенка связывают его с внешним миром и затем становятся важными условиями для его дальнейших контактов с людьми. Можно заключить, что сенсорные способности ребенка как природные биологические способности являются важной предпосылкой не только егоуспешного психического (в том числе сенсорного, моторного) развития, но и его более легкой социальной адаптацией.

Однако изначальное наличие сенсорных способностей у младшего дошкольника не гарантирует стопроцентно быстрого их улучшения. Большое влияние на них здесь могут оказать социальные условия воспитания детей. Поскольку человек - существо не только биологическое, но и социальное, духовное, согласно теории личности русского психолога Б.Г. Ананьева, ему для самореализации необходим контакт с другими людьми1. Сенсорные каналы связи с окружающим миром работают только при непосредственном с ним взаимодействии. Обогащение чувственного опыта восприятия жизни происходит у ребенка в процессе разнообразной деятельности. Это может быть изобразительная, трудовая, поисковая, конструктивная деятельность, но она всегда требует присутствия рядом взрослого человека, способного расшифровать и объяснить ребенку новые для него ощущения (например, это чай, он горячий на ощупь, сладкий на вкус, имеет янтарный цвет и т.д.). Собственно говоря, всё это в современной педагогической науке является задачами сенсорного воспитания детей: