Файл: Антитеррористическая деятельность Российской Федерации правовые основы, силы и средства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 444

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) Лишение террористов базиса в виде поддержки населения. Террористические группы могут действовать долгое время лишь при поддержке населения или некоторой его части. Это позволяет им вербовать новых бойцов, получать необходимые ресурсы, успешно скрываться и вести разведку. Однако такая помощь может быть ими утрачена. Это происходит, например, если страх перед наказанием со стороны государства оказывается сильнее желания помочь террористам. Также можно лишить их поддержки, предоставив местным жителям более выгодные для них альтернативы. Это может быть создание новых рабочих мест, устранение дискриминации национального или религиозного меньшинства и т.д.1

4) Проведение армейских операций и репрессии. Во многих случаях террористы уничтожаются при помощи войск, хотя в большей степени это работа спецслужб и полиции. При проведении крупномасштабных силовых операций против террористов армейские подразделения могут использоваться для кардинального изменения ситуации.

5) Применение современных информационных технологий. Современные террористы активно используют информационные технологии для координации действий и пропаганды. Сотовая связь, электронная почта, другие программы для общения через Интернет обусловили создание «кибер - террористических» организаций. Поэтому необходимо отслеживать и пресекать использование террористами информационных технологий2.

Резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года, принята Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, в которой провозглашены следующие принципы:

– принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к тому, чтобы сделать более эффективной систему безопасности;

– принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир
, безопасность и справедливость. Данный принцип подразумевает, что государства должны стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям, или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны приходить к согласию в отношении таких мирных средств, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. В случае если они не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора путем других согласованных между ними мирных средств;

– принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства. Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства, в какой-либо форме со стороны, какого бы то ни было другого государства. Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно, по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любого другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права1;

– обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом. Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях;

– принцип равноправия и самоопределения народов. В силу данного принципа, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава;

– принцип равенства суверенных государств, из которого следует, что все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера;



– принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом, на основании которого каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а так же добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права1.

Терроризм представляет собой преднамеренное и сознательно мотивированное использование насилия против гражданского населения, инфраструктуры, военных или политических объектов; как средство дестабилизации, деморализации и дезорганизации общественно-политических структур общества. Это определение, возможно, далеко от совершенства, но оно, как представляется, позволяет в самом общем виде отразить суть терроризма.

Таким образом, последовательные меры борьбы с терроризмом заключены в основных руководящих принципах, отраженных в законодательстве.

Подводя итоги по главе в целом, можно сказать, что терроризм угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические и экономические потери, оказывает сильное психологическое воздействие на население. При этом террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ. Международный характер терроризма предопределяет необходимость адекватного выстраивания системы мер антитеррористического противодействия в национальных российских рамках.


Глава 2 Основы организации борьбы с терроризмом
2.1. Компетенция субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом
Организационные основы противодействия терроризму указывают на существование определенного круга полномочий и пределов компетенции органов по противодействию терроризму. 

Президент Российской Федерации:

а) определяет основные направления государственной политики в области противодействия экстремистской деятельности и борьбы с терроризмом;

б) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по противодействию экстремистской деятельности и борьбе с терроризмом.

Правительство Российской Федерации:

а) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия экстремистской деятельности и борьбы с терроризмом;

б) организует разработку и осуществление мер по предупреждению экстремистской и террористической деятельности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий ее проявлений;

в) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию экстремистской деятельности и борьбе с терроризмом необходимыми силами, средствами и ресурсами1.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности и борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции и на своей территории соответственно.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности и борьбе с терроризмом по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных лиц. Для реализации решений этих органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.


Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений экстремистского и террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной экстремистской и террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях, а также осуществляет противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов1.

Федеральная пограничная служба ФСБ РФ осуществляет противодействие экстремизму и терроризму посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения экстремистами и террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений экстремистского и террористического характера, участвует в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны Российской Федерации, в проведении антиэкстремистской деятельности и контртеррористических операций.

Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений экстремистского и террористического характера, преследующих корыстные цели.

Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных экстремистских и террористических организации