Файл: Антитеррористическая деятельность Российской Федерации правовые основы, силы и средства.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 440
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФСВНГ РФ сравнительно молодая структура призванная решать задачи правоохранительной деятельности, образованная 05 апреля 2016 года Указом Президента Российской Федерации №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»4. ФСВНГ РФ является правопреемником МВД РФ по отношению к вошедшим в ее состав из системы МВД РФ органов и подразделений.
Червинская А.П. в своей работе «О некоторых вопросах статуса Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» высказывает предположение о том, что именно правопреемственность ФСВНГ РФ от МВД РФ, по отношению к вошедшим в ее состав подразделениям, определяет статус ФСВНГ РФ1.
Как считает В.А. Марин: Это заблуждение. Не перешедшие права и обязанности по отношению к подразделениям вошедшим во вновь созданную структуру определяю ее статус, а решение поставленных перед публичным органом исполнительной власти задач и выполнение общественно-значимых функций устанавливает положение органа исполнительной власти в системе органов решающих задачи правоохранительной деятельности. ФСВНГ РФ представляет собой орган государственной власти федерального уровня, с входящими в нее низовыми подразделениями окружного, регионального уровней.
Государственная и общественная безопасность объединенные в единую главенствующую цель создания ФСВНГ РФ, отвели данным нормативно-правовым актом (НПА) на второй план не менее важную цель защиты прав и свобод человека и гражданина.
С одной стороны приведенное обстоятельство парадоксально, ввиду того, что ст. 2 Конституции РФ объявила человека с его правами и свободами высшей ценностью и обязала государство признать, соблюдать и защищать обозначенную ценность, с другой же стороны только сильное, суверенное, правовое государство, добившееся внутри своих границ безопасности, способно отстаивать выше указанные права и свободы каждого индивида в отдельности2.
Выше указанный НПА определил структуру ФСВНГ РФ в которую вошли ВВ МВД РФ преобразованные в войска национальной гвардии Российской Федерации, органы управления и подразделения МВД РФ, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а так же вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны МВД РФ, ОМОН и СОБР территориальных органов МВД РФ, ЦСН СР МВД России и авиационные подразделения МВД РФ, федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД РФ (приложение № 2).
По своему правоохранительному компетенционному потенциалу Росгвардия среди федеральных органов исполнительной власти занимает место в одном ряду с МВД России и ФСБ России. Такой вывод вытекает из перечня задач, выполнение которых возлагается на войска национальной гвардии. Например, совместное участие с другими «силовыми» структурами в борьбе с терроризмом, совместное с МВД участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, оказание содействия пограничным подразделениям ФСБ в охране государственной границы Российской Федерации. Решение других задач войсками национальной гвардии также предполагает непосредственное взаимодействие как с органами внутренних дел, так и с органами федеральной службы безопасности. В этой связи возникает объективная необходимость правового урегулирования порядка координации и взаимодействия войск национальной гвардии с органами внутренних дел и федеральной службой безопасности, соответствующими межведомственными соглашениями1. Таким образом, административный договор используется как средство горизонтальной, вертикальной и диагональной координации.
ФСВНГ РФ представляет собой федеральный орган государственной власти, воплощающий в жизнь функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны. Руководство деятельностью ФСВНГ РФ осуществляет Президент РФ1, директор ФСВНГ РФ - главнокомандующий ВНГ РФ, назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор ФСВНГ РФ наделен полномочиями установленными для руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба), он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФСВНГ РФ и ВНГ РФ, управление в Росгвардии основано на принципе единоначалия. Директор ФСВНГ РФ, его первые заместители и заместители по статусу приравниваются соответственно к федеральному министру, его первому заместителю и заместителям.
Директор ФСВНГ РФ - главнокомандующий ВНГ РФ является членом Совета Безопасности РФ.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 30 сентября 2016 года №510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» в ВНГ РФ, входящих в систему ФСВНГ РФ, введены:
1. Воинские должности;
2. Должности сотрудников;
3. Должности федеральных государственных гражданских служащих;
4. Должности работников.
Каждая из четырех категория должностей подпадает под юрисдикцию соответствующего законодательного регулирования. На первую категорию распространяется законодательство РФ о военной службе, на вторую - законодательство РФ о службе в органах внутренних дел РФ, на третью - законодательство РФ о государственной гражданской службе, на четвертую - трудовое законодательство РФ.
ФСВНГ РФ решает задачи по организации:
1. Участия ВНГ РФ в ООП и ООБ;
2. Участия ВНГ РФ в борьбе с терроризмом и экстремизмом, обеспечение правового режима КТО;
3. Участия ВНГ РФ в территориальной обороне РФ;
4. Применения ВНГ РФ в соответствии с законодательством РФ;
5. Поддержания ВНГ РФ в необходимой боеготовности их строительство и развитие;
6. Обеспечение социальной и правовой защиты лиц, проходящих либо проходивших службу (работающих) в ВНГ РФ, членов их семей и других лиц, имеющих право социальной защиты со стороны ФСВНГ РФ в соответствии с законодательством РФ.
Задачи по контролю:
1. За оборотом оружия, боеприпасов к нему, сохранностью и состоянием оружия находящимся в пользовании у организаций и граждан;
2. За частной охранной деятельностью;
3. За обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
4. За деятельностью охраны юридических лиц и подразделений ведомственной охраны.
ФСВНГ РФ руководит непосредственно деятельностью своих подразделений либо через органы управления оперативно-территориальные объединения, иные органы управления ВНГ РФ и территориальные органы Росгвардии.
К полномочиям ФСВНГ РФ относится формирование государственной политики в отведенной сфере деятельности и обеспечение ее реализации. Росгвардия имеет право законодательной инициативы, путем разработки и представления Президенту РФ, Правительству РФ проектов ФКЗ, ФЗ, подзаконных НПА Президента и Правительства РФ, осуществляет самостоятельное нормативно-правовое регулирование отведенной сферы общественных отношений, определяет основные направления деятельности ВНГ РФ, обобщает практику применения законодательства РФ, анализирует оперативную обстановку и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности ВНГ РФ, формирует государственный оборонный заказ, разрабатывает и реализует концепцию и план выстраивания и развития ВНГ РФ, в ведении ФСВНГ РФ находится организация планирования и применения ВНГ РФ, участие в разработке Плана обороны РФ. ФСВНГ РФ обеспечивает участие ВНГ РФ в ООП и ООБ, в мероприятиях по противодействию экстремизму и терроризму, в обеспечении режимов ЧО, ЧС, КТО, в защите объектов и мест массового скопления людей от террористических посягательств, в защите государственной границы РФ, в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах и исправительных учреждениях. Росгвардия взаимодействует с МВД РФ и его ТО по вопросам ООП и ООБ, совместно с МВД РФ распределяет полномочия между должностными лицами ВНГ РФ и МВД РФ по вопросам указанного взаимодействия, принимает меры по противодействию преступности и административных правонарушений,
организует охрану объектов, специальных грузов, охрану имущества физических и юридических лиц по договорам.
Обязанность взаимодействия ФСВНГ РФ с иными федеральными, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями невольно приведет к дополнительному нормативно-правовому регулированию данных направлений деятельности Росгвардии. На это обстоятельство в своих выводах в статье «Участие Национальной гвардии в обеспечении военной безопасности» указывается А. А. Ковалев, он пишет, что не совсем понятны вопросы практического взаимодействия Росгвардии с другими силовыми институтами власти (МВД РФ, ФСБ), подчеркивает дублирующие функции указанных силовых структур1.
Росгвардия имеет флаг и геральдический знак - эмблему ВНГ РФ, учрежденные Президентом Российской Федерации.
Росгвардия является балансодержателем имущества ВНГ РФ и организаций, находящихся в ведении ФСВНГ РФ, что подчеркивает ее самостоятельность в имущественном обеспечении.
Выше приведенная информация демонстрирует нам обособленность вновь созданной службы от иных министерств, ведомств и организаций решающих задачи правоохранительной деятельности.
Статус ФСВНГ РФ определяется исходя из внешних функций - основных направлений деятельности организации и соответственно решаемых поставленных перед организацией задач. ВНГ РФ, как составная часть ФСВНГ РФ, в итоге являясь той военной организацией правоохранительной направленности которая, действуя в соответствии с принципами законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления, призвана решать совместно с другими органами правоохранительной направленности (в большей части с МВД РФ) задачи по ООП и ООБ, охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, бороться с терроризмом и экстремизмом, обеспечивать режимы чрезвычайного, военного положений, КТО, совместно с пограничными органами ФСБ РФ обеспечивать охрану Государственной границы РФ, осуществлять государственный надзор (контроль) за соблюдением правил законодательного регулирования в области обращения оружия, частной охранной деятельности, обеспечивать безопасность объектов топливно-энергетического комплекса, контролировать деятельность юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделениями вневедомственной охраны, охранять особо важные и режимные объекты, имущество физических и юридических лиц по договорам
1.
Миссия ФСВНГ РФ заключается в обеспечении государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина2.
Общим назначением ФСВНГ РФ с ФСБ РФ является цель обеспечения государственной безопасности. Цели же обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина сродни полицейским и поэтому явились объединяющими для ФСВНГ РФ и МВД РФ.
Поставленные перед ФСВНГ РФ задачи по участию в ООП и ООБ идентичны задачам ВС РФ в мирное время и подразумевают совместную деятельность ФСВНГ РФ с иными органами исполнительной власти в частности с МВД РФ, одним из основных направлений деятельности которой является обеспечения правопорядка в общественных местах, а также с ФСО РФ перед которой поставлена более узкопрофильная задача по пресечению правонарушений на охраняемых объектах, маршрутах проезда охраняемых лиц.
Стоящие перед ФСВНг РФ задачи по охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях также схожи с задачами, поставленными перед ВС РФ.
Задача по участию ФСВНГ РФ в борьбе с терроризмом объединяет вновь созданную структуру с ВС РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ. Законодательство РФ, при решении столь серьезной задачи по борьбе с терроризмом, позволяет включить в состав группировки сил и средств помимо ВС РФ, ВНГ РФ, ФСБ РФ, также подразделения ОВД РФ, юстиции, МЧС РФ.
В связи с тем, что крайним проявлением экстремизма выступает терроризм, основывающийся на экстремистской идеологии, то борьба с экстремизмом представляется не менее важной в сравнении с борьбой с терроризмом. Она является превентивной борьбой, не допускающей терроризм, выбивающей у последнего самую суть - идеологию.
Таким образом, существующая в государстве нормативная база, регламентирующая вопросы контртеррористической операции, создает достаточную правовую основу деятельности ФСВНГ РФ в рассматриваемых условиях. Для Росгвардии определены задачи и предоставлены полномочия для их выполнения, позволяющие подразделениям и органам осуществлять свою деятельность с необходимой эффективностью в рамках правового поля.
Можно привести большое количество примеров борьбы войск национальной гвардии с терроризмом. Рассмотрим некоторые из них:
1) В Челябинске сотрудники Росгвардии совместно с представителями Минобороны, региональных УФСБ, ГУ МВД, СУ СК, ГУ МЧС, ГУФСИН, Южно-Уральского линейного управления МВД на транспорте, а также антитеррористических комиссий города и области приняли участие в межведомственных учениях «Экран-2023» по пресечению террористического акта на одном из объектов образования.