Файл: Антитеррористическая деятельность Российской Федерации правовые основы, силы и средства.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 443
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А.Г. Хлебушкин2 считает, что использование в Уголовном кодексе РФ понятия «преступная организация» как синоним понятия «преступное сообщество» (ч. 4 ст. 35 и ст. 210) не дает оснований рассматривать террористическую организацию как вид преступного сообщества (преступной организации). В теории высказываются и противоположные мнения1.
Таким образом, в настоящее время на уровне национального законодательства осуществляется криминализация организованной террористической деятельности. Введение рассматриваемой нормы повлекло возникновение дилеммы перед теоретиками, также, как и перед практиками: к какой из традиционно выделяемых форм соучастия следует относить террористическую организацию и стоит ли ее в целом соотносить с данными формами. На данный момент однозначного решения не было найдено. Одним из решений рассмотренных спорных вопросов может стать законодательное закрепление понятия «террористическая организация»2.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает такие противоправные действия экстремистского характера, как: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ); производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ), которые влекут за собой административные штрафы и аресты.
Необходимы коррективы соответствующих нормах КоАП РФ, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с терроризмом. В частности, в случае признания субъектом преступления юридических лиц оправдан перевод в УК РФ нормы, предусмотренной ст. 15.27.1 КоАП РФ Оказание финансовой поддержки терроризму)1. Полагаем, что степень опасности этого деяния явно превосходит степень опасности, в целом присущей административному правонарушению.
В вышеуказанных законодательных актах содержатся правовые определения и организационные основы противодействия экстремистской и террористической деятельности, в частности под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Экстремизм же представляет собой возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии
2.
Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской и террористической деятельности. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской и террористической деятельности. Недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской и террористической деятельности. Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской и террористической деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.
Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской и террористической деятельности. В Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских и террористических материалов и осуществление ими экстремистской и террористической деятельности.
В случае, осуществления средством массовой информации экстремистской и террористической деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора. В целях недопущения продолжения распространения экстремистских и террористических материалов суд может приостановить реализацию соответствующих номера периодического издания либо тиража аудио- или видеозаписи программы, либо выпуск соответствующей теле-, радио- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска
1.
Решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции средства массовой информации, содержащей материал экстремистской и террористической направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли.
Ответственность за распространение экстремистских материалов. На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских и террористических материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских и террористических материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими и террористическими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу. Федеральный список экстремистских и террористических материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке2.
Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской и террористической деятельности. За осуществление экстремистской и террористической деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Недопущение осуществления экстремистской и террористической деятельности при проведении массовых акций. При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской и террористической деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской и террористической деятельности, а также ее своевременного пресечения
1.
Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации. Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.
При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских и террористических организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских и террористических материалов. Несоблюдение влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом и терроризмом. На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской и террористической в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством1.
Таким образом, чем выше уровень информационно-технологического развития общества, тем уязвимее оно с точки зрения последствий терроризма, любых диверсионных акций.
Глава 3 Роль войск национальной гвардии Российской Федерации в противодействии террористической деятельности
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина вполне логичным является создание нового федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – ФСВНГ РФ, Росгвардия), одним из основных структурных элементов которой являются войска национальной гвардии Российской Федерации1.
На современном этапе развития России создание войск Национальной гвардии сопряжено с повышением роли права и этических норм, массовым представлениям о справедливом и должном, а также дальнейшем продвижении правового пути, совершенствованием законодательной работы, правоохранительной и правозащитной деятельности, т. е. создание и формирование Национальной гвардии - это этап в правовой модернизации и силовых структур, и правоохранительной системы2.
Создание нового федерального органа исполнительной власти стало ответом на появление новых угроз Российскому государству как внутреннего, так и внешнего характера, оно вызвано необходимостью объединения в единой структуре элементов, обеспечивающих государственную и общественную безопасность страны, и является логическим продолжением исторического опыта развития войск правопорядка
Созданию Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации предшествовало обновление Стратегии национальной безопасности. В соответствии с ФЗ «О безопасности»1 и «О стратегическом планировании в РФ» Президент РФ утвердил Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2. Стратегию национальной безопасности, представляющую собой базовый документ стратегического планирования, направлен на укрепление национальной безопасности РФ.
Предпосылками к созданию новой структуры явились: национальные приоритеты на долгосрочную перспективу по укреплению обороны страны, государственной и территориальной целостности РФ3. Необходимость же в более эффективном использовании ресурсов внутренних войск, специальных отрядов быстрого реагирования, отрядов мобильных особого назначения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в борьбе с терроризмом и экстремизмом, выстраивание надежной территориальной обороны и охраны государственной границы РФ послужили основаниями для образования ФСВНГ РФ.