Файл: Антитеррористическая деятельность Российской Федерации правовые основы, силы и средства.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 442
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении антиэкстремистской деятельности и контртеррористических операций. Одной из важнейших задач ВС РФ во внутренних вооруженных конфликтах является разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских, экстремистских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций.
В соответствии с Федеральным Законом РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О борьбе с терроризмом»2 и Федеральным законом от 25.07.2012 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»3 в борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:
а) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
б) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
в) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном Федеральным законом;
г) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации (по приглашению законного правительства Сирийской Арабской Республики).
Использование ВС РФ:
а) привлечение ВС к урегулированию различных конфликтов и пресечению террористических акций;
б) использование вооруженных сил во внутреннем вооруженном конфликте, как правило, должно быть ограничено и осуществляться специально подготовленными частями.
Вооруженные Силы РФ в соответствии с международными договорами РФ осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории РФ посредством:
а) применения вооружения с территории РФ против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;
б) использования формирований Вооруженных Сил РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ.
Решение о применении Вооруженными Силами РФ вооружения с территории РФ против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом РФ. Транснациональный экстремизм терроризм превратился в одну из наиболее опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических проблем, с которыми столкнулось человечество. Терроризм угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические и экономические потери, оказывает сильное психологическое воздействие на население1.
При этом экстремистская и террористическая деятельность в современных условиях характеризуются широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ. Международный характер экстремизма и терроризма предопределяет необходимость адекватного выстраивания системы мер антитеррористического противодействия в национальных российских рамках.
Так, в условиях широкомасштабного наступления международного терроризма на Российскую Федерацию актуальным стал вопрос о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации к участию в противодействии терроризму, и в первую очередь, к участию в борьбе с терроризмом.
Генеральная Прокуратура Российской Федерации:
а) расследует преступления экстремистской и террористической направленности;
б) представляет в судах обвинение подсудимым экстремистам, террористам, экстремистским и террористическим организациям;
в) осуществляет надзор за осуществлением законности и справедливости правоохранительными органами и спецслужбами антиэкстремистского и антитеррористического законодательства;
г) объявляет предостережения о недопустимости осуществления экстремистской и террористической деятельности;
д) выносит предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской и террористической деятельности;
е) предупреждает о недопустимости распространения экстремистских и террористических материалов через средство массовой информации и осуществления им экстремистской деятельности;
ж) представляет в суды представления о приостановлении деятельности экстремистского и террористического общественного или религиозного объединения1.
Таким образом, противодействие экстремизму и борьба с терроризмом является обязанность органов власти и управления всех уровней. Каждый гражданин РФ должен проявлять бдительность к любым проявлениям экстремистской и террористической деятельности.
2.2. Ответственность за участие в террористической деятельности
В Уголовном Кодексе Российской Федерации совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства. Кроме того, УК РФ предусматривает отдельные виды преступлений, имеющих экстремистский характер независимо от наличия квалифицирующих признаков и отягчающих обстоятельств, такие как: статья 280 - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, статья 282 - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, статья 282.1 - организация экстремистского сообщества, статья 282.2 - организация деятельности экстремистской организации, статья 357 - геноцид2. Указанные выше преступления наказываются штрафами, арестами, обязательными работами и лишением свободы вплоть до двадцати лет, а также пожизненным лишением свободы.
Действия и преступления, имеющие террористический характер регулируются исключительно Уголовным Кодексом Российской Федерации, а именно: статья 205 - террористический акт, есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
К преступлениям террористического характера, помимо собственно террористического акта, закон относит содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ). Данные преступления влекут за собой наказания в виде лишений свободы на разные сроки, вплоть до двадцати лет, а также пожизненное лишение свободы
1.
В 2013 году с целью усиления уголовно-правового противодействия терроризму в Уголовный кодекс Российской Федерации была введена ст. 205.5, которая предусматривает ответственность за организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации. Данная статья неоднократно подвергалась изменениям со стороны законодателя, а также вызвала научные дискуссии среди ученых и практических сотрудников. Рассмотрим некоторые спорные вопросы.
В УК РФ дефиниция «террористическая организация» отсутствует. В Федеральном законе «О противодействии терроризму»1 ее также нет. Однако в ч. 2 ст. 24 данного Закона указывается, что организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда в случае на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277, 280, 2821 -2823, 360 и 361 УК РФ, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей2.
Важно отметить, что признание террористической организацией осуществляется и при вынесении обвинительного приговора по ст. 205.4 УК РФ. Таким образом, анализируя положения Федерального закона «О противодействии терроризму», можно сделать вывод, что на законодательном уровне дефиниции «террористическая организация» и «террористическое сообщество» фактически отождествляются.
Вопрос соотношения понятий «террористическая организация» и «террористическое сообщество» вызывает также многочисленные споры. Ряд ученых придерживается мнения, что в сущности эти два явления являются одним и тем же. М. В. Сипки3 утверждает, что на данный момент стирается разница между понятиями организованная группа», «террористическая организация» и «террористическое сообщество».
Подтверждается это тем, что согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»1 не является обязательным для признания организованной группы террористическим сообществом предварительное судебное решение о ликвидации организации в связи с осуществлением террористической деятельности. На самом деле, Уголовный кодекс не соотносит признание группы (организации) террористическим сообществом с признанием ее в установленном законодательством порядке террористической. Вместе с тем, приведенное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ свидетельствует, что границы между этими определениями в законе весьма неясны.
Против данной точки зрения, выступает, например, Э.А. Золаев, который говорит о поспешности вывода о тождественности данных понятий, аргументируя тем, что террористическая организация является более общественно опасным явлением. Так, в уголовном законе установлена более высокая нижняя граница санкций за участие в ней, то есть и степень общественной опасности более высокая2.
В дополнение к вышесказанному, обосновывается позиция, что отличием террористической организации от террористического сообщества признается наличие вступившего в законную силу решения суда о признании конкретной организации террористической, или же наличие вступившего в силу обвинительного приговора суда в отношении определенного лица, которое создало, участвовало в деятельности террористического сообщества3.
Вызывает трудности также определение формы соучастия и характерных признаков террористической организации, вследствие того, что основания и порядок запрета деятельности террористической организации находят свое закрепление в ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму». В УК РФ преступная организация является синонимом преступного сообщества (ч. 4 ст. 35). В науке уголовного права обосновывается мнение, что террористическая организация не является разновидностью преступного сообщества. Кроме этого, не правильным считается ее отнесение к одной из предусмотренных ст. 35 УК РФ форм соучастия. Об этом свидетельствует отсутствие обязательных признаков преступного сообщества (преступной организации) в диспозициях статей 205.5 и 282.2 УК РФ.
Существенно, что террористическая организация не указана среди видов организованных преступных формирований, создание, руководство и участие, ответственность за которые предусмотрено специальными нормами Особенной части УК РФ (ч. 5 ст. 35 УК РФ). Однако есть ученые, придерживающиеся мнения, в их числе А.Н. Аулов1, что уже создание таких организаций является системообразующим признаком соучастия, в равной мере, как и участие в них. Обосновывая данную точку зрения тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму», в Российской Федерации запрещено создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 220, 221, 277- 280, 2821 -2823 и 360 УК РФ.
Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении антиэкстремистской деятельности и контртеррористических операций. Одной из важнейших задач ВС РФ во внутренних вооруженных конфликтах является разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских, экстремистских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций.
В соответствии с Федеральным Законом РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О борьбе с терроризмом»2 и Федеральным законом от 25.07.2012 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»3 в борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:
а) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
б) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
в) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном Федеральным законом;
г) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации (по приглашению законного правительства Сирийской Арабской Республики).
Использование ВС РФ:
а) привлечение ВС к урегулированию различных конфликтов и пресечению террористических акций;
б) использование вооруженных сил во внутреннем вооруженном конфликте, как правило, должно быть ограничено и осуществляться специально подготовленными частями.
Вооруженные Силы РФ в соответствии с международными договорами РФ осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории РФ посредством:
а) применения вооружения с территории РФ против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;
б) использования формирований Вооруженных Сил РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ.
Решение о применении Вооруженными Силами РФ вооружения с территории РФ против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом РФ. Транснациональный экстремизм терроризм превратился в одну из наиболее опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических проблем, с которыми столкнулось человечество. Терроризм угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические и экономические потери, оказывает сильное психологическое воздействие на население1.
При этом экстремистская и террористическая деятельность в современных условиях характеризуются широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ. Международный характер экстремизма и терроризма предопределяет необходимость адекватного выстраивания системы мер антитеррористического противодействия в национальных российских рамках.
Так, в условиях широкомасштабного наступления международного терроризма на Российскую Федерацию актуальным стал вопрос о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации к участию в противодействии терроризму, и в первую очередь, к участию в борьбе с терроризмом.
Генеральная Прокуратура Российской Федерации:
а) расследует преступления экстремистской и террористической направленности;
б) представляет в судах обвинение подсудимым экстремистам, террористам, экстремистским и террористическим организациям;
в) осуществляет надзор за осуществлением законности и справедливости правоохранительными органами и спецслужбами антиэкстремистского и антитеррористического законодательства;
г) объявляет предостережения о недопустимости осуществления экстремистской и террористической деятельности;
д) выносит предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской и террористической деятельности;
е) предупреждает о недопустимости распространения экстремистских и террористических материалов через средство массовой информации и осуществления им экстремистской деятельности;
ж) представляет в суды представления о приостановлении деятельности экстремистского и террористического общественного или религиозного объединения1.
Таким образом, противодействие экстремизму и борьба с терроризмом является обязанность органов власти и управления всех уровней. Каждый гражданин РФ должен проявлять бдительность к любым проявлениям экстремистской и террористической деятельности.
2.2. Ответственность за участие в террористической деятельности
В Уголовном Кодексе Российской Федерации совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства. Кроме того, УК РФ предусматривает отдельные виды преступлений, имеющих экстремистский характер независимо от наличия квалифицирующих признаков и отягчающих обстоятельств, такие как: статья 280 - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, статья 282 - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, статья 282.1 - организация экстремистского сообщества, статья 282.2 - организация деятельности экстремистской организации, статья 357 - геноцид2. Указанные выше преступления наказываются штрафами, арестами, обязательными работами и лишением свободы вплоть до двадцати лет, а также пожизненным лишением свободы.
Действия и преступления, имеющие террористический характер регулируются исключительно Уголовным Кодексом Российской Федерации, а именно: статья 205 - террористический акт, есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
К преступлениям террористического характера, помимо собственно террористического акта, закон относит содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ). Данные преступления влекут за собой наказания в виде лишений свободы на разные сроки, вплоть до двадцати лет, а также пожизненное лишение свободы
1.
В 2013 году с целью усиления уголовно-правового противодействия терроризму в Уголовный кодекс Российской Федерации была введена ст. 205.5, которая предусматривает ответственность за организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации. Данная статья неоднократно подвергалась изменениям со стороны законодателя, а также вызвала научные дискуссии среди ученых и практических сотрудников. Рассмотрим некоторые спорные вопросы.
В УК РФ дефиниция «террористическая организация» отсутствует. В Федеральном законе «О противодействии терроризму»1 ее также нет. Однако в ч. 2 ст. 24 данного Закона указывается, что организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда в случае на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277, 280, 2821 -2823, 360 и 361 УК РФ, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей2.
Важно отметить, что признание террористической организацией осуществляется и при вынесении обвинительного приговора по ст. 205.4 УК РФ. Таким образом, анализируя положения Федерального закона «О противодействии терроризму», можно сделать вывод, что на законодательном уровне дефиниции «террористическая организация» и «террористическое сообщество» фактически отождествляются.
Вопрос соотношения понятий «террористическая организация» и «террористическое сообщество» вызывает также многочисленные споры. Ряд ученых придерживается мнения, что в сущности эти два явления являются одним и тем же. М. В. Сипки3 утверждает, что на данный момент стирается разница между понятиями организованная группа», «террористическая организация» и «террористическое сообщество».
Подтверждается это тем, что согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»1 не является обязательным для признания организованной группы террористическим сообществом предварительное судебное решение о ликвидации организации в связи с осуществлением террористической деятельности. На самом деле, Уголовный кодекс не соотносит признание группы (организации) террористическим сообществом с признанием ее в установленном законодательством порядке террористической. Вместе с тем, приведенное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ свидетельствует, что границы между этими определениями в законе весьма неясны.
Против данной точки зрения, выступает, например, Э.А. Золаев, который говорит о поспешности вывода о тождественности данных понятий, аргументируя тем, что террористическая организация является более общественно опасным явлением. Так, в уголовном законе установлена более высокая нижняя граница санкций за участие в ней, то есть и степень общественной опасности более высокая2.
В дополнение к вышесказанному, обосновывается позиция, что отличием террористической организации от террористического сообщества признается наличие вступившего в законную силу решения суда о признании конкретной организации террористической, или же наличие вступившего в силу обвинительного приговора суда в отношении определенного лица, которое создало, участвовало в деятельности террористического сообщества3.
Вызывает трудности также определение формы соучастия и характерных признаков террористической организации, вследствие того, что основания и порядок запрета деятельности террористической организации находят свое закрепление в ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму». В УК РФ преступная организация является синонимом преступного сообщества (ч. 4 ст. 35). В науке уголовного права обосновывается мнение, что террористическая организация не является разновидностью преступного сообщества. Кроме этого, не правильным считается ее отнесение к одной из предусмотренных ст. 35 УК РФ форм соучастия. Об этом свидетельствует отсутствие обязательных признаков преступного сообщества (преступной организации) в диспозициях статей 205.5 и 282.2 УК РФ.
Существенно, что террористическая организация не указана среди видов организованных преступных формирований, создание, руководство и участие, ответственность за которые предусмотрено специальными нормами Особенной части УК РФ (ч. 5 ст. 35 УК РФ). Однако есть ученые, придерживающиеся мнения, в их числе А.Н. Аулов1, что уже создание таких организаций является системообразующим признаком соучастия, в равной мере, как и участие в них. Обосновывая данную точку зрения тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму», в Российской Федерации запрещено создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 220, 221, 277- 280, 2821 -2823 и 360 УК РФ.