Файл: Протокол 8 от 30. 08. 2022 г. Приказ оу 115 от 30. 08. 2022. Дополнительная общеразвивающая программа Дошкольник.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ребёнок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

  • присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование.

Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.


    1. Содержание программы


Учебный план

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

 1.

От слова к букве (речевое развитие)

36

2

34

Викторина «Что я запомнил о звуках и буквах»

2.

Математические ступеньки (развитие мышления)

36

1

35

Тест «Что я знаю о числах»

3.

Волшебные превращения (развитие мелкой моторики)

36

1

35

Выставка работ.


Содержание занятий опирается на программные требования:

1. Ознакомление с окружающим миром:

Расширять представления детей о родной стране, крае, посёлке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся.


Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.

Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)

2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

Учить делить слова на слоги.

Дать первоначальные представления о предложении.

Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

Совершенствовать умение составлять рассказы.

3. Развитие элементарных математических представлений:

Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.

Учить решать стихотворные задачи.

Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.

  • Штриховка (тетрадь в линию).

  • Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

  • Лепка, конструирование.

  • Рисование.

  • Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.

Итоги занятий подводятся на собрании для родителей:

- фотопрезентация «По страницам нашей жизни»

- организация выставки работ детей

- консультации родителям

- рекомендации логопеда.
1 раздел. От слова к букве (речевое развитие) 36 часов.

Цель обучения письму заключается в правильной выработке и закреплении навыков работы с карандашом и ручкой. Специальные подготовительные упражнения помогут дошкольникам при поступлении в учебное заведение правильно и своевременно выполнять письменные задания. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, обводки и штриховки контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.



К концу занятий у детей формируются следующие навыки:

  • Умение правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку.

  • Умение штриховать предметы вертикально и горизонтально.

  • Вырабатывается правильная осанка

  • Развивается мелкая моторика руки

  • Развиваются интеллектуальные и речевые способности ребенка

  • Обогащается словарный запас

  • Умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог. Дети учатся умению адекватно воспринимать и использовать речь – осваивают коммуникативную функцию языка

Основная цель изучения развития речи, обучения грамоте состоит в проведении мероприятий, направленных на формирование чёткой практической направленности в процессе изучения русского языка, дальнейшего развития связной речи у дошкольников, повышения культуры и уровня их речевого общения обозначенного необходимостью наличия данных навыков поступления в школу.

Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие фонематического слуха и умение проводить звуковой анализ: вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, определять количества слов в слове, выделение предложений из речи.

Работа над предложением и связной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми дома, в детском саду. Пересказ знакомых сказок, без пропусков, составление по картинке или серии картинок определённого количества предложений объединённых общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем, расширение представлений об окружающем мире, явление действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то целесообразно все занятия строить в игровой форме, объединять детей в пары, в группы, проводить экскурсии.

К концу обучения по программе обучения грамоте

У детей формируются следующие умения:

  • Умения отвечать на вопросы.

  • Умения составлять небольшие простые предложения, дополнять их недостающими словами.

  • Умения составлять рассказ по сюжетной картинке, по опорным словам.

  • Умения отличать звук от буквы, вычленять звуки из слов, правильно их произносить.

  • Умения различать гласные и согласные.

  • Умение делить слова на слоги.

  • Умение делить предложения на слова, слова на слоги.

  • Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У, И



Календарно-тематическое планирование по курсу

«От слова к букве» (36 часов)

п/п

Название темы

Кол-во часов

1

История возникновения письма. Гигиенические правила.

Беседа «Осень в природе». Составление рассказа о картине «Лес».

1 час

2

Рабочая строка. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Беседа «Наш город».

1 час

3.

Письмо наклонных прямых. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Предложение. Деление текста на предложения.

1 час

4.

Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Развитие речи. Беседа «Режим дня»

1 час

5.

Письмо удлинённой петли вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Слово. Деление предложений на слова.

1 час

6.

Письмо правых и левых полуовалов. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Беседа «Лес и мир животных».

1 час

7-8

Письмо овалов. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А» «О» «У».

2 часа

9-10

Письмо буквы «а». Обведение контура рисунка и его штриховка.

Беседа «Домашние животные.

2 часа

11-12

Письмо буквы «А». Раскрашивание бордюра. Обведение контура рисунка и его штриховка.

2 часа

13

Письмо строчной буквы «о». Обведение контура рисунка и его штриховка.

1 час

14

Письмо заглавной буквы «О» Обведение контура рисунка и его штриховка.

Интерактивная игра «Футбол с буквами».

1 час

15

Строчная буква «и». Обведение контура рисунка и его штриховка.

Разучивание скороговорок, потешек.

1 час

16-17

Заглавная буква «И». Обведение контура рисунка и его штриховка.

Слог. Деление слов на слоги. Звуки гласные и согласные.

2 часа

18-19

Строчная буква «у». Обведение контура рисунка и его штриховка.

Слияние согласного звука с гласным.

2 часа

20-21

Заглавная буква «У». Обведение контура рисунка и его штриховка.

Беседа «Транспорт».

2 часа

22-23

Знакомство с соединением букв.

Интерактивная игра «Желейные буквы»

2 часа


24-25

Беседа «Весна в природе».

Праздник бабушек и мам. Разучивание стихов.

2 часа

26-27

Беседа «Моя любимая игрушка»

Составление рассказов об игрушках. Разучивание стихотворений.

2 часа

28

Письмо изученных элементов букв.

1 час

29-30

Разучивание скороговорок на гласные звуки.

Русские народные песенки, потешки.

2 часа

31

Письмо букв «волшебными» красками.

1 час

32-33

Разучивание стишков о буквах и звуках.

2 часа

34-35

Интерактивные игры о буквах русского языка.

2 часа

36

Итоговое занятие «Что я запомнил о звуках и буквах»

1 час



2. раздел. Математические ступеньки (развитие мышления) 36 часов.

В основу изучаемого предмета программы положены:

  • Изучение пространственного представления, взаимного расположения предметов: наверху, внизу, слева, справа, ниже , выше, левее, правее, перед, за, между, рядом;

  • Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже;

  • Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, длиннее, короче, выше, ниже;

  • Развитие мелкой мускулатуры пальцев, черчение узоров и штриховка рисунков.


Математическая подготовка детей к школе нацелена на формирование у них представлений о форме, размере и количестве.

  • Представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов.

  • Представление о количестве.

  • Геометрические фигуры.

  • Представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач).

  • Представления о последовательности событий

К концу обучения по программе математике у детей формируются следующие основные умения:

  1. Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один, умение сравнивать группы предметов содержащие до 10 предметов и соотносить заданное количество предметов с цифрой.

  2. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов или фигур по цвету, форме, размеру и другим свойствам.

  3. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять большее и меньшее.

  4. Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

  5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине.

  6. Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.


Календарно-тематическое планирование

«Математические ступеньки» (36 часов)




Наименование темы

Кол-во занятий

1

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству

1

2

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

1

3

Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

1

4

Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа

1

5

Удаление части из целого (вычитание)

1

6

Пространственные отношения: между, посередине

1

7

Взаимосвязь между целым и частью. Представление : один - много

1

8

Число 1 и цифра 1. Единица.

1

9

Пространственные отношения: внутри, снаружи

1

10

Число 2 и цифра 2. Пара.

1

11

Представление о точке и линии. Отрезок и луч.

1

12

Число 3. Цифра 3. Тройка.

1

13

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

Отрезок и многоугольник.

1

14

Число 4. Цифра 4. Квартет, квадрат.

1

15

Представление о числовом отрезке.

1

16

Число 5. Цифра 5.

1

17

Пространственные отношения: впереди, сзади.

1

18

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

Обозначение отношений: больше- меньше.

1

19

Интерактивная игра на сравнение предметов.




20

Временные отношения: раньше, позже.

1

21

Число 6. Цифра 6

1

22

Пространственные отношения: длиннее, короче.

1

23

Число 7 и цифра 7.

1

24

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы.

1

25

Число 8 и цифра 8.

1

26

Разучивание считалок.

1

27

Число 9 и цифра 9.

1

28

Сказочные числа.

1

29

Число 0 и цифра 0.

1

30

Загадки о числах.

1

31

Сравнение цифр и букв по написанию.

1

32

Счёт предметов в прямом и обратном порядке.

1

33

Путешествие в страну Геометрии.

1

34

Составление предметов из геометрических фигур.

1

35

Интерактивные игры «Я умею считать».

1

36

Итоговое занятие «Что я знаю о числах»

1