Файл: Протокол 8 от 30. 08. 2022 г. Приказ оу 115 от 30. 08. 2022. Дополнительная общеразвивающая программа Дошкольник.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ребёнок получит возможность научиться:
-
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); -
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; -
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки); -
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; -
присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование.
Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-
Содержание программы
Учебный план
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | От слова к букве (речевое развитие) | 36 | 2 | 34 | Викторина «Что я запомнил о звуках и буквах» |
2. | Математические ступеньки (развитие мышления) | 36 | 1 | 35 | Тест «Что я знаю о числах» |
3. | Волшебные превращения (развитие мелкой моторики) | 36 | 1 | 35 | Выставка работ. |
Содержание занятий опирается на программные требования:
1. Ознакомление с окружающим миром:
Расширять представления детей о родной стране, крае, посёлке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся.
Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.
Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.
Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.
Учить делить слова на слоги.
Дать первоначальные представления о предложении.
Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
Совершенствовать умение составлять рассказы.
3. Развитие элементарных математических представлений:
Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.
Учить решать стихотворные задачи.
Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.
Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.
-
Штриховка (тетрадь в линию). -
Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные. -
Лепка, конструирование. -
Рисование. -
Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.
Итоги занятий подводятся на собрании для родителей:
- фотопрезентация «По страницам нашей жизни»
- организация выставки работ детей
- консультации родителям
- рекомендации логопеда.
1 раздел. От слова к букве (речевое развитие) 36 часов.
Цель обучения письму заключается в правильной выработке и закреплении навыков работы с карандашом и ручкой. Специальные подготовительные упражнения помогут дошкольникам при поступлении в учебное заведение правильно и своевременно выполнять письменные задания. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, обводки и штриховки контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.
К концу занятий у детей формируются следующие навыки:
-
Умение правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку. -
Умение штриховать предметы вертикально и горизонтально. -
Вырабатывается правильная осанка -
Развивается мелкая моторика руки -
Развиваются интеллектуальные и речевые способности ребенка -
Обогащается словарный запас -
Умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог. Дети учатся умению адекватно воспринимать и использовать речь – осваивают коммуникативную функцию языка
Основная цель изучения развития речи, обучения грамоте состоит в проведении мероприятий, направленных на формирование чёткой практической направленности в процессе изучения русского языка, дальнейшего развития связной речи у дошкольников, повышения культуры и уровня их речевого общения обозначенного необходимостью наличия данных навыков поступления в школу.
Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие фонематического слуха и умение проводить звуковой анализ: вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, определять количества слов в слове, выделение предложений из речи.
Работа над предложением и связной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми дома, в детском саду. Пересказ знакомых сказок, без пропусков, составление по картинке или серии картинок определённого количества предложений объединённых общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем, расширение представлений об окружающем мире, явление действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.
Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то целесообразно все занятия строить в игровой форме, объединять детей в пары, в группы, проводить экскурсии.
К концу обучения по программе обучения грамоте
У детей формируются следующие умения:
-
Умения отвечать на вопросы. -
Умения составлять небольшие простые предложения, дополнять их недостающими словами. -
Умения составлять рассказ по сюжетной картинке, по опорным словам. -
Умения отличать звук от буквы, вычленять звуки из слов, правильно их произносить. -
Умения различать гласные и согласные. -
Умение делить слова на слоги. -
Умение делить предложения на слова, слова на слоги. -
Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У, И
Календарно-тематическое планирование по курсу
«От слова к букве» (36 часов)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | История возникновения письма. Гигиенические правила. Беседа «Осень в природе». Составление рассказа о картине «Лес». | 1 час |
2 | Рабочая строка. Обведение контура рисунка и его штриховка. Беседа «Наш город». | 1 час |
3. | Письмо наклонных прямых. Обведение контура рисунка и его штриховка. Предложение. Деление текста на предложения. | 1 час |
4. | Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка. Развитие речи. Беседа «Режим дня» | 1 час |
5. | Письмо удлинённой петли вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка. Слово. Деление предложений на слова. | 1 час |
6. | Письмо правых и левых полуовалов. Обведение контура рисунка и его штриховка. Беседа «Лес и мир животных». | 1 час |
7-8 | Письмо овалов. Обведение контура рисунка и его штриховка. Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А» «О» «У». | 2 часа |
9-10 | Письмо буквы «а». Обведение контура рисунка и его штриховка. Беседа «Домашние животные. | 2 часа |
11-12 | Письмо буквы «А». Раскрашивание бордюра. Обведение контура рисунка и его штриховка. | 2 часа |
13 | Письмо строчной буквы «о». Обведение контура рисунка и его штриховка. | 1 час |
14 | Письмо заглавной буквы «О» Обведение контура рисунка и его штриховка. Интерактивная игра «Футбол с буквами». | 1 час |
15 | Строчная буква «и». Обведение контура рисунка и его штриховка. Разучивание скороговорок, потешек. | 1 час |
16-17 | Заглавная буква «И». Обведение контура рисунка и его штриховка. Слог. Деление слов на слоги. Звуки гласные и согласные. | 2 часа |
18-19 | Строчная буква «у». Обведение контура рисунка и его штриховка. Слияние согласного звука с гласным. | 2 часа |
20-21 | Заглавная буква «У». Обведение контура рисунка и его штриховка. Беседа «Транспорт». | 2 часа |
22-23 | Знакомство с соединением букв. Интерактивная игра «Желейные буквы» | 2 часа |
24-25 | Беседа «Весна в природе». Праздник бабушек и мам. Разучивание стихов. | 2 часа |
26-27 | Беседа «Моя любимая игрушка» Составление рассказов об игрушках. Разучивание стихотворений. | 2 часа |
28 | Письмо изученных элементов букв. | 1 час |
29-30 | Разучивание скороговорок на гласные звуки. Русские народные песенки, потешки. | 2 часа |
31 | Письмо букв «волшебными» красками. | 1 час |
32-33 | Разучивание стишков о буквах и звуках. | 2 часа |
34-35 | Интерактивные игры о буквах русского языка. | 2 часа |
36 | Итоговое занятие «Что я запомнил о звуках и буквах» | 1 час |
2. раздел. Математические ступеньки (развитие мышления) 36 часов.
В основу изучаемого предмета программы положены:
-
Изучение пространственного представления, взаимного расположения предметов: наверху, внизу, слева, справа, ниже , выше, левее, правее, перед, за, между, рядом; -
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже; -
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, длиннее, короче, выше, ниже; -
Развитие мелкой мускулатуры пальцев, черчение узоров и штриховка рисунков.
Математическая подготовка детей к школе нацелена на формирование у них представлений о форме, размере и количестве.
-
Представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов. -
Представление о количестве. -
Геометрические фигуры. -
Представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач). -
Представления о последовательности событий
К концу обучения по программе математике у детей формируются следующие основные умения:
-
Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один, умение сравнивать группы предметов содержащие до 10 предметов и соотносить заданное количество предметов с цифрой. -
Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов или фигур по цвету, форме, размеру и другим свойствам. -
Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять большее и меньшее. -
Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. -
Умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине. -
Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.
Календарно-тематическое планирование
«Математические ступеньки» (36 часов)
№ | Наименование темы | Кол-во занятий |
1 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству | 1 |
2 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | 1 |
3 | Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале) | 1 |
4 | Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа | 1 |
5 | Удаление части из целого (вычитание) | 1 |
6 | Пространственные отношения: между, посередине | 1 |
7 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление : один - много | 1 |
8 | Число 1 и цифра 1. Единица. | 1 |
9 | Пространственные отношения: внутри, снаружи | 1 |
10 | Число 2 и цифра 2. Пара. | 1 |
11 | Представление о точке и линии. Отрезок и луч. | 1 |
12 | Число 3. Цифра 3. Тройка. | 1 |
13 | Представления о замкнутой и незамкнутой линиях. Отрезок и многоугольник. | 1 |
14 | Число 4. Цифра 4. Квартет, квадрат. | 1 |
15 | Представление о числовом отрезке. | 1 |
16 | Число 5. Цифра 5. | 1 |
17 | Пространственные отношения: впереди, сзади. | 1 |
18 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше- меньше. | 1 |
19 | Интерактивная игра на сравнение предметов. | |
20 | Временные отношения: раньше, позже. | 1 |
21 | Число 6. Цифра 6 | 1 |
22 | Пространственные отношения: длиннее, короче. | 1 |
23 | Число 7 и цифра 7. | 1 |
24 | Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы. | 1 |
25 | Число 8 и цифра 8. | 1 |
26 | Разучивание считалок. | 1 |
27 | Число 9 и цифра 9. | 1 |
28 | Сказочные числа. | 1 |
29 | Число 0 и цифра 0. | 1 |
30 | Загадки о числах. | 1 |
31 | Сравнение цифр и букв по написанию. | 1 |
32 | Счёт предметов в прямом и обратном порядке. | 1 |
33 | Путешествие в страну Геометрии. | 1 |
34 | Составление предметов из геометрических фигур. | 1 |
35 | Интерактивные игры «Я умею считать». | 1 |
36 | Итоговое занятие «Что я знаю о числах» | 1 |