Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Финансы предприятия: понятие, функции, управление).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Финансы предприятия: понятие, функции, управление
1.1 Сущность и функции финансов предприятия
1.2 Управление финансами предприятия
Глава 2. Анализ финансов предприятия ПАО «Газпром»
2.1 Анализ основных направлений деятельности
2.2 Анализ финансового состояния
2.3 Анализ доходов и расходов ПАО «Газпром»
2.4 Анализ рентабельности предприятия
Глава 3. Основные направления повышения эффективности деятельности ПАО «Газпром»
3.1 Факторный анализ прибыли от реализации газа
Итак, о повышении благосостояния инвесторов и собственников свидетельствует увеличение собственного капитала в течение 2014-2016 гг. на 11,39%. На конец 2016 г. объем этого источника финансирования ПАО «Газпром» составил 9 322 338 840 тыс. руб. Сумма чистых активов росла, что свидетельствует о повышении защищенности кредиторов в случае потери платежеспособности компанией. Прирост показателя составил 41,91% в течение 2014-2016 гг. Рост объема сбыта товаров и услуг на 10,19% ведет к улучшению рыночного положения компании, повышению ее конкурентоспособности. Динамика чистой прибыли ПАО «Газпром» в течение 2014-2016 гг. доказывает, что эффективность работы компании снижается, ведь показатель уменьшился на 35,76%. Качество управления запасами снижается, ведь оборачиваемость этого элемента активов в 2016 г. по сравнению с 2014 г. уменьшилась. Эффективность управления дебиторской задолженностью снизилась, ведь значение показателя оборачиваемости уменьшилось на 0,02 оборотов в год. В 2016 г. каждый рубль, вложенный в активы ПАО «Газпром», принес 0,032 рублей прибыли. Эффективность работы компании была низкой. Говоря о факторах, стоит заметить, что снижение чистой прибыли с 628 144 243 тыс. руб. до 403 522 806 тыс. руб. и рост суммы привлеченных активов с 9 055 166 062 тыс. руб. до 12 981 229 957 тыс. руб. имели негативное влияние на рентабельность активов. Показатель окупаемости активов составил 31,28 лет. Рентабельность собственного капитала составила 4,38% в 2016. Это низкий показатель, который свидетельствует о том, что существуют более привлекательные альтернативы вложения средств собственниками. Как результат, период окупаемости собственного капитала составляет 22,81 лет. ПАО «Газпром» является финансово устойчивым и способным финансировать 71,81% активов за счет собственного капитала в 2016 г. Снижение показателя на 0,21 в течение 2014-2016 гг. является негативной тенденцией.
Анализ достаточности капитала для финансирования запасов свидетельствует о том, что В предприятия удовлетворительная устойчивость в 2016 г. Не хватает 508 814 746 тыс. руб. собственных оборотных средств для формирования запасов материалов, сырья, товаров.
2.3 Анализ доходов и расходов ПАО «Газпром»
Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат. Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, то есть включает в себя оплату труда и прибыль. Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование.
Таблица 2.5− Анализ доходов ПАО «Газпром» за 2014-2016 года.
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Отклонение |
|
абсолютное, тыс.рублей |
относительное, % |
||||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.рублей |
3 933 335 313 |
3 990 280 172 |
4 334 293 477 |
400 958 164 |
10,2 |
Дебиторская задолженность, тыс.рублей |
2 119 271 161 |
1 959 540 653 |
2 515 375 547 |
396 104 386 |
18,7 |
Выручка от реализации — сумма, пришедшая в организацию в результате реализации продукции или услуг от их потребителей.
В 2014 году показатель составил 3 933 335 313 тыс. рублей. По сравнению с 2014 годом выручка от продаж в 2015 году увеличилась на 56 944 859 тыс. рублей (1,4%). В 2016 году выручка от реализации составила 4 334 293 477 тысяч рублей, что на 344 013 305 тысяч рублей (8,6 %) больше, чем в 2015 году. Относительно 2014 года показатель вырос на 400 958 164 тысячи рублей (10,2 %).
Таблица 2.6− Анализ динамики выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг за 2014-2016 года.
Года |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.рублей |
Отклонение |
|||
Абсолютное базисное отклонение, тыс.рублей |
Абсолютное цепное отклонение, тыс.рублей |
Относительное базисное отклонение, % |
Относительное цепное отклонение, % |
||
2014 год |
3 933 335 313 |
- |
- |
- |
- |
2015 год |
3 990 280 172 |
56 944 859 |
56 944 859 |
1,4 |
1,4 |
2016 год |
4 334 293 477 |
400 958 164 |
344 013 305 |
10,2 |
8,6 |
Выручка от продажи имеет тенденцию к росу, о чем свидетельствует линия тренда. За весь анализируемый период выручка увеличилась на 400 958 164 тысячи рублей (10,2 %), что связано с ростом увеличением выручки от продажи газа.
Таблица 2.7− Анализ дебиторской задолженности ПАО «Газпром» за 2014-2016 года.
Года |
Дебиторская задолженность, тыс.рублей |
Отклонение |
|||
Абсолютное базисное отклонение, тыс.рублей |
Абсолютное цепное отклонение, тыс.рублей |
Относительное базисное отклонение, % |
Относительное цепное отклонение, % |
||
2014 год |
2 119 271 161 |
- |
- |
- |
- |
2015 год |
1 959 540 653 |
-159 730 508 |
-159 730 508 |
-7,5 |
-7,5 |
2016 год |
2 515 375 547 |
396 104 386 |
555 834 894 |
18,7 |
28,4 |
Дебиторская задолженность представляет собой вид активов, характеризующихсумму долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними.
В 2014 году дебиторская задолженность составила 2 119 271 161 тыс. рублей. В 2015 году дебиторская задолженность снизилась на 159 730 508 тыс. рублей ( 7,5 %). В 2016 году дебиторская задолженность составила 2 525 375 547 тысяч рублей, что на 28,4 % больше, чем в 2015 году. Относительно 2014 года дебиторская задолженность выросла на 296 104 386 тысяч рублей (18,7 %)
За весь анализируемый период наблюдается рост дебиторской задолженности, что говорит о постоянном и значительном увеличении объемов реализации продуктов и услуг с отсрочкой платежа. С 2014 по 2016 год дебиторская задолженность выросла на 18,7 %.
Таблица 2.8− Анализ расходов ПАО "Газпром" за 2014-2016 года.
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Отклонение |
|
Абсолютное |
Относительное, % |
||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.рублей |
1 927 545 811 |
2 029 257 577 |
2 265 357 118 |
337 811 307 |
17,5 |
Коммерческие расходы, тыс.рублей |
978 592 795 |
976 374 373 |
1 168 530 262 |
189 937 467 |
19,4 |
Управленческие расходы, тыс.рублей |
65 369 929 |
63 402 712 |
88 466 076 |
23 096 147 |
35,3 |
Таблица 2.9 − Анализ динамики себестоимости продукции ПАО "Газпром" за 2014-2016 года.
Года |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. рублей |
Отклонение |
|||
Абсолютное базисное отклонение, тыс. рублей |
Абсолютное цепное отклонение, тыс. рублей |
Относительное базисное отклонение, % |
Относительное цепное отклонение, % |
||
2014 год |
1 927 545 811 |
- |
- |
- |
- |
2015 год |
2 029 257 577 |
101 711 766 |
101 711 766 |
5,3 |
5,3 |
2016 год |
2 265 357 118 |
337 811 307 |
236 099 541 |
17,5 |
11,6 |
Себестоимость – это стоимостное выражение суммы всех затрат, которые несет предприятие при производстве, хранении и сбыте продукции.
В 2014 году себестоимость составила 1 927 545 811 тыс. рублей. .В 2015 году себестоимость продукции составила 2 029 257 577 тыс. рублей, что на 101 711 766 тыс. рублей (5,3%) больше, чем в 2014 году. В 2016 году себестоимость выросла на 236 099 541 тысяч рублей (11, 6%) и составила 2 265 357 118 тысяч рублей. Относительно 2014 года себестоимость выросла на 337 811 307 тысяч рублей (17,5 %).
Итак, за анализируемый период себестоимость продукции увеличивается, о чем свидетельствует линия тренда. По сравнению с 2014 годом себестоимость продукции на предприятии выросла на 17,5 %.
Таблица 2.10– Анализ динамики коммерческих расходов за 2014-2016 года.
Года |
Коммерческие расходы, тыс.рублей |
Отклонение |
|||
Абсолютное базисное отклонение, тыс.рублей |
Абсолютное цепное отклонение, тыс.рублей |
Относительное базисное отклонение, % |
Относительное цепное отклонение, % |
||
2014 год |
978 592 795 |
- |
- |
- |
- |
2015 год |
976 374 373 |
- 2 218 422 |
-2 218 422 |
-0,2 |
-0,2 |
2016 год |
1 168 530 262 |
189 937 467 |
192 155 889 |
19,4 |
19,7 |
Коммерческие расходы – это затраты, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг. В 2014 году коммерческие расходы составили 978 592 795 тыс. рублей. В 2015 году коммерческие расходы составили 976 374 373 тыс. рублей, что на 2 218 422 тыс. рублей (0,2 %) меньше, чем в 2014 году. В 2016 году коммерческие расходы выросли на 189 937 467 тысяч рублей (19, 4%) и составили 1 168 530 262 тысячи рублей.
Таким образом, коммерческие расходы имеют тенденцию к увеличению за весь анализируемый период. С 2014 по 2016 год коммерческие расходы выросли на 19,4 % в связи с ростом продаж и расширением бизнеса компании.
Таблица 2.11– Анализ динамики управленческих расходов за 2014-2016 года.
Года |
Управленческие расходы, тыс.рублей |
Отклонение |
|||
Абсолютное базисное отклонение, тыс.рублей |
Абсолютное цепное отклонение, тыс.рублей |
Относительное базисное отклонение, % |
Относительное цепное отклонение, % |
||
2014 год |
65 369 929 |
- |
- |
- |
- |
2015 год |
63 402 712 |
-1 967 217 |
-1 967 217 |
-3 |
-3 |
2016 год |
88 466 076 |
23 096 147 |
25 063 364 |
35,3 |
39,5 |
Управленческие расходы – это затраты на управление организацией, не связанные непосредственно с производственным процессом. В 2014 году управленческие расходы составили 65 369 929 тыс. рублей. В 2015 году расходы сократились на 1 967 217 тыс. рублей (3%) и составили 63 402 712 тыс. рублей. В 2016 году управленческие расходы составили 88 466 076 тысяч рублей, что на 25 063 364 тысяч рублей (39,5 %) больше, чем в 2015 году. Относительно 2014 года управленческие расходы выросли на 23 096 147 тысяч рублей (35,3 %).
Таким образом, управленческие расходы имеют тенденцию к росту. В период с 2014 по 2016 год показатель увеличился на 35,3 %.
2.4 Анализ рентабельности предприятия
Любая организация стремится к увеличению прибыли, а для этого ей необходимо работать эффективно. Чтобы оценить эффективность деятельности организации проводится анализ рентабельности. Рентабельность – показатель экономической эффективности организации, который отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов.Для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, аргументированного управления компанией и сокращения издержек используются различные показатели рентабельности: продукции, производства, продаж, активов, собственного капитала, чистая рентабельность, валовая рентабельность, перманентного капитала.
Таблица 2.12− Анализ рентабельности предприятия за 2014-2016 года.
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Отклонение (+,-) |
Рентабельность продукции, % |
49,89 |
45,39 |
35,84 |
-14,05 |
Рентабельность производства, % |
7,59 |
2,01 |
4,1 |
-3,49 |
Рентабельность продаж, % |
24,45 |
23,09 |
18,73 |
-5,72 |
Рентабельность активов (имущества), % |
5,79 |
1,54 |
3,11 |
-2,68 |
Рентабельность собственного капитала, % |
7,51 |
2,08 |
4,33 |
-3,18 |
Чистая рентабельность, % |
15,97 |
4,74 |
9,31 |
-6,66 |
Валовая рентабельность, % |
50,99 |
49,14 |
47,73 |
-3,26 |
Рентабельность перманентного капитала, % |
7,51 |
1,75 |
3,54 |
-3,97 |