Файл: Формы государственного устройства(Общая характеристика формы государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, одной основных форм государственного устройства является унитарное государство.

Вместе с первыми государствами, в ходе исторического процесса, формируется унитарная форма государственного устройства. В период древности и средневековья все государства были унитарными. Примером является Римская империя или Древний Китай.

С развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и других форм государственного устройства федераций и конфедераций. В результате длительной исторической эволюции сформировались современные унитарные государства.

Унитарное государство - форма внутригосударственного устройства, при которой территория страны делится на административные единицы.

В таких государствах следует выделить:

- универсальную суверенность страны;

- пространственное верховенство государства;

- общие для всей страны высшие органы власти, которые определяют порядок образования, самое существование, границы и полномочия административно-территориальных единиц;

- единую конституцию и возглавляемое ею законодательство, что отражается на юридической силе актов составных частей государства; все они, в том числе акты представительных органов отдельных территориальных образований, являются подзаконными, т.е. должны исходить из общегосударственных законов и им соответствовать.

В унитарных государствах выделяют общие для всей страны высшие органы власти, которые определяют порядок образования, самое существование, границы и полномочия административно-территориальных единиц.

В унитарных государствах законодательная власть осуществляется, как правило, однопалатным парламентом, который осуществляет законодательную функцию.

Действительное положение и роль исполнительной власти в унитарных государствах значительно шире рамок только лишь реализации законодательных актов. Она выступает силой, способной организовать масштабную деятельность унитарного государства как внутри страны, так и за пределами государственных границ.

Основное назначение исполнительной власти в унитарных государствах заключается в организации практического исполнения Конституции и законов в процессе управленческой деятельности, которая направляется на удовлетворение общественных интересов, нужд и запросов населения. Управленческая деятельность исполнительной власти осуществляется посредством реализации государственно-властных полномочий.


Судебная власть в унитарных государствах является одним из значимых институтов государственной власти.

Судебная власть в унитарных государствах в структуре принципа разделения властей, во-первых, должна быть самостоятельной, во-вторых, независимой, в-третьих, обеспечивать рассмотрение возникающих споров (дел) и осуществлять в установленных пределах внешний контроль за властью законодательной и исполнительной.[15]

В унитарных государствах вводится единое гражданство, проводится общая для страны денежная, финансовая и кредитная политика.

Однако в современном мире насчитывается значительное число стран, которые не вписываются в представленную схему, поскольку в своем составе имеют одно-два образования, получающие от центра автономию, которую в данном контексте следует понимать как «самоуправляющуюся территориальную единицу в рамках унитарного государства, пользующуюся определенной самостоятельностью, степень которой регулируется конституцией страны и общегосударственными законами»[16].

Сложные унитарные государства представляют самоуправление отдельным свои территориям, как правило, отдаленным, нередко островным либо полуостровным частям страны, в остальном же оставаясь весьма централизованной формой государственного устройства.

Таким образом, унитарное государство (от лат. «unitas» - единство) - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета[17].

Каждое унитарное государство в своей основе имеет специфические характеристики, обладает главными качествами: общая конституция для всей страны; все органы государственной власти подчинением центральному управлению; территориальные части унитарного государства не имеют самостоятельности; наличие единого гражданства.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене и отвечают за внешнюю политику. Правом налогообложения наделено государство, а не отдельные территории. Территории в составе унитарного государства не могут по своему усмотрению устанавливать или отменять налоги. Унитарное государство бывает простым, для которого характерно только административно-территориальное деление (Беларусь, Польша и т. д.), и сложным – когда в его составе находятся политические автономии и колонии (Франция, Италия, Великобритания).


Автономии по объему полномочий подразделяются на административные и политические[18]. Унитарную форму своего политико-территориального устройства, как наиболее удобную и эффективную выбрало 85% современных стран. Унитарными сегодня в мире являются и крупные развитые и среднеразвитые государства. Это - Великобритания, Франция, Нидерланды, Словакия, Румыния, Болгария, Япония, Саудовская Аравия, Италия, Испания, Иран, Украина, Египет, Марокко, Польша, Финляндия, Португалия, Румыния и Болгария, Казахстан, Узбекистан и другие страны.

Исторически унитаризм - это явление прогрессивное, которое способствует формированию единого рынка на определенных этапах буржуазных экономических отношений. Но в современном унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью органов местного самоуправления. К сожалению, иногда возникают межнациональные конфликты, которые могут длиться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод, что унитарное государство - это единое государственное образование. Для унитаризма характерно существование единой конституции для всей страны и отсутствие деления на административно-территориальные части[19].

Унитаризм как форма государственного устройства, несмотря на действие центробежных сил в государстве доказал свою устойчивость. А естественный процесс, стремления территорий унитарного государства к большой самостоятельности приводит к формированию автономий и расширению их прав. В современном мире ширится многообразие автономий. В этом процессе отражается демократизация власти и ее сближение с народом.

Развитие унитарного государства в будущем лежит в направлении эффективного сочетания централизации и самостоятельности местного самоуправления.

2.2. Особенности федеративного государства на различных этапах его исторического развития

Федерация (форма территориального устройства России) - это союз нескольких относительно суверенных государств. Федеративная форма подразумевает достаточно сложное образование, которое включает в свой состав единицы, менее масштабные в смысле своих размеров и юридической международной значимости.


Входящие в него субъекты могут именоваться по-разному: штаты, земли, кантоны, эмираты, провинции и так далее. Но неизменно федеративная форма государственно-территориально - устройства предполагает, что такие - локальные субъекты - передают часть собственного суверенитета в пользу центральных правительственных органов.

Таким образом, здесь фактически существует два уровня государственного аппарата: высший - федеральный, власть которого распространяется на всю страны, и власть территориальных субъектов федерации - она распространяется лишь в пределах земель каждого субъекта.

В числе характерных особенностей федеративного государства можно назвать следующее:

- государство состоит из множества отдельных субъектов, которые имеют свои властные органы;

- парламенты федеративных государств обязательно являются двухпалатными, поскольку одна из палат является общефедеральной, а другая состоит из представителей земель. Впрочем, следует отметить, что двухпалатный парламент может функционировать и в унитарном государстве, не обязательно являясь признаком именно федерации.

- во многих федерациях существует понятие двойного гражданства: локального для республик и общего;

- внешнеполитические сношения в таких странах являются исключительной прерогативой центральных органов правления[20].

Основным признаком федеративного государства считается присутствие двух ступеней властных органов. Этот признак, в свою очередь, является в то же время и отличием от унитарного государства.

Первая система органов власти в федерации называется федеральной, вторая заключает в себя органы субъектов федерации. У субъектов федерации есть право издавать различные нормативные, правовые документы, в числе которых могут быть законы, приказы, распоряжения и даже собственная конституция.

Изданные таким субъектом федерации нормативно-правовые акты будут обладать юридической силой лишь на территории этого субъекта. Кроме того, у субъектов есть право на свой собственный флаг, герб, гимн. У них может быть собственная столица и отличный от федерации институт гражданства. Единственное, чего не может быть у такого субъекта - суверенитета[21].

Федеративные отношения можно в целом определить как урегулированные нормами права отношения между федеральным центром и его субъектами по поводу осуществления государственной власти[22].


Особую значимость в сфере федеративных отношений играет правовое регулирование вопроса разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами.

1. Взаимоотношения по типу «федерация - субъект». В данном случае федеральному центру принадлежат законодательно закрепленные правомочия императивно влиять на деятельность своих субъектов. В Российской Федерации в настоящее время этот блок взаимоотношений является явно доминирующим.

2. Взаимоотношения по типу «субъект федерации – федерация». Этот тип взаимоотношений подразумевает наличие нормативных правовых оснований по императивному влиянию субъектов федерации на федеральный центр. В Российской Федерации данный блок является очень ограниченным ввиду существующей тенденции централизации государственной власти.

Существующие федеративные государства можно разделить на симметричные и асимметричные.

Федеративная система государства подразумевает деление на виды и по критериям их формирования. Здесь такие государства могут быть подразделены на национальные и территориальные. Также существуют и комбинированные, или смешанные, федерации.

Следующее разделение федеративных государств происходит по способу образования. Бывают договорные и конституционные федерации.

По степени равенства субъектов в отношениях между собой и с центром выделяют симметричные (США, ФРГ, Бразилия) и асимметричные (Канада, Индия) федерации.

С 1992 года Российская Федерация существует как суверенное государство, начался качественно новый этап в истории российского федерализма, в ходе которого 31 марта 1992 г. был заключен Федеративный договор, в 1993 году принята Конституция РФ.

По статусу субъектов Россия является асимметричной федерацией, допускающей дифференциацию их статуса. Согласно ст. 5 Конституции РФ субъектами в РФ являются республики (государства), края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Статья 66 Конституции РФ, определяющая статус субъектов Федерации, устанавливает формальные различия между субъектами РФ.

Принципы федеративного устройства России, безусловно, следует признать базовой ценностью для развития российского федерализма; именно они являются теми главными «измерениями», которые лежат в основе построения современного российского федеративного государства, его регионального развития.

Базовое содержание в этом смысле несут нормы ст.4, 5, 11, а также гл. 11 «Федеративное устройство» Конституции РФ. Нормативные положения этих статей, однако, не могут быть восприняты вне общих идей из того нормативного корпуса российской Конституции, которым регулируется построение правового демократического государства, поскольку они неотделимы, например, от принципов народовластия, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, организации системы государственной власти и местного самоуправления.