Файл: Формы государственного устройства(Общая характеристика формы государственного устройства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства
Глава 2. Основные формы государственного устройства и их особенности
2.1. Признаки и виды унитарных государств на различных этапах исторического развития
2.2. Особенности федеративного государства на различных этапах его исторического развития
В современных российских условиях, в связи с объединительным процессом, затрагивающим новые субъекты Федерации (пока это автономные округа), ставится вопрос об альтернативе национальным образованиям, а именно – о развитии института национально-культурной автономии.
Подводя итог данной главе, следует отметить, что фундаментом организационно-правовой деятельности высших органов государственной власти и управления должны выступать конституционные нормы нового правового качества, соответствующие не только правилам юридической техники, но и отвечающие параметрам определенной модели формы правления. Установленная в Конституции РФ модель формы правления отражает политико-правовую природу российской государственности с учетом российских реалий общественной и государственной жизни. Поэтому представляется важным достоверно определить модель формы правления, исходя из анализа текста основного закона страны. Организация публичной власти в целом, установленная в Конституции, должна представлять собой реально функционирующий механизм.
Перспектива российского государственного устройства связывается с федерализмом, однако, открытым остается вопрос его оптимизации. Есть ряд проблем, которые, как принято считать, способна решить национально-культурная автономия – совершенствование федерализма, укрепление территориальной целостности государства, сохранение национального своеобразия[58], соединение интересов личности, нации и многонационального сообщества, организация всех народов, находящихся в меньшинстве в соответствующих территориальных структурах России[59], достижение межнациональной стабильности, выявление и удовлетворение национальных интересов, предупреждение конфликтов на этнической почве[60].
Заключение
Таким образом, изучив понятие формы государственного устройства можно сделать следующие выводы:
1. Форма государственного устройства - это теоретическая категория, являющаяся составной частью формы государства и позволяющая охарактеризовать территориальную организацию государственной власти (вопросы деления государства на территориальные образования, их правовой статус, а также взаимоотношение их между собой и с государством).
2. Государственное устройство необходимо понимать, как внутреннюю территориальную организацию государства, то есть способ его разделения на территориальные образования и систему взаимоотношений между центральной властью государства и территориальными образованиями.
3. В классификации форм государственного устройства нет единства. Бесспорными формами государственного устройства следует признать унитарную и федеративную, все остальные формы являются предметом научных дискуссий.
Унитарное государство - это форма государственного устройства, для которой характерно разделение территории страны на административно территориальные единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета, находящиеся в подчинении органов центральной власти.
4. Федеративное государство - это сложное политико- административное образование, имеющее в своем составе территориальные субъекты. Субъекты федерации в федеративном государстве выступают в качестве его составных частей, в которых создаются органы государственной власти, действующие в соответствии с нормативным правовым регулированием Федерация - это особое политическое устройство, при котором о дельные части государства имеют некий суверенитет, который закреплен юридически.
5. Вопрос о самодостаточности конфедерации как формы государственного устройства на сегодняшний момент является весьма спорным. Условно конфедерацию можно определить, как временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые документы:
- Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Учебная и специальная литература:
- Авдеев, Д.А. Форма и содержание государства как политико-правовая гармония // Вестник Пермского университета. Правовые науки. - 2014. - № 4. С. 8-14.
- Баранов В.А., Приженникова А.Н. «Судебная власть», «правосудие» и «судопроизводство» как базовые категории теории судебной власти // Современный юрист. - 2014. - № 1 (Январь-Март). - С. 39.
- Верхнекамская Н. А. Формы территориального устройства: общая характеристика // Вестник Саратовского государственного университета. - 2015. - № 8. - С.102 - 110.
- Грачев Н.И. Империя как форма государства: понятие и признаки // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2012. - № 2. - С. 21-25.
- Демченко Е.С. Унитарные государства и принципы их организации // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. - 2016. - № 4. - С. 32-34.
- Дмитриев Ю.А. Классификация форм государственного устройства // Государство и право. - 2015. - № 6. - С. 185-22.
- Зайцева Е.С. Форма государственного устройства: понятие и виды // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории. - 2016. - № 9. - С. 204 - 209.
- Касаткина Н.А. Формы государственного устройства современности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2015. – С. 4.
- Куканов А.З. Понятие и классификация форм государственного устройства // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 3. - С. 74-80.
- Кульков М.О. Структура формы государства как основание ее типологии // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2016. - № 6. - С.122-128.
- Лексин И.В. О понятии территориального устройства государства в конституционно-правовой науке // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 2. - С. 33.
- Макарова Е.А. Унитарное государство // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 9. - С. 40-49.
- Мирзоев М.Г. Некоторые теоретико-методологические аспекты федеративных отношений в Российской Федерации // Современное право. - 2015. - № 7. - С. 72-91.
- Морозов И.К. Понятие формы государства и формы правления // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Омега Сайнс. - 2017. - С. 115-122.
- Олесов А.А. Государственный суверенитет в федеративном государстве // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 8. - С. 91-95.
- Ситников А.В. Территориальное устройство и федеративная система России // Вестник Омского государственного университета. - 2015. - № 6. - С. 112-118.
- Терехова Н.Л. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2015. – 326 с.
- Трофимова И.Б. Территориальное устройство государства // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 12. - С. 362-667.
- Федощева Н.Н. Понятие формы государства и государственного устройства: некоторые теоретические аспекты // Современные проблемы права и управления. - 2016. - № 2. - С. 300-305.
- Федощева Н.Н. Форма государственного устройства (теоретические и исторические аспекты): автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2010. – 210 с.
-
Кульков М.О. Структура формы государства как основание ее типологии // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2016. - № 6. - С.122. ↑
-
Морозов И.К. Понятие формы государства и формы правления // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Омега Сайнс. - 2017. - С. 115. ↑
-
Авдеев Д.А. Форма и содержание государства как политико-правовая гармония / Д.А. Авдеев // Вестник Пермского университета. Правовые науки. - 2014. - № 4. - С. 8.
-
Федощева Н.Н. Понятие формы государства и государственного устройства: некоторые теоретические аспекты // Современные проблемы права и управления. - 2016. - № 2. - С. 300. ↑
-
Куканов А.З. Понятие и классификация форм государственного устройства // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 3. - С. 74. ↑
-
Зайцева Е.С. Форма государственного устройства: понятие и виды // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории. - 2016. - № 9. - С. 204. ↑
-
Терехова Н.Л. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2015. – С. 80. ↑
-
Зайцева Е.С. Форма государственного устройства: понятие и виды // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории. - 2016. - № 9. - С. 204. ↑
-
Ситников А.В. Территориальное устройство и федеративная система России // Вестник Омского государственного университета. - 2015. - № 6. - С. 112. ↑
-
Макарова Е.А. Унитарное государство // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 9. - С. 41. ↑
-
Верхнекамская Н. А. Формы территориального устройства: общая характеристика // Вестник Саратовского государственного университета. - 2015. - № 8. - С.102. ↑
-
Федощева Н.Н. Форма государственного устройства (теоретические и исторические аспекты), автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2010. – С. 2. ↑
-
Касаткина Н.А. Формы государственного устройства современности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2015. – С. 4. ↑
-
Дмитриев Ю.А. Классификация форм государственного устройства // Государство и право. - 2015. - № 6. - С. 185. ↑
-
Баранов, В.А., Приженникова А.Н. «Судебная власть», «правосудие» и «судопроизводство» как базовые категории теории судебной власти // Современный юрист. - 2014. - № 1 (Январь-Март). - С. 39. ↑
-
Лексин И.В. О понятии территориального устройства государства в конституционно-правовой науке // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 2. - С. 33. ↑
-
Грачев Н.И. Империя как форма государства: понятие и признаки // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2012. - № 2. - С. 22. ↑
-
Макарова Е.А. Унитарное государство // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 9. - С. 41. ↑
-
Демченко Е.С. Унитарные государства и принципы их организации // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. - 2016. - № 4. - С. 32. ↑
-
Трофимова И.Б. Территориальное устройство государства // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 12. - С. 363. ↑
-
Олесов А.А. Государственный суверенитет в федеративном государстве // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 8. - С. 92. ↑
-
Мирзоев М.Г. Некоторые теоретико-методологические аспекты федеративных отношений в Российской Федерации // Современное право. - 2015. - № 7. - С. 74. ↑
-
Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2015. - С. 85. ↑
-
Кульков М.О. Структура формы государства как основание ее типологии // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2016. - № 6. - С.122-128. ↑
-
Касаткина Н.А. Формы государственного устройства современности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2015. – С. 4. ↑
-
Морозов И.К. Понятие формы государства и формы правления // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Омега Сайнс. - 2017. - С. 115-122. ↑
-
Трофимова И.Б. Территориальное устройство государства // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 12. - С. 362-667. ↑
-
Дмитриев Ю.А. Классификация форм государственного устройства // Государство и право. - 2015. - № 6. - С. 185-22. ↑
-
Рыжкова Е.С. Форма государственного устройства Российской Федерации // Сборник статей победителей Х Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 94. ↑
-
Конституционное право России: учебник. СПб, 2014. С.54. ↑
-
Федеральный конституционный закон от 30.12.2008 № 6 «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 23. ст. 2455. ↑
-
Лучин В.О. Указное право в России: учебник. М.: Велес, 1996. С. 3. ↑
-
Федеральный закон от 12 февраля 2001 № 12 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 9. ст. 354. ↑
-
Авакьян С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 2005. № 7. С. 10. ↑
-
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19 «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 8. ст. 287. ↑
-
Суворов В.Н. Конституционный статус Президента РФ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 13. ↑
-
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Норма, 2015. С. 121-123. ↑
-
Байтин М.И. Государство и политическая власть: учеб. пособие. Саратов: Просвещение, 1972. С. 5. ↑
-
Соломатина Ю.В. Республиканская форма правления в России: история и современность: дис. …канд. юрид. наук. Владимир, 2007. С. 14-15. ↑
-
Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. с учеб.-метод. материалами. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 133. ↑
-
Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 20. ↑
-
Соломанина Ю. В. Республиканская форма правления в России: история и современность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007. С. 23. ↑
-
Курдюкова З. Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 62. ↑
-
Кравец И. А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М.; Новосибирск, 2001. С. 49. ↑
-
Конституционное право: учеб. для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. М., 2014. С. 126. ↑
-
Серегин А.В., Васильев А.А. Монархия. Идея, история и перспективы: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 241. ↑
-
Сташ З. К. Политический режим современного российского государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. С. 6. ↑
-
Кондрашев А. А. Особенности современного формирования политической системы России в контексте характеристики государственного режима // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 5. С. 18. ↑
-
Саква Р. Российский федерализм на перепутье // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 1 (50).С.176. ↑
-
Сенчагов В., Дадалко В., Багин А. Укрупнение регионов: цели и реальность // Федерализм. 2004. № 3.С.23. ↑
-
Деметрадзе М.Р. Концепции федерализма в контексте современной российской государственности // Проблемы федерализма: российский и мировой опыт. М., 2003.C.90. ↑
-
Зорин В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспектива. М., 2002.С.250. ↑
-
Зорин В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспектива. М., 2002.С.5. ↑
-
Иванько Н.А. Федерализм и его роль в регулировании национальных отношений (социально-философский аспект). М., 2005.С.34. ↑
-
Аринин А.Н. Российский федерализм: истоки, проблемы и перспективы развития. М., 1999.С.194. Логиновский С.Л. К новому территориальному устройству России? / Полис. 1997. № 5.С.142. ↑
-
Зорин В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспектива. М., 2002.С.250. ↑
-
Филиппов В.Р. «Деэтнизация территорий» в новейшей истории России // Федерализм. 2006. № 2.С.132. ↑
-
Иванов В.Н., Яровой О.А. Российский федерализм: становление и развитие. М., 2001.С.27. ↑
-
Логиновский С.Л. К новому территориальному устройству России? // Полис. 1997. № 5.С.143. ↑
-
Калинина К.В. Федерализм и национальный вопрос // Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив / Под ред. Р.Г. Абдулатипова. М., 1998.С.182. ↑