Файл: Формы государственного устройства(Общая характеристика формы государственного устройства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика формы государственного устройства
Глава 2. Основные формы государственного устройства и их особенности
2.1. Признаки и виды унитарных государств на различных этапах исторического развития
2.2. Особенности федеративного государства на различных этапах его исторического развития
В литературе выделяются множество принципов современного российского федерализма на основании ст. 5 Конституции РФ. Из них следует особо выделить принципы сочетания единства и целостности государственной территории с региональной автономией; концентрации государственного суверенитета на федеральном уровне; взаимодействия субъектов с Федерацией, в основу которого положены разграничение предметов ведения и полномочий и реальная взаимная ответственность Федерации и ее субъектов, построенная на балансе федеральных и региональных интересов[23].
Конституционные принципы федерализма отнюдь не исключают фактического обустройства современных федеративных отношений и их дальнейшего развития на базе федеральных законов, например Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Эти принципы служат экзистенциальному наполнению федерализма, в частности таких его проявлений, как:
- суверенитет, обеспечение целостности и неприкосновенности территории РФ, единство экономического пространства;
- равноправие и самоопределение народов России при сохранении единого и равного гражданства на всей территории государства;
- деятельность в рамках установленного разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- единство системы государственной власти при сохранении самостоятельности субъектов РФ в формировании своей системы и структуры государственных органов;
- правовой паритет субъектов РФ (между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти);
- цельность законодательства, основанная на верховенстве федеральной Конституции и федеральных законов и учитывающая законодательные потребности субъектов РФ.
2.3. Конфедерация как форма государственного устройства
Форма государственного устройства – теоретическая категория, являющаяся составной частью формы государства и позволяющая охарактеризовать территориальную организацию государственной власти (вопросы деления государства на территориальные образования, их правовой статус, а также взаимоотношение их между собой и с государством).[24]
Стоит отметить, что подавляющее большинство правоведов склонны выделять две формы государственного устройства: унитарную и федеративную. Данное деление представляется вполне логичным и оправданным, однако стоит отметить наличие в теории государства и права дискуссии по поводу существования иных форм, к каковым иногда относят империю и достаточно часто конфедерацию. Вопросу объективности отнесения конфедерации к форме государственного устройства и посвящен данный пункт.
Позволим себе привести следующее определение конфедерации – союз суверенных государств, объединившихся на основе договора для достижения определенных целей. Целями в данном случае чаще всего называют военное либо внешнеполитическое (в большей степени экономическое) сотрудничество. В то же время, на что верно указывают некоторые авторы, конфедеративная форма государственного устройства – форма государства, при которой его субъекты не просто сохраняют свой суверенитет, но и имеют все признаки государственности.[25]
У данных субъектов существуют собственные органы власти и законодательства. С данной точкой зрения нельзя не согласиться поскольку иначе более корректным было бы именовать данные территории не субъектами, а административно территориальными образованиями. Некоторые политологи считают, что конфедерацию не стоит относить к полноценному, настоящему государству, ведь организации центрального аппарата управления «слаба».
Центральный орган конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами страны и действует только через субъекты, решения органов совместного управления, вступающие в силу только после утверждения центральными органами государственной власти. Считаем целесообразным рассмотреть некоторые признаки конфедерации.
Так, стоит отметить, что для конфедерации свойственно отсутствие единой территорий и государственной границы, существуют лишь границы объединившихся государств; равно отсутствует как таковой единый орган управления с соответствующей компетенцией; кроме того, можно отметить отсутствие суверенитета конфедерации, поскольку возможность выступать на международной арене от своего имени либо отсутствует, либо строго ограничена (зачастую существует возможность заключать соглашения исключительно по экономическим вопросам).
Необходимо понимать, что, как справедливо отмечает В.А. Толстик, для того чтобы конфедерацию можно было рассматривать в качестве особой разновидности формы государства она должна являться государством (выделено автором), самостоятельным субъектом международного права, т.е. непосредственно от имени конфедерации вступать в различные международно-правовые отношения.[26]
Из данного положения следует, что конфедерации должны быть присущи признаки государства, к каковым, как известно, относятся: государственный суверенитет, выражающийся в верховенстве, самостоятельности и независимости государственной власти; гражданство, как элемент необходимый для установления правовой связи лица с государством; аппарат принуждения, вооруженные силы и т.д. Большинство авторов небезосновательно относят к существенным свойствам конфедерации недолговечность существования данного объединения. В данном случае можно было бы привести контраргумент в виде современной Швейцарии, однако, как известно, не смотря на тот факт, что в соответствии с действующей конституцией Швейцария конфедерация, фактически, по своему содержанию, в наличии все признаки федеративного образования.
В заключение стоит отметить, что в настоящее время в соответствии с учением о государстве, положениями науки о признаках государства считать в качестве формы административно территориального (государственного) устройства конфедерацию наравне с унитарным государством и федерацией не корректно
Считаем целесообразным согласиться с точкой зрения С.О. Азарова, что конфедерация - это особое объединение суверенных государств, сохраняющих свою правовую систему и функции, но делегирующих некоторые свои полномочия, отдельные элементы государственного управления единым органам конфедерации, наделяя его правоспособностью участвовать во внешних международных отношениях от их имени, т.е. специальной международной правосубъектностью.
Корректным считаем именовать конфедерацию – государственно подобным образованием, либо же формой межгосударственного объединения, но всегда с акцентом на самостоятельность входящих в конфедерацию государств.[27]
В целом, на основе проведенного анализа фактического материала можно выделить ряд признаков, характерных для конфедеративной формы ГУ, и ее отличия от федеративной формы.
Во-первых, это договорная форма образования конфедерации: большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
Во-вторых, в отличие от федерации, где попытка сецессии (свободного выхода) рассматривается как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
В-третьих, конфедерация не обладает суверенитетом, это признак государства, входящего в нее.
Предметы ведения конфедерации обычно ограничены конкретным перечнем вопросов. Это могут быть вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между ее субъектами. Поэтому в конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.[28]
Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти. В конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Так, конфедерация не обладает правом непосредственного налогообложения. В конфедерациях не обязательна единая система денежного обращения. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам. Однако новая интерпретация понятия «конфедерация» на историческом материале, например, на образовании и развитии ЕС, свидетельствует о формировании нового типа конфедерации со смешанными, дублетными функциями: государственной и надгосударственной институции.
Глава 3. Актуальные проблемы формирования и функционирования формы государственного устройства России
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так звучит статья 1 нашей конституции, но стоит заострить, внимание на моменте где указывается, что Российская Федерация является федеративным государством. Федеративное устройство нашей страны закреплено в главе 3 Конституции Российской Федерации. В ней перечислены все субъекты РФ, которые в свою очередь обладают некой определенной юридической и политической самостоятельностью. Так же федеративное устройство страны предусматривает осуществление государственной власти не только на общегосударственном уровне, но и на уровне субъектов федерации. Именно это и отличает Федерацию от унитарного государства.
Федерация, как форма государственного устройства существует уже очень долгое время. Впервые это упоминалось еще в феврале 1918 года - Федеративная Советская Республика. Название Российская Федерация было введено Конституцией РСФСР 1937 года.
Следует полностью раскрыть понятия, федерация и федеративное устройство. Как было выше сказано, Федерация - это территориальное устройство государства, которое предполагает, наличие у территориальных образований широких полномочий, в проведении внутренней политики, но отсутствием у них государственного суверенитета. Государственные образования или субъекты, наделены определенной автономией, которая, к слову, не нарушает территориальную целостность страны. Субъекты имеют свою атрибутику и статус.
В нашей стране существует отнюдь немало вопросов в совместном ведении Центральной власти и ее субъектов. Такими являются: Разграничение государственной собственности, так же вопросы владения и распоряжения землей. Одной из главных задач является обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации с др. Федеральными законами и иными нормативно правовыми актами. Не стоит забывать и о защите прав и свобод гражданина Российской Федерации. Все это закреплено в статье 72 Конституции Российской Федерации. Положения, находящиеся в данной статье, равно распространяются на республики, области, края, автономные области и автономные округи, а так же на города федерального значение.
По форме государственного территориального устройства Россия является федерацией. Она включает в себя сложное, многомерное явление. В ее состав входит 85 субъектов. Весь перечень субъектов находится в статье 65 Конституции Российской Федерации, а также все их виды[29].
В рамках исследования отметим, что норма о республиканской форме правления Российской Федерации, установленная в ст. 1 Конституции РФ, стала предметом научной полемики.
В Российской Федерации республиканская форма правления была провозглашена в 1917 году, после свержения монархии.
Современная Россия обладает следующими признаками республики. Например, как сменяемость, выборность главы государства, его зависимость от избирателей и др.
Российской Федерации характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики.
Порядок, в соответствии с которым осуществляется организация и взаимодействие высших органов страны (форма правления), в России устанавливается с учетом различных факторов. Форма правления крепко связана с функционированием основных институтов государственной власти – это глава государства, парламент, правительство, где характер и статус взаимоотношений зависит от конкретной формы правления[30].
По анализируемым характеристикам, Россия ближе к президентскому, чем к парламентскому правлению. Действительно, ведь можно проследить такую тенденцию, где значительно расширяются полномочия Президента России. Наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляют законодательные органы субъекта Федерации по представлению Президента. Некоторые правоведы отмечают расширение границ компетенции за счет принятия федеральных конституционных и федеральных законов. В пример можно привести Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 ФКЗ № 6 «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»[31], после принятия, которого увеличился срок полномочий Президента с 4 до 6 лет. Также проблему в правовой системе России представляет «указное право» (этот термин впервые был введён В.О. Лучиным)[32]. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Внимание следует обратить на Указ Президента РФ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи»[33], который в итоге был преобразован в Федеральный закон. Исходя из таких фактов, многие ученые, например, Ю.В. Соломатина, считают, что в России все признаки «суперпрезиденсткой» формы правления[34]. В Российской Федерации, как и в классической президентской республике, формирование Правительства происходит внепарламентским путем. Только с согласия Государственной Думы Президент может назначить Председателя Правительства РФ, а по предложению Председателя назначить его заместителей и федеральных министров. Также Президент РФ по своему желанию может председательствовать на заседаниях Правительства РФ (ст. 83 Конституции РФ). Президент РФ имеет право без всякой мотивации принять решение об отставке Правительства РФ (ст. 83, 117 Конституции РФ).