Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аналогичный вывод напрашивается из анализа результатов проведения специальных оперативно-профилактических мероприятий по противодействию коррупции в сфере образования ДЭБ МВД России в 2009 г. Так, согласно официальным данным, по сравнению с результатами оперативно-профилактических мероприятий «Образование-2008» в 2009 г. выявлено на 116 % больше должностных преступлений и на 91 % больше фактов получения и дачи взятки. Ужесточение и усложнение правил (например, при проведении ЕГЭ) не всегда ведет к падению роста коррупционных правонарушений; желание подстраховаться и получить высокие результаты любой ценой толкает родителей и педагогов к преступному сговору.
-
Наличие ряда социально-экономических проблем, не получивших решения на протяжении нескольких лет. С 1990-х гг. легальных финансовых ресурсов в сфере образования было крайне мало. Бюджетное финансирование отрасли запаздывало и было очень небольшим. Однако возможностей для получения нелегальных, полулегальных ресурсов у административного корпуса было предостаточно. Например, в 1995 г., по оценкам Госкомимущества, до 70 % вузовских площадей находились в аренде, из них свыше 95 % — в аренде нелегальной или полулегальной. При этом именно возможность и умение работать с неформальными финансовыми потоками, зачастую нелегальными, стало одним из главных принципов отбора кадров на руководящие должности в отрасли. Так, человек, не умеющий работать с нелегальными деньгами, в 1990-е гг. не мог быть ректором. «Кормить» своих людей должен был не только ректор, но и декан, заведующий кафедрой и т. д. Эта ситуация была массовой. Именно в этот период нелегальные деньги стали основным фундаментом российской системы высшего образования. -
Неразвитость институтов гражданского общества, гражданская пассивность (инфантилизм), правовой нигилизм граждан, отсутствие опыта активного правового поведения. -
Непрозрачность системы образования в целом, а также эффективности расходования бюджетных средств (отсутствие общественной экспертизы принимаемых решений); слабость профсоюзных и студенческих органов. -
Отсутствие реальных механизмов участия общества в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием. -
Очевидная разобщенность школы в широком понимании и общественных организаций, призванных обогатить опыт детей и молодежи реальной практикой гражданского служения обществу; отсутствие современных примеров гражданского служения общественным интересам.
Одной из серьезнейших проблем, обусловивших рост коррупции в образовании, стал моральный кризис, поразивший общество ввиду обвального характера социально-экономических и политических преобразований, возникшего вакуума ценностей. Важная особенность нравственно-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции в образовании, — двойной моральный стандарт. Пример тому — купленные диссертации некоторых губернаторов и депутатов разных уровней, о чем широко говорилось в Интернете, при этом эти люди учат молодежь честности и любви к знаниям.
Коррупция, с одной стороны, особенно «верхушечная», считается гражданами общественно неприемлемой. Это поддерживается обыденной моралью, прессой, политической практикой, эксплуатирующей антикоррупционную тематику, не всегда, впрочем, отличающуюся остротой критики. С другой стороны, коррупция, особенно «низовая», является принимаемой людьми по умолчанию частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов, борющихся с коррупцией. Обвинения в коррупции стали настолько обыденными, что грань между нормой и отклонением стирается.
Перечисленные выше факторы формируют у значительно более широких, чем может показаться на первый взгляд, слоев населения заинтересованность в сохранении правового беспорядка в экономической сфере, в росте теневой экономики и возможности участия в ней.
В России коррупционная тройка «лидеров» со стороны государственных ведомств уже несколько лет остается прежней: в первую очередь взятки берут сотрудники ГИБДД, представители высших образовательных организаций (общий объем взяток составил
-
млрд руб.), а также работники здравоохранения (объем взяток — 35,3 млрд руб.).
По данным МВД России, в 2012 г. было выявлено 1143 факта дачи и получения взятки в сфере образования, что на 91 % больше, чем в 2011 г. Средний размер взятки составил около 20 тыс. руб., сумма материального ущерба — 155,8 млн руб., общая сумма взяток — 22,6 млн руб. Подозревались в коррупции 928 человек, из них больше половины (495 человек) являлись работниками организаций среднего образования, 265 — учреждений высшего образования и 33 — учреждений, осуществляющих подготовку юридических кадров.
В 2011 г. в Москве состоялась пресс-конференция с участием представителей системы МВД и членов Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, на которой была озвучена такая информация: за 2010 г. преподаватели нелегально заработали на учениках более 5 млрд долл. Приводятся данные, согласно которым с введением ЕГЭ количество взяток и их размер значительно увеличились. Были отмечены самые крупные взятки в российских вузах: к примеру, в Московском университете культуры и искусств просили 310 тыс. руб., в Архангельском Северном медицинском университете — 500 тыс. руб. Коррупционеры, по словам экспертов, отыскивают все новые способы получения незаконного вознаграждения, в том числе ЕГЭ сделал для взяточников привлекательными не только вузы, но и школы. По неофициальным данным, цена сертификата ЕГЭ составляет от 10 тыс. руб.
Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России приводится пример: подозрение в получении взятки в размере 110 тыс. руб. проректором по учебной работе столичного вуза — Государственной классической академии им. Маймонида. По данным правоохранительных органов, проректор вымогал у студентки пятого курса факультета философии и юриспруденции 50 тыс. руб. за закрытие сессии и 60 тыс. руб. за прием государственных экзаменов.
Опросы студентов просто шокируют: 27 % признались, что за время обучения давали взятки в среднем 1-2 раза — 5 %; 3-5 раз — 8 %; более 5 раз — 4 %. Согласно интернет-опросу обучающихся в российских вузах, проведенному порталом Career.ru, в 68 % вузов студенты дают взятки. В каждом четвертом вузе взяточничество процветает (25 % студентов сказали, что это «обычное дело»), в 43 % взяточничество есть, но это нечастое явление; только в 32 % вузов взяточничества нет. Общественной палатой России организована «горячая линия» по ЕГЭ. Позвонившие могли пожаловаться на нарушения, которые происходили во время проведения школьных экзаменов, на взяточников и прочие нарушения. Причем основная часть позвонивших школьников и их родителей рассказали о том, что у них вымогают взятки. Многие называли расценки за успешную сдачу ЕГЭ. Как оказалось, самые «ходовые» предметы — русский язык и математика. Например, в среднем по России стоимость ЕГЭ по математике составляет около 150 тыс. руб., сдача русского языка дешевле — около 100 тыс. руб. По заявлению позвонивших, это еще приемлемая цена, бывает и дороже
16.
Мониторинг российской системы образования, который регулярно проводят эксперты Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), неоднократно показывал, что в среднем по России взятки регулярно берут 10 % преподавателей, при этом дать взятку готовы более 20 % родителей.
Проблема в том, что достоверных данных об объемах «черного нала» в образовании нет. По сведениям Департамента по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, причина отсутствия таких цифр ясна, так как выявление этого вида преступления крайне затрудняет его латентность: информацию о взятках скрывают не только принимающие, но и сдающие экзамены «из боязни, что их не зачислят или отчислят из вуза». При этом оперативники не сомневаются, что «более половины преступлений, совершенных в системе образования, связаны именно со взятками, причем не только полученными при вступительных или выпускных экзаменах, но также и на промежуточных аттестациях обучающихся либо на защитах диссертаций».
Важно, что на форуме сайта www.postupim.ru завели отдельную рубрику «Сижу на ЕГЭ. Помогите». Конечно, не безвозмездно. Чтобы получить доступ на подобные сайты, необходимо отправить SMS, стоимость такой услуги не ниже 100 руб.17
-
Коррупция как экономико-правовая проблема. -
Коррупция как политическая проблема. -
Коррупция как социальная проблема, приводящая к замедлению темпов роста качества и уровня жизни больших групп населения. -
Какие стороны проявления коррупции отражают экономические и социальные аспекты? -
Как проявляются исторические аспекты развития антикоррупционной деятельности? -
Меры профилактики коррупции. -
В чем суть основных подходов к интерпретации коррупции? -
Как можно охарактеризовать иерархическую классификацию коррупции по типам клиентов? -
Что включает в себя содержание «формулы коррупции»? -
Назовите основные причины появления и распространения коррупции. -
Каковы последствия проявления коррупции в проведении социальной политики государства?
Глава 2
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
В рейтинге «Индекс восприятия коррупции» (Corruption Perceptions Index — CPI) за 2016 г. Россия набрала 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной. Первое место в «Индексе восприятия коррупции» — ИВК-2016 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье — Швеция (88 баллов). Аутсайдеры рейтинга — Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов).
Индекс восприятия коррупции — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран, который Transparency International выпускает ежегодно с 1995 г. Индекс рассчитывается на основании данных последних двух лет, собранных независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 — с самым низким. Индекс восприятия кор - рупции показывает, что коррупция по-прежнему угрожает всем странам и всем уровням управления — от выдачи местных разрешений до законодательных органов. Лидеры рейтинга четко показали, что прозрачность помогает обеспечить подотчетность и покончить с коррупцией. Однако даже лучшие по этим показателям государства не могут избежать таких проблем, как злоупотребление полномочиями со стороны чиновников, нарушения правил финансирования избирательных кампаний и слабый контроль над прохождением крупных госконтрактов.
Индекс CPI составляют по итогам ряда экспертных оценок уровня коррупции в государственном секторе стран. Количество баллов может повышаться, если в соответствующем государстве обеспечен широкий доступ к информационным системам и сведениям о правовых нормах, которыми руководствуются лица, занимающие государственные должности. В то же время низкая степень подотчетности в государственном секторе и неэффективность государственных институтов негативно отражаются на уровне восприятия коррупции.
Эксперты называют основные причины высокого уровня коррупции в странах с переходной экономикой: экономический упадок; политическая нестабильность; неразвитость и несовершенство законодательства; неэффективность институтов власти; слабость институтов гражданского общества; отсутствие прочных демократических традиций; субъектный тип политической культуры у подавляющего большинства населения (граждане надеются не на себя, а на «мудрого» правителя, боятся брать на себя инициативу, не готовы отвечать за последствия своих решений); слабость отечественной судебной системы; неразвитость правового сознания населения; подчиненность чиновников не закону, а начальству и инструкциям; избирательность, непоследовательность в применении законодательства.
В качестве примера рассмотрим Сингапурскую стратегию борьбы с коррупцией. Гражданское общество как институт, присущий демократическому режиму, способно повысить эффективность деятельности независимых комиссий по борьбе с коррупцией. Успешно подобные органы функционируют в Гонконге, Сингапуре, Малайзии, на Тайване.
Сингапур к моменту обретения независимости (до 1965 г. — колония Британии) был страной с высоким уровнем коррупции. В настоящее время это наименее коррумпированная страна Азии. Борьба с коррупцией является одним из ключевых факторов экономического успеха Сингапура. Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией базируется на убеждении, что «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении