Файл: 1. 1 Перспективы и тенденции развития железнодорожного транспорта в России 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 465

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

1. Теоретический анализ развития железнодорожного транспорта и устройства транспортно-логистических (складских) комплексов

1.1 Перспективы и тенденции развития железнодорожного транспорта в России

1.2 Устройство транспортно-логистических (складских) комплексов

2. Анализ работы транспортно-логистического (складского) комплекса ПАО «Трансконтейнер» и оценка его железнодорожной деятельности

2.1 Общая характеристика ПАО «Трансконтейнер»

2.2 SWOT–анализ и конкурентные преимущества ПАО «ТрансКонтейнер»

2.3 Анализ перевозок ПАО «ТрансКонтейнер» по видам сообщений и операционные показатели эффективности

3. Разработка мероприятий по повышению эффективности функционирования ПАО «Трансконтейнер»

3.1 Перспективы развития компании ПАО «ТрансКонтейнер» на Российском рынке

3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Заключение

Список использованных источников



Проведенный анализ конкурентной стратегии ПАО «ТрансКонтейнер» показывает, что агенство имеет уникальные возможности по повышению эффективности основных видов деятельности, освоению новых ключевых компетенций и росту рентабельности стратегических активов.

В настоящее время другие компании на этом рынке пока не в состоянии составить ПАО «ТрансКонтейнер» существенной конкуренции, но после вступления России в ВТО возможно возникновение конкуренции с крупными международными операторами, а также обострятся конкуренции между различными видами транспорта. Доля ПАО «ТрансКонтейнер» на рынке контейнерных перевозок России ежегодно снижается и представляется угроза увеличения доли присутствия на контейнерном рынке России уже действующих компаний–операторов за счет создания альянсов, совместных предприятий с зарубежными транспортными компаниями или путем слияний и поглощений.

Слабыми сторонами Компании является высокий процент износа основных средств, недостаточное развитие терминально – логистической инфраструктуры, а также специализация преимущественно на перевозках железнодорожным транспортом. Все это не позволяет полностью реализовать потенциал Компании по оказанию полного спектра высокодоходных услуг интегрированной логистики.


2.3 Анализ перевозок ПАО «ТрансКонтейнер» по видам сообщений и операционные показатели эффективности


Прочные позиции ПАО «ТрансКонтейнер» на внутреннем рынке стабилизировали потоки в кризисный год. В 2010 г. объем контейнеров, перевезенных ПАО «ТрансКонтейнер» на фитинговых платформах, сократился на 24.2% с рекордных уровней, зафиксированных в 2009 г., до 1 098 ДФЭ. При этом доля компании в суммарном контейнерном объеме в России сократилась с 59% до 57%. Контейнерные перевозки по международным маршрутам заметно пострадали от кризиса, вместе с тем прочные позиции ТрансКонтейнера на внутреннем рынке сыграли роль стабилизирующего фактора: объем внутренних перевозок сократился на 18.5%, тогда как международных – на 34%.

В 2010 г. ПАО «ТрансКонтейнер» использовал более гибкую политику ценообразования, адаптируясь к снижению грузооборота и стремясь сохранить клиентскую базу. Компания ввела скидки для заказчиков и продлила сроки платежей, что позволило поддержать объем перевозок, но негативно отразилось на рентабельности компании. В 3 квартале 2010 г. ПАО «ТрансКонтейнер» пересмотрел приоритеты в ценообразовании и в пользу наиболее эффективных видов бизнеса. Это привело к временному сокращению контейнерного объема и рыночной доли из–за агрессивной ценовой политики конкурентов.

В 2011 г. ПАО «ТрансКонтейнер» восстановил свои позиции на рынке на фоне экономического подъема и притока клиентов, находящихся в поиске высококачественных услуг. Объемы перевозок компании выросли на 9.5% в сравнении с 2009 г. и составили 1 202 тыс. ДФЭ.

Железнодорожные контейнерные перевозки подвижным составом ПАО «ТрансКонтейнер» в первом полугодии 2022 г. составили 654 тыс. ДФЭ, что на 18,3% выше аналогичного периода 2011 г. Рост в основном был обусловлен увеличением перевозок в международном сообщении, в то время как внутренние перевозки в первом полугодии 2022 г. выросли на 13,4% до 379 тыс. ДФЭ.

Компания продолжает развивать перевозки с использованием термоизолированных контейнеров (термос–контейнеров). В таких контейнерах перевозятся соки (более 60%), а также пиво, напитки, вина, молочные и другие пищевые продукты. В 2022 году объем погрузки грузов в термос-контейнерах на подвижной состав Компании увеличился на 16% и составил 13,9 тыс. ДФЭ., что составляет около 3% от суммарной погрузки контейнеров на подвижной состав Компании.



Показатели операционной эффективности. Перевозки всех клиентских контейнеров подвижным составом ПАО «ТрансКонтейнер» и перевозки груженых контейнеров оплачиваются клиентом и генерируют доходы. При перевозках собственных контейнеров Компании в порожнем состоянии железнодорожный тариф ПАО «РЖД» оплачивается Компанией – такие перевозки генерируют расходы Компании. В 2022 году объем перевозок собственных порожних контейнеров Компании составил 333 тыс. ДФЭ. При этом доля таких перевозок в общем объеме перевозок контейнеров подвижным составом Компании снизилась с 30% в 2010 году до 28% в 2022 году.

Основные показатели операционной эффективности компании в 2023 г. демонстрировали положительную динамику. Низкий коэффициент порожнего пробега фитинговых платформ – 8, 8% по сравнению с другими видами ж/д перевозок (примерно 34% у полувагонов и 100% для железнодорожных нефтяных цистерн для перевозки нефтяных продуктов) обусловлен разными возможностями использования ж/д платформ и расчетом порожнего пробега (платформа с пустым контейнером считается груженой).

В результате работы Компания по организации ускоренных контейнерных поездов, доля контейнеров, перевезенных подвижным составом ПАО «ТрансКонтейнер» в составе ускоренных контейнерных поездов, выросла до 22% по сравнению с 12% годом ранее. В 2023 году контейнерными поездами с использованием подвижного состава Компании было перевезено 267 тыс. ДФЭ по сравнению с 126 тыс. ДФЭ годом ранее. Это положительно сказалось на средней оборачиваемости парка Компании. Так, средний оборот платформ в 2023 году снизился до 14,2 суток по сравнению с 15,7 суток годом ранее, а в 4 квартале 2022 года достиг 13,4 суток.

Компания ПАО «ТрансКонтейнер» является единственным в России сетевым железнодорожным контейнерным оператором, представленным во всех основных административных центрах страны. Сеть продаж охватывает всю территорию Российской Федерации. По состоянию на 31 декабря 2022 года на территории России Компания имеет 149 офисов продаж (включая центральный офис продаж в Москве), по сравнению со 146 офисами продаж годом ранее.

В 2023 году, помимо ежегодно пролонгируемых договоров на транспортно-экспедиторское обслуживание, Компания заключило более 60 000 новых договоров. На долю 10 крупнейших клиентов в 2023 г. приходилось 23% клиентских платежей, при этом крупнейший клиент – Volkswagen – обеспечил 5% всех клиентских платежей.


Политика ПАО «ТрансКонтейнер» направлена на обеспечение выхода на конечных клиентов, заинтересованных в получении услуг интегрированной логистики. В 2023 г. доля конечных клиентов в общей структуре клиентской базы агенства составила 38% по сравнению с 36% годом ранее. Вместе с тем, принимая во внимание географический охват деятельности и потенциал роста спроса на транспортировку грузов в контейнерах, Агенство продолжает развивать партнерские отношения с экспедиторскими компаниями как в России, так и за рубежом.

В структуре перевозок по товарным группам преобладают комплектующие для автомобильных производств (13,6%), продукция химической промышленности (13,1%), бумага (10,4%), пищевые продукты (9,4%).

В компании работают 4,5 тыс. человек, а 17 филиалов в различных регионах России охватывают всю сеть российских железных дорог. В настоящее время ПАО «ТрансКонтейнер» продолжает последовательно решать поставленные задачи по оптимизации логистики российских контейнерных перевозок на базе собственных филиалов на всех 17 российских железных дорогах и 47 терминалах во всех грузообразующих центрах России.

На долю ПАО «Трансконтейнера» в первом полугодии 2022 года приходилось около 63% общего объема железнодорожных перевозок, в том числе 33% составляют внутренние перевозки, 27% – транзитные, 20% – экспортные, 20% – импортные (рис. 6).


Рис. 6 – Объём контейнеропотоков по основным маршрутам
В настоящее время ПАО «ТансКонтейнер» оперирует парком подвижного состава в 23,8 тыс. платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров, что составляет около 70% общего количества собственного специализированного подвижного состава, в том числе 15700 ед. 60–футовых платформ, 7600 40-футовых платформ,500 ед. – 80-футовых платформ (рис. 7).

Парк крупнотоннажных контейнеров, находящихся в оперативном управлении ПАО ТрансКонтейнер», достигает 47700 ед. При этом 42200 ед.– это 20 – футовые контейнеры и 5500 ед.– 40 – футовые контейнеры (рис.8).



Рис. 7 – Структура парка платформ ПАО «ТрансКонтейнер»



Рис. 8 – Структура парка контейнеров ПАО «ТрансКонтейнер»
По оценкам специалистов, в настоящее время рынок контейнерных перевозок в России характеризуется как стремительно развивающийся. В 2022 году выручка ПАО «ТрансКонтейнер» составила 20,2 млрд. рублей, что на 50,6% больше, чем в 2021 году. При этом чистая прибыль компании выросла на 75% и составила 2,7 млрд. рублей. Активы компании по состоянию на 31 декабря 2022 года составили 26,9 млрд. рублей, что на 32,6% выше суммы активов годом ранее. Объем перевозок собственным подвижным составом вырос в 2022 году на 15,3% по сравнению с 2021 годом и составил 1,5 млн. TEU. Из них 629 тыс. TEU было перевезено в международном сообщении, что превышает прошлогодние показатели на 32,2%.

По оценкам экспертов, в текущем году оборот российского контейнерного рынка увеличится и в ближайшие годы темпы роста оборота контейнеров на российском рынке едва ли замедлятся. К 2022 – 2023 годам внешнеторговый контейнерооборот России прогнозируется на уровне 7 – 8 млн. TEU в год. Основными факторами, определяющими объем контейнерных перевозок в России, являются темпы роста экспорта и импорта в РФ, а также уровень их контейнеризации.

На сегодняшний день российский рынок контейнерных перевозок имеет хороший потенциал роста и по праву является одним из самых инвестиционно–привлекательных сегментов российской экономики. В порту открыта зона таможенного контроля, работают погрузчик и кран, способный перерабатывать 20 – 25 контейнеров в час. Этих мощностей для существующих объемов работ хватает. В дальнейшем планируется расширять спектр перевозимых грузов, поскольку с контейнерами работают почти все отрасли.