Файл: 1. 1 Перспективы и тенденции развития железнодорожного транспорта в России 5.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 459
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Перспективы и тенденции развития железнодорожного транспорта в России
1.2 Устройство транспортно-логистических (складских) комплексов
2.1 Общая характеристика ПАО «Трансконтейнер»
2.2 SWOT–анализ и конкурентные преимущества ПАО «ТрансКонтейнер»
2.3 Анализ перевозок ПАО «ТрансКонтейнер» по видам сообщений и операционные показатели эффективности
3. Разработка мероприятий по повышению эффективности функционирования ПАО «Трансконтейнер»
3.1 Перспективы развития компании ПАО «ТрансКонтейнер» на Российском рынке
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Содержание
Введение 3
1. Теоретический анализ развития железнодорожного транспорта и устройства транспортно-логистических (складских) комплексов 5
1.1 Перспективы и тенденции развития железнодорожного транспорта в России 5
1.2 Устройство транспортно-логистических (складских) комплексов 10
2. Анализ работы транспортно-логистического (складского) комплекса ПАО «Трансконтейнер» и оценка его железнодорожной деятельности 17
2.1 Общая характеристика ПАО «Трансконтейнер» 17
2.2 SWOT–анализ и конкурентные преимущества ПАО «ТрансКонтейнер» 21
2.3 Анализ перевозок ПАО «ТрансКонтейнер» по видам сообщений и операционные показатели эффективности 24
3. Разработка мероприятий по повышению эффективности функционирования ПАО «Трансконтейнер» 30
3.1 Перспективы развития компании ПАО «ТрансКонтейнер» на Российском рынке 30
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятия 38
Заключение 40
Список использованных источников 41
Введение
Главной задачей экономики железнодорожного транспорта является развитие в современных условиях теоретических основ изменения качества и методологии управления качеством и эффективностью транспортного производства, включая: эксплуатационную работу в грузовом и пассажирском движении, транспортную продукцию – перевозку грузов и пассажиров, транспортное обслуживание грузовладельцев и населения, транспортное обеспечение производства и населения страны и ее регионов. Развитие и согласование в условиях рыночной экономики взаимоувязанных функций и методов управления качеством транспортного производства должно быть направлено на выявление и использование резервов улучшения качества и повышения эффективности транспортного производства, разработку методов экономической оценки и стимулирования (мотивации) повышения качества транспортного производства.
Железнодорожные станции в системе железнодорожного транспорта играют важную роль в организации информационно–управляющего обеспечения перевозочного процесса, ритмичной и поточной технологии, рациональном взаимодействии с грузоотправителями, грузополучателями, в организации сервиса и культурного обслуживания пассажиров. Работа станций предопределяет качество
, надежность, безопасность всей транспортной деятельности. Велика их роль в рациональном использовании всех транспортных средств, повышении производительности труда, высокой экономической эффективности производственной деятельности на основе выполнения государственных заказов по перевозкам и договорных обязательств.
Субъектом исследования дипломной работы является «ТрансКонтейнер».
Объектом анализа является логистическая система данного предприятия.
Целью представленной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности эксплуатационной деятельности агентства ПАО «Трансконтейнер».
Для выполнения заданной цели были поставлены следующие задачи:
-
представить теоретические основы; -
выполнить анализ деятельности и структуры предприятия; -
выполнить анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на его деятельность; -
разработать конкретные предложение по повышению эффективности эксплуатационной деятельности.
Курсовая работа имеет практическую направленность, так как ее результаты могут быть использованы для улучшения производственно–финансовой деятельности агентства ПАО «ТрансКонтейнер».
1. Теоретический анализ развития железнодорожного транспорта и устройства транспортно-логистических (складских) комплексов
1.1 Перспективы и тенденции развития железнодорожного транспорта в России
Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации — основы транспортной инфраструктуры страны — играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в изменяющейся мировой экономической системе.
От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, укрепление единства пространства, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов, повышения ресурсной независимости и глобальной конкурентоспособности России. [3]
Согласно данным Росстата о грузообороте различных видов транспорта, железнодорожный транспорт продолжает увеличивать свою долю на рынке транспортных услуг: в I квартале 2023г. грузооборот транспорта, по предварительным данным, составил 1382,1 млрд тонно-километров, в том числе железнодорожного — 636,6 млрд., автомобильного — 55,2 млрд., морского — 7,6 млрд., внутреннего водного — 5,4 млрд., воздушного — 1,7 млрд., трубопроводного — 675,5 млрд тонно-километров.
Рис. 1. Грузооборот за I квартал 2023 г. по видам транспорта, млрд тонно-км
Пассажирооборот транспорта общего пользования в I квартале 2023г. составил 107,6 млрд пасс.-километров, в том числе железнодорожного — 23,9 млрд., автомобильного — 26,9 млрд., воздушного — 56,8 млрд пасс.-километров.
Рис. 2. Пассажирооборот транспорта общего пользования за I квартал 2023 г., млрд пасс-км
Однако современное состояние отечественных железных дорог без изменения темпов модернизации может стать системным ограничением социально-экономического развития страны.
Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года утверждается Правительством Российской Федерации [3]. В основе ее разработки лежит формирование устойчивой платформы и инструмента объединения усилий государства и предпринимательского сообщества по решению перспективных экономических задач и достижению крупных социально-значимых результатов.
Развитие железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года включает два этапа. Этап модернизации железнодорожного транспорта (2022–2023 годы), который предусматривает обеспечение необходимых пропускных способностей на основных направлениях перевозок, коренную модернизацию существующих объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшим сроком службы, разработку новых технических требований к технике и технологии, начало проектно-изыскательских работ и строительство новых железнодорожных линий, а также строительство первоочередных железнодорожных линий.
Этап динамичного расширения сети железных дорог (2016–2030 годы). На данном этапе предусматривается расширение железнодорожной сети и создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта [3].
Прогноз развития железнодорожного транспорта до 2030 года разработан в соответствии с планируемыми сценариями социально-экономического развития России и возможными вариантами их реализации:
– минимальный вариант (вариант 1) основан на энерго-сырьевом сценарии развития экономики. В данном случае предусматривается строительство ряда линий стратегического значения и линий, направленных на улучшение транспортной обеспеченности регионов;
– максимальный вариант развития (вариант 2) основан на инновационном сценарии развития России. По максимальному варианту предусматривается строительство железнодорожной линии до Магадана, что создаст условия для освоения Северо-Восточного региона страны и даст возможность для создания устойчивого железнодорожного сообщения к отдаленным территориям страны. Реализация максимального варианта приведет к кардинальным изменениям в мировых торговых связях Евроазиатского, Азиатско-Тихоокеанского и Северо-Американского регионов, качественно усилив транзитную роль железнодорожного транспорта России [4].
По минимальному варианту, погрузка в 2030 г. прогнозируется в объёме 1970 млн. тонн, с ростом к уровню базового 2006 г., в 1,5 раза.
Грузооборот прогнозируется в объеме 3050 млрд. тонно-км, с ростом в 1,56 раза, пассажирооборот — в 1,14 раза и превысит 202 млрд. пасс-км. По максимальному варианту, погрузка к 2030 г. возрастет в 1,64 раза и достигнет 2150 млн. тонн. Грузооборот в 2030 году возрастет по сравнению с 2006 годом в 1,69 раза и составит 3300 млрд. тонно-км, пассажирооборот — в 1,3 раза и превысит 231 млрд. пасс — км. [3]
Реализация Стратегии развития железнодорожного транспорта, согласно прогнозируемым результатам, может обеспечить достижение установленной цели и решение необходимых государственных задач в области железнодорожного транспорта.
Железнодорожным транспортом общего пользования будут обслуживаться 83 из 86 субъектов Российской Федерации. Плотность железнодорожной сети к 2030 г. должна будет увеличена на 23,8 % при полной ликвидации ограничения пропускной и провозной способности.
Рост грузооборота должен составить 1,7 раз. Скорость доставки грузов в среднем должна возрасти более чем на 26 %, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки — в 3,7 раз.
В установленные сроки должно будет доставляться 97 % отправок, что будет являться высочайшим уровнем относительно показателей мировых стандартов.
Увеличение скорости и безопасности доставки грузов будет способствовать снижению потребностей товаропроизводителей в оборотном капитале, и тем самым — удешевлению производства и сбыта товаров, повышению конкурентоспособности российской экономики.
Железнодорожный транспорт Российской Федерации будет органично интегрирован в мировую транспортную систему. Экспорт транспортных услуг за счет роста транзитных перевозок возрастет более чем в 3,6 раза. На магистральном полигоне в 13,8 тыс. км. будет организовано тяжеловесное грузовое движение, позволяющее снизить себестоимость перевозок массовых грузов. При росте пассажирооборота на 30 %, будут существенно улучшены качественные показатели пассажирских перевозок. Маршрутная скорость пассажирских поездов в дальнем следовании возрастет на основных направлениях до 72 км/час. Будет создано высокоскоростное пассажирское сообщение (со скоростями до 350 км/час), полигон которого к 2030 году при выходе на максимальный вариант развития превысит 1,5 тыс. км. [3]
Будет обеспечено развитие кадрового потенциала и повышение производительности труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, что взаимосвязано с обеспечением адекватного уровня оплаты труда, который должен в 2030 г. достигнуть 170 % от среднероссийского уровня заработной платы (это соотношение определяется как отечественным опытом, так и мировой практикой). [3]
Могут быть значительно повышены энергоэкономичность, экологичность и безопасность железнодорожного транспорта, обеспечены разработка и доскональная регламентация порядка организации и осуществления перевозок для государственных нужд, а также выработана система обеспечения безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры.
Таким образом, в результате реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, будут созданы транспортные условия по обеспечению динамичного развития экономики страны: увеличению ВВП в 4,5 раза, промышленного производства в 3,2 раза, проведению оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.