Файл: Н. В. Замотина (И. О. Фамилия) (личная подпись) др пед наук, проф. Г. В. Ахметжанова (ученая степень, звание, И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обработка и интерпретация результатов. В PISA-2018 выделено семь уровней читательской грамотности: самый низкий - 1б, самый высокой - 6.

В тесте «Рапа-Нуи» учащимся предлагается выполнить семь послетекстовых заданий. Ориентируясь на характеристику читательских умений, задания разделяются на уровни.

Таблица 6 - Количественные результаты диагностического заданий 2

Оценивать и отражать

информацию

Констатирующий эксперимент (%)

Контрольный эксперимент (%)

Уровень 1а

90

92

Уровень 1b

60

70

Уровень 2

51

60

Для наглядности на рисунке 23 представлена диаграмма.






количество учеников (%), достигших каждого уровня

уровень 1b

уровень 1 а




уровень 2



Рисунок 23 - Количественные показатели диагностического задания 2 на
контрольном этапе


Полученные данные демонстрируют небольшую динамику в уровне 1а- 92 % (37 чел), уровень 1 b повысился на 10 % (28 чел), уровень 2 повысился на 9 % (24 чел).

Методика 3. Тест PISA-2018 для определения уровня читательской грамотности - «Галапагосские острова - природное сокровище»


Цель: определить уровень умения оценивать и отражать информацию на более высоких уровнях.

Описание: Текст в данном тесте состоит из четырех веб-страниц. Первая страница - «Общая информация о Галапагосских островах». Вторая - «Животные» - интересные факты о животных-эндемиках. Третья- «Программы-восстановления» - описание программ, которые помогают сохранить редкие виды животных. Четвертая страница- «Волонтёрское движение» - о возможности принять участие в волонтёрских программах. Текст классифицируется как: многотекстовый, статический, непрерывный и аргументированный. Ученикам предлагается выполнить семь послетекстовых заданий. Ориентируясь на характеристику читательских умений, задания разделяются на уровни.

Таблица 7- Количественные данные диагностического задания 3

Оценивать и отражать

информацию на более

высоких уровнях

Констатирующий эксперимент (%)

Контрольный эксперимент (%)

Уровень 1а

87,50

90

Уровень 1b

70

78

Уровень 2

15

25

Уровень 3

45

50

Уровень 5

15

20

Для наглядности данные представлены в виде графика на рисунке 24






уровень 1 b

уровень 1 а

уровень 2

уровень 3

уровень 5




Рисунок 24 - Количественные данные диагностической работы 3 на
контрольном этапе.


По результатам контрольного тестирования уровень функциональной читательской грамотности 1а,1 b остался на достаточно высоком уровне, прослеживается динамика в росте уровней 2, 3, 5 на 10 % и 5%.

Таким образом, в данном параграфе представлена диагностика, которая позволила показать уровень развития функциональной читательской грамотности у обучающихся 8 классов. Контрольный эксперимент выявил, что технология образовательного веб квеста помогает развивать навыки работы с текстом у обучающихся: поиск и обработка информации, последующий анализ полученной информации и ее трансформация. Согласно полученным данным можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась, а проведённая экспериментальная работа оказалась успешной и позволила 68

повысить уровень функциональной грамотности у учащихся, который является необходимым показателем для успешной функционально­грамотной жизни в современном обществе. Итогом формирующего эксперимента стал значительный рост уровня функциональной грамотности у учащихся 8 классов. Это наглядно показывают результаты контрольного эксперимента.

Контрольный эксперимент был проведен с использованием тестов Pisa-2018, которые позволяют оценить все 7 уровней функциональной грамотности. Были использованы тесты «Работа с несплошным текстом», автор Е. И. Панфилова. При сравнительном анализе данных констатирующего и контрольных экспериментов прослеживается устойчивая динамика. Показатели роста в уровнях 2,3,5 составили от 5-10 %.

Таким образом, результаты контрольного тестирования демонстрируют эффективность проведенного исследования.

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Выводы по второй главе

  1. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление начального уровня функциональной читательской грамотности на уроках английского языка у обучающихся 8 классов. Для решения поставленных задач были выбраны методики для диагностических работ, разработан план констатирующего эксперимента, определены критерии и показатели. Были использованы тесты международной организации Pisa-2018 для

определения уровня функциональной грамотности, и тесты Е. И. Панфиловой «Билет в Третьяковскую галерею», которые позволяют определить уровень функциональной грамотности при работе с несплошным текстом. Анализ полученных результатов позволил определить уровни функциональной грамотности у школьников, представленных в

аналитических отчетах международной организации Pisa. Данные уровни отражают умение работать с информацией: найти, понять, оценить и отразить информацию. Практическая часть работы состояла из констатирующего, формирующего и контрольных экспериментов. В ходе констатирующего эксперимента были выявлены ряд проблем, а именно на более высоких уровнях оценивания и отражения информации, аргументации своей точки зрения и сравнения разных авторских позиций, работой со скрытой информацией, которая требует более глубокого осмысления и обращения к своему жизненному опыту. Анализ структуры учебно­познавательной деятельности позволил сделать вывод, что в ее основе лежат процессы приобретения и обработки информации. Познавательная деятельность является сознательной и неразрывно связана с такими когнитивными процессами как мышление, память, внимание и язык. Познавательная и учебная деятельность взаимосвязаны между собой, так как удовлетворяют потребность человека в усвоении новых знаний, умений и навыков.

  1. В ходе формирующего эксперимента были разработаны и апробированы авторские образовательные веб-квесты, которые позволили активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, развивать навыки поиска и работы с информацией с использованием интернет-источников, формировать умение работать с инструкциями и выполнять задания, следуя четкому алгоритму. Итогом формирующего эксперимента стал значительный рост уровня функциональной грамотности у учащихся 8 классов. Это наглядно показывают результаты контрольного эксперимента.

  2. Контрольный эксперимент был проведен с использованием тестов Pisa-2018, которые позволяют оценить все 7 уровней функциональной грамотности. Были использованы тесты «Работа с несплошным текстом», автор Е. И. Панфилова. При сравнительном анализе данных констатирующего и контрольных экспериментов прослеживается устойчивая динамика. Показатели роста в уровнях 2,3,5 составили от 5-10 %.


Таким образом, результаты контрольного тестирования демонстрируют эффективность проведенного исследования.

Заключение

Функциональная грамотность является одним из важных показателей информационно-грамотного человека. Это набор умений и навыков, которые позволяют человеку быстро адаптироваться в современном обществе. Функциональная грамотность - это не формальная грамотность, а умение применять полученные навыки в реальных ситуациях. Особое внимание уделяется такому навыку как текстовый поиск, умению делать выводы по прочитанному тексту и дальнейшему применению полученной информации.

Технология образовательного веб-квеста предлагает использовать творческий подход к разработке заданий с элементами ролевой игры, что помогает мотивировать и активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Данная технология предлагает из отдельных заданий выстроить единый сценарий образовательной игры. Успешно решая задания, веб-квеста ученики учатся работать с информацией, анализировать данные, трансформировать их для дальнейшей работы, развивают навыки коммуникации, принимают решения в знакомых и незнакомых ситуациях, что является необходимым условием для функционально-грамотной жизни в обществе. Анализ структуры учебно-познавательной деятельности позволил сделать вывод, что в ее основе лежат процессы приобретения и обработки информации. Познавательная деятельность является сознательной и неразрывно связана с такими когнитивными процессами как мышление, память, внимание и язык. Познавательная и учебная деятельность взаимосвязаны между собой, так как удовлетворяют потребность человека в усвоении новых знаний, умений и навыков.

Практическая часть работы состояла из: констатирующего,

формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента были проведены тесты международной организации PISA, показывающие уровень функциональной читательской грамотности у учащихся средней школы. Результаты показали, что основные затруднения учащиеся испытывают при сравнении или сопоставлении фактов в разных текстах, которые содержат противоречивую информацию, оценкой авторской позиции и аргументацией своих ответов.

С целью развития функциональной грамотности у учащихся средней школы были разработаны образовательные веб-квесты: «Загадочная цивилизация», «Ты то, что ты ешь» - в рамках учебной программы за 8 класс по английскому языку. Цель данных разработок: активизировать учебно­познавательную деятельность учащихся при помощи