Файл: Н. В. Замотина (И. О. Фамилия) (личная подпись) др пед наук, проф. Г. В. Ахметжанова (ученая степень, звание, И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IT-технологий как наиболее успешный способ мотивации учебно-познавательной деятельности у учащихся.

Таким образом, анализ структуры учебно-познавательной деятельности позволил сделать вывод, что в ее основе лежат процессы приобретения и обработки информации. Познавательная деятельность является сознательной и неразрывно связана с такими когнитивными процессами как мышление, память, внимание и язык. Познавательная и учебная деятельность взаимосвязаны между собой, так как удовлетворяют потребность человека в усвоении новых знаний, умений и навыков. В структуре учебно- познавательного процесса следует выделить:

  • мотив, так как он определяет успешный результат всей деятельности;

  • конкретную цель, которая формирует четкие задачи;

  • действие обучающихся, которые они производят, чтобы решить поставленные задачи и получить результат;

  • мониторинг и оценку результатов, которые являются связующим элементом между учебной и познавательной деятельностью;

рефлексию, которая является одним из важных и заключительных компонентов структуры. Именно она способствует развитию организованности и самостоятельности учащихся.

Педагогическим условием организации эффективного развития учебно-познавательной деятельности можно считать деятельность педагога и его целостное видение возможностей своего предмета для того, чтобы развивать в учениках логическое мышление, творческое воображение и сформировать систему знаний, умений и навыков.

Далее речь пойдет об образовательных IT-технологиях, которые способствуют вовлечению учащихся в учебный процесс, активизируя учебно-познавательную деятельность. Средства ИКТ предлагают максимально широкий диапазон возможностей для решения учебных задач. Отдельное внимание будет уделено одной из перспективных педагогических технологий - образовательный веб-квест.

1.3 Применение IT- технологий в образовательном процессе

В современном обществе отмечается сильное влияние компьютерных технологий на все сферы человеческой деятельности. Таким образом, формируется общее глобальное информационное пространство. Компьютеризация изменила и образование т.к образовательный процесс является частью социального пространства общества.


Результаты ежегодных исследований Института стратегии развития образования РАО об оценке качества отечественного образования на этапе общеобразовательных учреждений, показывают то, что передовые школы, продвигающие инновационный педагогический опыт, стали активно внедрять IT-технологии в образовательный процесс. В первую очередь это связано с особенностью мышления и мировоззрения современных школьников, их образовательными потребностями. Во-вторых, это позволяет образовательным учреждениям создавать инновационный образовательный контент, налаживать социальные связи с другими образовательными учреждениями и смежными организациями.

Суть информационно-образовательных технологий следует раскрывать через уточнение основных понятий: информация и технология.

В большой энциклопедии "технология" (от греческого "techne" - мастерство, искусство и "logos" - термин, учение) определяется «как совокупность знаний о методах и средствах, используемых для осуществления процессов, приводящих к качественному изменению объекта»[19]. Там же мы находим определение « информация» - данный термин произошёл от латинского слова « information» - разъяснение,

изложение. Изначально - это являлось источниками информации, которые предавались от одного человека к другому, в устной, письменной или любой другой форме, или любыми техническими средствами.

С середины 20 века термин «информация» стал относиться ко всей информации, передаваемой от человека к человеку, от человека к автоматическому устройству, от автоматического устройства к другому, от клетки живого существа к другому, от организма к другому и т.д.

Информатизацию образования можно считать частью информатизации общества, что предоставляет теоретические основы и практические навыки использования информационных технологий в образовании.

Информационно-образовательные технологии это - «набор технических методов и средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющий знания людей и развивающий их способность управлять техническими и социальными процессами» [20].

Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина представляют информационно­образовательные технологии в виде «набора обучающих программ разного направления, которые контролируют, оценивают и обучают. Все программы разработаны с использованием искусственного интеллекта» [18].



В. Ф. Шолохович определяет информационно-образовательные технологии со стороны дидактики т.е содержательной стороны, которая «отражает процесс обучения и усвоения знаний, организованного систематическим и сознательным образом, с использованием средств компьютеризации образования» [28].

Исходя из этого можно сделать вывод, что на данный момент существует два основных подхода к определению информационно­образовательных технологий.

Первая предлагает рассматривать информационно-образовательные технологии с дидактической стороны, в которой процесс организован при помощи компьютерных инструментов и систем, а также методов обучения. Это делает возможным создавать, передавать и хранить информацию (данные, знания, идеи) при наименьших затратах и в соответствии с законами познавательной деятельности учащихся. Во втором случае цель заключается в создании конкретной технической учебной среды, в которой используемые информационные технологии играют ключевую роль.

Общепринятыми являются такие направления внедрения IT- технологий в систему образования:

  • использование компьютерного оборудования как средства обучения для повышения качества и эффективности процесса;

  • использование компьютеров как средство обучения для познания своей индивидуальности и окружающей действительности;

  • компьютер и другие средства ИКТ расценивать как объект исследования;

  • развивать творческие способности учеников при помощи ИКТ;

  • автоматизировать процессы контроля, оценивания, диагностики и корректировки;

  • использовать средства ИКТ для приобретения и передачи педагогического опыта, а также методической подготовки;

  • расширять кругозор и использовать интернет-ресурсы для интеллектуального времяпрепровождения;

  • улучшать и ускорять процесс управления образованием в образовательных учреждениях.

Современные информационные технологии предоставляют системе образования эффективные способы организации процесса обучения, которые помогают повысить качество [10].

Многие ученые в России и за рубежом изучают процессы, связанные с информатизацией и компьютеризацией системы образования.


И.В. Роберт рассматривает компьютерные технологии в образовании и указывает на основные педагогические цели применения средств ИКТ:

  1. Использование средств ИКТ позволяет ускорить процессы обучения и подготовки на всех уровнях:

  • повышение качества;

  • повышение активности мыслительных процессов;

  • развитие межпредметных связей;

  • увеличение скорости и объема обрабатываемой информации.

  1. Развитие личных качеств учащегося для успешной коммуникации и функционально-грамотной жизни в современном обществе:

  • развитие творческого и инновационного мышления;

  • развитие навыков коммуникации;

  • умение принимать решение в нестандартных ситуациях или предлагать оптимальные варианты для выхода из сложных ситуаций;

  • развитие эстетического восприятия мира с использованием компьютерной графики и мультимедийных технологий;

  • развитие информационной культуры и умения работать с информацией;

  • формирование навыков прогнозирования ситуаций;

  • формирование навыков экспериментальной работы и научно­исследовательской деятельности [22].

Е. И. Машбиц указывает на преимущества компьютерных технологий в сравнении с традиционными технологиями:

  1. Учебная информация преподносится с использованием информационных технологий намного интереснее, так как широко используются возможности графики и цветовых решений, звука и видео, что позволяет воссоздать реальную среду деятельности;

  2. Средства ИКТ способствуют повышению учебной мотивации. Другими словами, правильное использование стимулов для решения учебных задач приводит к повышению мотивации у обучающихся;

  3. Компьютерные технологии вовлекают учеников в учебный процесс, поощряя их к тому, чтобы они применяли максимально широкий диапазон своих возможностей, и для активизации психической активности;

  4. Использование ИКТ в учебном процессе повышает способность ставить цели обучения и управлять их решением. Широкие возможности компьютера воспроизводят различные модели

ситуаций и явлений и помогают анализировать их;

  1. Повышается качество контроля над деятельностью учащихся. Управление учебным процессом становится более гибким и эффективным;

  2. Компьютеры поощряют рефлексию студентов. Образовательная программа должна позволить учащимся визуализировать результат своих действий, определить шаги, чтобы решить и исправить проблему, в которой была допущена ошибка [18].


Перечисленные преимущества средств ИКТ позволяют создать условия для формирования личности, обнаружить способности ребенка в разных учебных дисциплинах, развивать навык работы с разной по сложности информацией и быть готовым к дальнейшему обучению и функционально­грамотной жизни в обществе.

Теперь обратим внимание на некоторые аспекты средств ИКТ.

Мотивационный аспект.

Формируется положительная мотивация, которая приводит к повышению интереса к учебной деятельности. Для этого стоит обратить внимание на следующие условия:

  • повышенное внимание к способностям и индивидуальным потребностям учащихся;

  • широкий набор форм, методов и содержания проводимых уроков ;

  • развитие творческого и инновационного мышления у учащихся;

  • формирование навыков уверенного владения информационными и компьютерными технологиями.

Содержательный аспект.

Развитие навыков работы на компьютере достигаются:

  • построением графиков, созданием таблиц, плакатов, тестовых упражнений и индивидуальных презентаций по определенным темам;

  • работой на интерактивных тренажерах и других тестовых системах.

Педагогический и методический аспект.

IT технологии используют для педагогического и методического сопровождения образовательного процесса:

  • использовать средства ИКТ на всех этапах урока и образовательного процесса в целом;

  • педагог может создавать собственные дидактические материалы, используя ресурсы интернет и учебные платформы.

Организационный аспект.

IT технологии используют для организации как урочной так и внеурочной деятельности. Для создания эффективной обратной связи между учениками и учителем.

Контрольно-оценочный аспект.

Во время проведения контрольных акций могут быть использованы различные тестовые онлайн системы и сервисы, которые позволяют оценивать результаты, формируя графики и таблицы для дальнейшей удобной работы с ними. Данные тестовые системы предлагают готовые работы или дают возможность педагогу самому разработать контрольные материалы. Учащиеся могут видеть свои ошибки и проводить работу над ними.