Файл: Анализ результативности деятельности предприятия в оценке его конкурентоспособности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По степени легальности:
-
легальная – конкуренция, не выходящая за рамки действующего законодательства; -
криминальная – такая конкуренция обеспечивается путем применения неэкономических методов (взятки чиновникам, рейдерские захваты, фальсификация товара и т. д.).
Конкуренция является ключевым фактором в определении конкурентоспособности предприятия.
В настоящее время в теории еще не сформировалось единое определение такого понятия, как «конкурентоспособность», полностью раскрывающее суть этой экономической категории. Литературные источники дают множество различных формулировок, основываясь на содержании термина «конкуренция».
Озвучим некоторые из существующих определений рассматриваемого понятия, описывающие конкурентоспособность с разных точек зрения:
-
Способность продукции, услуг, субъектов рыночных отношений оставаться на равных позициях с аналогичными рыночными предложениями конкурентов или конкурирующими субъектами. -
Наличие свойств, позволяющих субъекту экономического соревнования получить некоторое преимущество над конкурентами. Умение добиваться успеха в работе на определенном рынке или в конкретном регионе сбыта в текущее время, выпуская и продавая конкурентоспособную продукцию и услуги. -
Свойство товара или услуги, указывающее на уровень удовлетворения определенной клиентской потребности в сравнении со схожей продукцией или услугами, предлагаемыми на том же рынке.
Разница в понимании конкурентоспособности объясняется тем, что экономическая сущность этой категории имеет свои особенности. В настоящее время экономисты допускают применение понятия для категорий различных уровней.
Категории конкурентоспособности, применяемые на различных уровнях, прочно связаны между собой и зависимы друг от друга. Для страновой и отраслевой конкурентоспособностей в конечном счете характерна зависимость от умения компаний-производителей изготавливать продукцию, имеющую спрос на уровне аналогов.
Однако между терминами на разных уровнях имеются весомые различия. В частности, у конкурентоспособности страны и конкурентоспособности предприятия различаются целевые функции объектов.
Понятие конкурентоспособности применяется в различных областях деятельности в качестве универсального показателя. Но фактически это экономический термин, и корректнее всего будет использовать его по отношению к объектам экономических отношений.
Все существующие в экономике конкурентные отношения условно строятся на одном из трех уровней:
-
На макроуровне, где речь идет о народнохозяйственных комплексах, странах, объединениях стран. Здесь принимаются во внимание характеристики, говорящие об общем состоянии хозяйственных систем, балансе внутри них, инвестиционном климате. -
На мезоуровне, где речь идет об отраслях, объединении компаний и предприятий, учитываются характеристики, которые способствуют устойчивому росту показателей эффективности применения наличествующих в отраслях производственных ресурсов. -
На микроуровне, где речь идет об определенных видах продукции, производства, предприятий, имеются в виду качественные и ценовые характеристики товаров и услуг.
Существует 3 группы параметров, которыми определяется конкурентоспособность.
-
Технические – принадлежность товара к конкретному виду, его назначение, характеристики, черты, механизм, показатели эргономики. -
Экономические – сумма затрат на производство, которая определяет цену потребителя (стоимость, издержки на установку, транспортировку, ремонт). Цена потребителя выше цены реализации, поскольку потребитель тратит деньги не только на покупку товара, но и на обеспечение его дальнейшей эксплуатации.
Наиболее конкурентоспособным считается не тот продукт, который продается дешевле всего, а тот, который имеет наименьшую цену потребления в течение всего срока службы.
-
Социально-организационные – учет национальных, общественных особенностей и социальной структуры покупателей при организации производства товара, его сбыта, продвижения на товарных рынках, рекламы.
Также имеет значение:
-
качество выпускаемой продукции; -
профессионализм и опыт руководителя, управляющего персонала; -
себестоимость товара или услуги; -
реклама.
Важно не путать экономическую конкурентоспособность товара и предприятия. Конкурентоспособность компании определяет выгодные отличия развития данной фирмы от развития других конкурирующих организаций в разрезе эффективности производственной деятельности и удовлетворения потребностей покупателей.
В целом о конкурентоспособности можно говорить, что она:
-
многовариантная – подразумевает только отдельные направления, отрасли, фирмы и характеристики продукции; -
относительная – товар может успешно конкурировать на одном рынке, а на другом оставаться полностью неконкурентоспособным; -
по-разному оценивается и анализируется на разных уровнях: товара, фирмы, отрасли и пр.
Переоценка абсолютных и относительных величин производственных затрат происходит вследствие определенных процессов и явлений производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономических аспектов общественной жизни, называемых факторами конкурентоспособности. Под их воздействием конкурентоспособность фирмы может как расти, так и снижаться.
На функционирование любой организации оказывают влияние факторы, возникновение которых обусловлено замкнутым контактом экономического субъекта и задачи управления, и факторы, которые проявляются вследствие открытого взаимодействия фирмы с внешним миром в процессе решения идентичной задачи. Все факторы конкурентоспособности компании делятся на внутренние и внешние.
Внутренние
Ими являются те объективные параметры непосредственно самой организации, которые влияют на обеспечение своей конкурентоспособности. Речь идет о таких характеристиках:
-
потенциал служб маркетинга; -
научно-технические мощности; -
производственно-технологические мощности; -
финансово-экономический потенциал; -
кадровые ресурсы (в частности, структура, профессионально-квалифицированный состав персонала); -
эффективность рекламной деятельности и подход к стимулированию сбыта продукции; -
степень развития сети сбыта (дилерская сеть); -
уровень использования Интернета для реализации товаров или услуг; -
материально-техническое обеспечение; -
условия хранения, транспортировки, упаковки товаров; -
соответствие требованиям производимых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг; -
подготовка и построение процессов производства, выбор предпочтительной производственной технологии; -
степень использования современных информационных технологий; -
эффективность контроля за производством, испытаниями, обследованиями; -
уровень защищенности конфиденциальной информации (то есть безопасность системы информационного обеспечения); -
частота привлечения инвестиций в улучшение производства; -
объем сформированной базы постоянных и лояльных клиентов; -
уровень технического обслуживания в последующий за производством период; -
уровень сервисного и гарантийного обслуживания; -
репутация (goodwill) организации; -
результативная конкурентная стратегия; -
проведение своевременной реструктуризации – слияние, поглощение, разделение; -
стоимость компании (бизнеса), говорящей о его инвестиционной привлекательности.
Внешние
В этом случае речь идет о социально-экономических и организационных отношениях, благодаря которым организация способна произвести более привлекательную продукцию с точки зрения, как ценовых, так и неценовых параметров. К внешним факторам относятся:
-
экономические и административные меры, принимаемые правительством страны; -
ключевые характеристики рынка, на котором функционирует фирма (тип и емкость рынка, присутствие конкурентов и их возможности); -
политика, которую ведет государство по отношению к импорту и экспорту; -
степень развития экономики государства; -
степень эффективности деятельности рынков капитала и качество предоставляемых финансовых услуг; -
степень развитости государственной инфраструктуры; -
уровень развития научно-технического потенциала государства; -
объем имеющихся трудовых ресурсов, их квалификационные характеристики; -
функционирование негосударственных и социальных институтов; -
деятельность, которая ведется политическими партиями, движениями и блоками, влияющими на социально-экономическую ситуацию внутри страны.
Итак, конкурентоспособностью организации является целая совокупность факторов: внешних, оказывающих воздействие на фирму, и внутренних, или характеристик конкретно этого предприятия.
Важно уточнить, что добиться конкурентоспособности, просто обладая набором перечисленных параметров, не получится. Для достижения преимуществ над конкурирующими компаниями необходимо эффективно использовать эти факторы, четко ориентируясь на ту сферу деятельности, в которой они применимы.
В качестве основного критерия оценки уровня конкурентоспособности выступают количественные и качественные характеристики исследуемого объекта.
При этом оценка разных объектов строится на разном числе характеристик, следовательно, возможно использование единичных, комплексных, групповых и обобщенных критериев конкурентоспособности.
Под единичным критерием подразумевают единственную простую характеристику объекта, позволяющую оценить уровень конкурентоспособности.
Комплексный критерий включает в себя некоторый список характеристик, по которым будет производиться оценка. Существуют групповой и обобщенный комплексные критерии конкурентоспособности.
Групповой комплексный критерий соотносят с перечнем характеристик объекта, с помощью которых можно выяснить, насколько конкурентоспособным он является по тем или иным параметрам.
С помощью обобщенного комплексного критерия проводят итоговую оценку уровня конкурентоспособности рассматриваемого объекта.
При оценке конкурентоспособности компании обращаются к нескольким параметрам:
-
показатель производственных издержек в расчете на товарную единицу – этот критерий говорит об эффективности затрат; -
фондоотдача – критерий, определяющий, насколько эффективно используются основные средства; -
показатель рентабельности продукции или услуг – этим критерием пользуются для определения уровня прибыли при производстве и реализации продукции или услуг; -
показатель производительности труда – с помощью такого критерия определяют, насколько эффективно используются трудовые ресурсы; -
коэффициент оборачиваемости оборотных средств – критерий для определения эффективности их использования; -
показатель рентабельности продаж – этим критерием определяется уровень прибыли организации, соотношение ценовых и качественных характеристик продукции; -
коэффициент загрузки мощностей производства – с помощью такого критерия определяется деловая активность предприятия, насколько эффективную деятельность по сбыту продукции оно ведет; -
коэффициент эффективности рекламной деятельности и средств, стимулирующих сбыт, – этими критериями определяют, насколько экономически эффективными являются обозначенные действия; -
качественные характеристики продукции или услуг – такой критерий позволяет выяснить, отвечают ли продукция или услуги удовлетворению назначенных потребностей; -
ценовые характеристики продукции или услуг – при помощи данного критерия определяется, насколько доступными они являются для потребителей.
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
На современном этапе развития экономики высокий уровень конкурентоспособности является главной целью большинства организаций, поэтому его можно считать одним из важнейших факторов коммерческого успеха предприятия. В рыночных условиях особое значение приобретает проблема повышения конкурентоспособности фирмы. Высокий уровень достигается не только качеством менеджмента, но также зависит от конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от превосходства над товарами конкурентов.
Научные исследования в данной области, как правило, ориентированы на изучение имеющегося опыта развития рынка. Поэтому возникает необходимость в создании комплексного подхода к определению и оценке конкурентоспособности для розничного предприятия с целью выбора наиболее реальных и эффективных стратегий.