Файл: Анализ результативности деятельности предприятия в оценке его конкурентоспособности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все методы оценки конкурентоспособности предприятия можно классифицировать по следующим признакам:
-
категория предприятия; -
тип метода; -
особенности расчета показателей конкурентоспособности; -
возможность прогнозирования конкурентоспособности; -
учитываемые факторы конкурентоспособности; -
использование весомости показателей; -
источник информации для расчетов; -
трудоемкость расчетов; -
критерии конкурентоспособности.
Методов оценки конкурентоспособности организации существует большое множество и все их можно классифицировать следующим образом:
1. Матричные методы:
Матричные методы оценки конкурентоспособности предприятия предоставляют более глубокое понимание конкурентной среды и позволяют предприятию лучше понимать свою позицию на рынке. Они также помогают предприятию принять более обоснованные решения по поводу своих продуктов и услуг, стратегии продвижения и ресурсов, а также принять более информированные решения по поводу инвестиций и развития.
Матричные методы оценки конкурентоспособности предприятия основаны на различных факторах, таких как рыночная доля, стратегия продвижения, технологии, ресурсы и т.д. Они помогают предприятию оценить свою конкурентную ситуацию, понять сильные и слабые стороны предприятия и выявить возможности для улучшения. Это позволяет предприятию сформировать более прочную позицию на рынке, развить эффективную стратегию и достичь больших успехов.
Примером данного метода является Матрица БКГ (рисунок 1):
Матрица БКГ (бизнес-портфель) позволяет определить стратегическую позицию предприятия на рынке. В матрице учитываются два фактора: рыночная доля и рост рынка. На основе этого выделяются четыре категории продуктов или услуг: «звезды», «деньги», «вопросительные знаки» и «собаки». Каждая категория требует своей стратегии развития.
Также к матричным методам относят: матрица Портера, модель McKinsey, модель ADL LC
2. Методы, основывающиеся на процедуре оценивания конкурентоспособности производимого товара или услуги:
помогают предприятиям сравнить свой продукт с аналогичными продуктами других производителей. Эти методы помогают фирмам оценить свои преимущества, а также преимущества и недостатки конкурентов. Они также помогают определить аспекты продукта, которые могут быть улучшены. В основе методов оценки конкурентоспособности лежит анализ того, как фирма выполняет свои обязательства перед клиентами и какие преимущества имеет ее продукт по сравнению с аналогичными продуктами других производителей. Кроме того, они помогают определить стоимость продукта и определить, насколько эта стоимость привлекательна для потребителей.
Примером данного метода оценки является дифференциальный метод. Метод основан на использовании единичных параметров анализируемого товара или услуги и базы сравнения и их сопоставлении. Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
Где
qi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3,..., n);
Pi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Piо — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.
Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения — 1 или 0.
3. Метод, в основу которого положена теория эффективной конкуренции: конкурентоспособными считаются предприятия, в которых налажена эффективная работа всех подразделений, то есть подразумевается оценка эффективности использования ресурсов. Метод применяется на промышленных предприятиях, включает оценку хозяйственной деятельности, исключая дубляжа показателей, и показывает общую картину положения предприятия на внутреннем и внешнем рынке. В основу методики положено идея, что конкурентоспособность определяется путем сложения способностей предприятия к достижению конкурентных преимуществ, но сумма элементов не приводит к такому же результату, как и вся система в целом. Многоугольник конкурентоспособности. Этот метод дает возможность сравнить и визуально представить широкий спектр ключевых свойств продукта. Примером является метод построения многоугольника конкурентоспособности.
Многоугольник конкурентоспособности является моделью, используемой для описания и анализа конкурентной среды компании. Это представляет собой инструмент для оценки преимуществ и недостатков компании по сравнению с другими компаниями на рынке. Многоугольник конкурентоспособности помогает фирмам увидеть, где они находятся на рынке и где они должны нацелиться, чтобы усилить свои преимущества. Многоугольник конкурентоспособности состоит из нескольких факторов, которые могут включать в себя качество продукта, цену, маркетинг, доступность, сервис и т. д. Каждый фактор оценивается и представляется на графике в виде вершины многоугольника. Это позволяет легко видеть, какие преимущества и недостатки у компании по сравнению с другими компаниями. (рисунок 2)
4. Методы, основанные на комплексном подходе к оценке: включает в себя критерии, характеризующие степень удовлетворения потребностей потребителя и критерий эффективности производства. Метод может учесть существующий уровень конкурентоспособности и будущую возможную динамику, но в данной оценке используются методы, которые были перечислены выше, поэтому все их недостатки переносятся на этот.
Например, метод SWOT-анализа, который включает в себя анализ сильных и слабых сторон компании (Strengths and Weaknesses), а также анализ возможностей и угроз (Opportunities and Threats) на рынке. Этот метод позволяет компании определить свои преимущества и недостатки, а также оценить внешние факторы, которые могут повлиять на ее успех.
Еще один метод – анализ конкурентной среды, который включает в себя изучение конкурентов на рынке, их сильных и слабых сторон, а также стратегий, которые они используют для привлечения клиентов. Этот метод помогает компании понять, какие изменения необходимо внести в свою стратегию, чтобы быть более конкурентоспособной.
В целом, все эти методы помогают компаниям получить более полное представление о своем месте на рынке и о том, какие изменения необходимо внести для повышения своей конкурентоспособности. Для того чтобы быстро оценить конкурентоспособность организации, следует сравнить показатели данной фирмы с показателями того предприятия, которое считается лидером на рассматриваемом рынке.
Вне зависимости от того, какой именно способ выбран, порядок оценки будет единым:
-
Постановка цели исследования. Важно определить главную задачу анализа, к примеру выявление позиции, которую занимает фирма на текущем рынке. -
Определение видов деятельности компании. Важно понимание, в которой из отраслей будет проводиться анализ. -
Подбор одной или нескольких организаций для сравнения. Необходимо выбирать предприятия, деятельность и географическое расположение которых будет аналогично исследуемой фирме. Кроме того, у этих компаний должны быть высокие показатели деятельности. -
Определение характеристик, по которым будет проводиться сравнение. Иными словами, важно выбрать не только компании, но и параметры сравнительного анализа. -
Проведение сравнительного анализа путем выбранного метода. Следует сопоставить показатели компаний, результаты их деятельности либо провести анализ методом коэффициентов. -
Подведение итогов аналитического исследования, определение его результатов.
2. Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «DIYORBEK VA MUHAMADBEK»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «DIYORBEK VA MUHAMADBEK»
ООО «DIYORBEK VA MUHAMADBEK» относится к предприятиям общественного питания среднего класса, предназначенное для организации досуга населения, с полным производственным циклом. Предприятия с полным циклом производства осуществляют обработку сырья, выпуская полуфабрикаты и готовую продукцию, а затем сами реализуют ее. Согласно ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания». Кафе находится в городе Ташкент. Режим работы кафе установлен с учетом создания наибольших удобств, для населения города: с 10 часов утра до 23 часов вечера, без выходных. Помещение, занимаемое кафе, располагается на оживленной улице города, в близи с учебными заведениями. Для безопасности гостей и их имущества, обустроен удобный подъезд автотранспортом и парковка. Снаружи кафе имеет вывеску, что обеспечивает хороший обзор на расстоянии, а также служит хорошей рекламой кафе. Высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей. В кафе применяется повседневная форма обслуживания официантами. Повседневная форма обслуживания в кафе, характеризуется постоянным потоком посетителей, в кафе ООО «DIYORBEK VA MUHAMADBEK» складывается из следующих элементов: встреча и размещение гостей; прием заказа; выполнение заказа; подача заказных блюд; расчет по окончании обслуживание. Так же кафе оказывает услуги по организации небольших банкетов (до сорока человек), а также семейные торжества, встречи и т.д. В состав здания кафе входят: помещениям для потребителей, производственные помещения, административные помещения, складские помещения, помещения для персонала. В состав производственных помещений входят: горячий цех, холодный цех, мясорыбный цех, мучной цех, моечная кухонной и столовой посуды, сервизная. К административным помещениям относятся кабинет директора, бухгалтерия, кабинет заведующего производством. К помещениям для потребителей относят: фойе, туалетные комнаты, торговый зал, вместимостью 40 человек, банкетный зал помещает 40 посетителей, бар. Залы кафе выдержаны в нежно- бежевых тонах. Для придания оригинальности на стены нанесены рисунки в виде наскальных изображений. При отделке использовались композитные и экологически чистые материалы. Для придания залу яркого антуража, использовались изысканные декоративные элементы (светильники, картины большого формата и т.д.). Мебель, изготовленная по специальному заказу, прекрасно вписывается в интерьер заведения и создает гармонию цветов и оттенков. Для создания приятной и непринужденной обстановки, предусмотрено музыкальное оформление- приятная классическая музыка, а также установлена телевизионная панель для просмотра телепередач. Для поддержания оптимального микроклимата, обустроена система кондиционирования и вентилирования торгового и банкетного залов. Производственные помещения (заготовочный, холодный, и т.д.), оснащены всем необходимым оборудованием (плиты, духовые шкафы, холодильное оборудованием т.д.) и инвентарем (ножи, доски, сковороды, и т.д.). Так как многое оборудование электрическое, были проведены работы по заземлению и сборке проводки от прямого контакта с человеком, но легко доступным для устранения неисправностей. Полы производственных помещений выложены плитами из не скользкого материала. Производственные помещения оборудованы мощными вентиляционными шахтами для вытяжки и притока воздуха. Моечная кухонной посуды оснащена тремя раковинами для мойки и ополаскивания посуды, нагревательными тэнами на случай прекращения подачи горячей воды, стеллажами для сушки посуды и инвентаря. Также оборудованы специальные помещения для содержания моечных средств и моечного оборудования.
Складское хозяйство, предназначенное для хранения сырья (консервация, сыпучие продукты, мясные п/ф и т.д.), предусмотрены стеллажи и холодильные камеры. К помещениям для персонала относятся гардероб, душевую и туалетные комнаты. Соблюдены правила размещения цехов по отношению друг к другу. Все группы помещений связаны между собой. Помещения размещаются по ходу технологического процесса: вначале складские и производственные, затем торговые, а с ними взаимосвязаны административно-бытовые и технические помещения. Взаимное расположение основных групп помещений обеспечивает кратчайшие связи между ними без пересечения потоков посетителей и обслуживающего персонала, чистой и использованной посуды, полуфабрикатов, сырья и отходов. Расположение помещений соответствует требованиям нормативной документации СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Товарооборот и выпуск продукции в кафе ООО «DIYORBEK VA MUHAMADBEK» является одним из основных экономических показателей работы предприятия общественного питания, характеризуемого объем производственно-торговой деятельности. Объем реализованной продукции собственного производства составляет 80% оборота, а реализация покупных товаров 20% оборота. Кафе ООО «DIYORBEK VA MUHAMADBEK» - развивающееся кафе. Растет не только число клиентов, но заметно расширяется диапазон меню. У кафе есть «якорь», обеспечивающий постоянный поток клиентов, за счет его местонахождения и тематической направленности кухни. Обзор рынка общественного питания города Канаш позволяет сделать вывод, что большая часть кафе города ставит свою тематическую направленность в зависимость от типа кухни. Кафе с явно прослеживающейся тематикой выделяется на фоне многообразия конкурентов. Резюмируя ситуацию кафе ООО «DIYORBEK VA MUHAMADBEK» на рынке общественного питания города Ташкент вывод таков, развитие идет высокими темпами, так как рынок еще не насыщен и на нем есть еще достаточно места для большого количества кафе. Для того чтобы кафе приносило еще больше прибыли, построена грамотная маркетинговая политика, нацеленная на привлечение и удержание целевой аудитории, что поддерживает постоянный интерес к нему, как привлекая новых посетителей, так и формируя лояльность старых. Перспективы развития кафе ООО «DIYORBEK VA MUHAMADBEK» Кафе имеет огромные возможности для дальнейшего развития благодаря удачному расположению в административно - жилой зоне рядом с учебными заведениями.