Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 1 (при наличии) Студент.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Агрессивное поведение у детей
1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения
1.2 Типология агрессивного поведения
1.3 Детская агрессивность и её причины
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики исследования
Констатирующий эксперимент предполагает организацию исследования, подбор методик и первичную психологическую диагностику проблемы.
Целью настоящего констатирующего эксперимента является выявление уровня агрессии детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ г. Зеленогорска. В исследовании приняли участие 18детей 2 «А» класса, всего 8 мальчиков и 10 девочек.
При составлении диагностической программы мы исходили из того, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких методов. В связи с этим для изучения уровня проявления агрессивности мы использовали следующий психодиагностический инструментарий:
- анкета для педагога «Критерии агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко);
- опросник «Басса-Дарки»;
методика «Несуществующее животное».
Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко) включает следующие вопросы (Приложение 3):
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
. Иногда он настаивает на чем-то, когда окружающие теряют терпение.
. Он не прочь подразнить животных.
. Переспорить его трудно.
. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
. В ответ на обычные расположения стремится сделать все наоборот.
. Часто не по возрасту ворчлив.
. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
. Любит быть первым, командовать, подчинять себя других.
. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.
. Легко ссорится, вступает в драку.
. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Чтобы получить общий балл тревожности суммируются «плюсы». Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности, 7-14 баллов - о среднем и 1-6 баллов - о низком.
Метод тестирования (опросник Басса-Дарки) (Приложение 4).
Опросник Басса-Дарки дифференцирует проявление агрессии и враждебности. Опросник содержит 75 утверждений, которые оцениваются по восьми шкалам. Инструкция к этому опроснику чрезвычайно проста: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми вы не согласны. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
- физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Обработка опросника производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.
Агрессия - это активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.
Враждебность - это общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим.
Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: индекс враждебности
включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у различных категорий детей агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики.
Методика «Несуществующее животное» (Приложение 5).
Данная методика разработана Дукаревич М.З.Необходимо придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами. Для количественной обработки введены баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 - не выражено, 1 - слабо выражено, 2 - сильно выражено.
№ | Показатели агрессивности | Балл |
1 | Угрожающее название | 0,1,2 |
2 | Одинокий | 0,1,2 |
3 | Рисунок расположен в нижней части | 0,1,2 |
4 | Большое количество зубов | 0,1,2 |
5 | Рот с зубами и клыками, клюв | 0,1,2 |
6 | Открытый рот без прорисовки губ, языка, зачеркнутый | 0,1,2 |
7 | Глаза отсутствуют, пустые, большие, зачеркнутые | 0,1,2 |
8 | Хвост повернут влево, вниз | 0,1,2 |
9 | Затемнение линий контура, штриховка | 0,1,2 |
10 | Наличие деталей: рога, когти, панцирь, иглы, чешуя | 0,1,2 |
11 | Голова обращена влево или анфас | 0,1,2 |
12 | Крупное изображение | 0,1,2 |
13 | Неаккуратность рисунка | 0,1,2 |
14 | Сверхсильный нажим | 0,1,2 |
15 | Острые ногти, острые рога, острые наросты | 0,1,2 |
16 | Реально существующие | 0,1,2 |
17 | Оружие, режущее, колющее или рубящее | 0,1,2 |
18 | Описание образа жизни: питается людьми, подробное описание поедания жертв | 0,1,2 |
19 | Описание образа жизни: любимое или обычное занятие: ломает деревья | 0,1,2 |
20 | Описание образа жизни: друзья: злые, агрессивные персонажи | 0,1,2 |
21 | Описание образа жизни: враги: большое число или полное отсутствие (боязнь агрессии) | 0,1,2 |
Высокая агрессивность - 21 - 42 баллов.
Средняя агрессивность - 11 - 21 баллов.
Низкая агрессивность - 1 - 11 баллов.
2.2 Анализ результатов исследования
агрессивный поведение детский
Результаты анкетирования педагога представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии агрессивности (По опроснику Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)
№ | Имя Ф. | Пол | Возраст, лет | Балл | Уровень агрессии, чел. | ||||||
| | | | | низкая | средняя | высокая | ||||
1 | Андрей Н. | м | 8 | 3 | + | | | ||||
2 | Антон Г. | м | 7 | 7 | | + | | ||||
3 | Антон Ч. | м | 8 | 3 | + | | | ||||
4 | Артем М. | м | 8 | 7 | | + | | ||||
5 | Виктор У. | м | 7 | 3 | + | | | ||||
6 | Вова Н. | м | 7 | 1 | + | | | ||||
7 | Диана Л. | ж | 7 | 1 | + | | | ||||
8 | Женя С. | м | 8 | 5 | + | | | ||||
9 | Катя С. | ж | 7 | 8 | | + | | ||||
10 | Ксения М. | ж | 8 | 4 | + | | | ||||
11 | Лариса В. | ж | 8 | 2 | + | | | ||||
12 | Лена Я. | ж | 7 | 5 | + | | | ||||
13 | Марина М. | ж | 7 | 9 | | + | | ||||
14 | Настя Ж. | ж | 8 | 5 | + | | | ||||
15 | Настя К. | ж | 7 | 5 | + | | | ||||
16 | Оксана М. | ж | 8 | 3 | + | | | ||||
17 | Олег А. | м | 8 | 15 | | | + | ||||
18 | Оля Т. | ж | 8 | 3 | + | | | ||||
Всего баллов | 89 | 13 | 4 | 1 |