Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 1 (при наличии) Студент.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Агрессивное поведение у детей
1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения
1.2 Типология агрессивного поведения
1.3 Детская агрессивность и её причины
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей
Агрессия бывает непроизвольная. Она представляет собой никуда конкретно не направленный и быстро гаснущий взрыв ярости, как состояние аффекта. Это можно описать как ощкщения ребенка, который в истерике кидает все, что попадается ему под руку.
В конечном итоге можно выделить конструктивную агрессию, которая направлена на достижение благой цели и является лишь средством получения нужного результата. Такой вид агрессии использует хирург, например, делая операцию, он причиняет боль с целью спасти жизнь или поправить здоровье.
Если же целью агрессии является нанесение страданий другому человеку, то это враждебная (деструктивная) агрессия. Она всегда отвечает на реальную или иллюзорную угрозу для человека.
Агрессия также бывает вербальной (через звук, слова, крик, речь) и косвенной (направленная на что-то другое, например, удар кулаком в стену, рядом с которой находится раздражающий обект). Вербальная агрессия бывает косвенная (обвинения, угрозы) и прямая (унижение, оскорбление, в детской форме - дразнилки).
Также, агрессия бывает физическая (драка), которая имеет косвенную форму (материальный ущерб) и прямая (физическая боль или унижение). Символическая форма агрессии может выражаться в угрозах и запугиваниях , а прямая – в нападении. Дети используют различные виды и формы агрессии для придания значимости своей персоне, таким образом они самоутверждаются среди сверстников.
Э.Басс выделяет концептуальную рамку агрессии, включающую в себя: физическая-вербальная, активная-пассивная, прмая-непямая. Эта классификация вклчает в себя сразу несколько видов агрессии, так как они постоянно меняются и существуют в смешенном виде.
Классификация видов агрессии представлена в Приложении 2.
1.3 Детская агрессивность и её причины
У большинства детей наблюдаются все формы агрессии, которые были описаны в предыдущей главе. Эти формы всегда сопровождаются возрастными кризисами. Вспышки агрессии могут быть вызваны различными ситуациями, особенностями психотипа, психическими заболеваниями, а также, они могут быть вызваны состоянием незащищенности, паники или безысходности. В редких случаях агрессия может проявляться как средство выделения себя из толпы, то есть, привлечение к себе внимания. Некоторые дети не знают как привлечь к себе внимание и кроме как агрессивное поведение, больше ничего им на ум не приходит. Также, агрессия может возникать у ребенка из-за определенного вида воспитания в семье. Воспитание, которое вызывает агрессию, всегда сопровождается внутренним дискомфортом у ребенка. Он не умеет адеватно реагировать на внешние события.
Воспитание происходит не только в семье. Семья – это только часть социума. Воспитание происходит также в дошкольной организации, в школьной организации и в общении (взаимодействии) со сверстниками, кроме семьи и школы. В настоящее время для детей доступно все что угодно в интернете и, соответственно, там они могут без труда лицезреть какие-то сцены насилия, сцены агрессии, направленные на других людей.
Существует несколько разных форм и причин агрессивного поведения детей. С попомщью анализа различной литературы можно выделить несколько факторов, которые обуславливают появление агрессии у младших школьников:
-
Психобиологические предпосылки асоциального поведения. Это затрудняет адаптацию у ребенка в социуме. -
Определенные деффекты в школьном или семейном воспитании. -
Неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с близкими людьми (друзья, семья, одноклассники, педагоги и т.д.) -
Избирательное отношение ребенка в общению и предьявляемым к нему нормам и ценностям. Избирательное отношение к тому, как воздействует на него педагог или семья. Формирование личных ценностей, ориентаци, способности к регулированию своего поведения.
Существует несколько основных причин детской агрессии:
-
Ухудшение условий жизни ребенка. Кризис, который может быть связан с возрастом ребенка или с каким-то семейным конфликтом. -
Невнимание со стороны одноклассников или педагогов в школе. Игнорирование. -
Просмотр большого количества сцен насилия в интернете или в фильмах.
Чаще всего причиной возникновения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста бывает именно особенность семейного воспитания. Это может быть как и агрессия одного родителя по отношению к другому, также игнорирование ребенка или наоборот – гиперопека. Если ребенок очень впечатлительный по своему психотипу (восприимчивый), то агрессия окружающих может возрождать в нем большое количество страхов и тревоги, может блокировать дальнейшее развитие самостоятельности и нормальное общение с одноклассниками. В самом худшем случае данная агрессия провоцирует различные заболевания на физическом плане.
Самые частые причины детской агрессии - семейные взаимоотношения. Если родители ведут себя агрессивно и в обычных жизненных условиях ругаются, кричат, хамят друг другу, унижают друг друга, то их ребенок живет в атмосфере нелюбви, безразличия, властности, унижения, физических наказаний. В результате у него формируется постоянное ощущение опасности, а далее это переходит в норму и ребенок начинает проявлять агрессию, так как она постоянно присутствует в его обычной жизни от родителей и близких взрослых.
Если родители ведут себя непоследовательно в плане наказаний, поручений, норм поведения, то дети озлобливаются из-за того, что просто не понимают логичности действий своего родителя. У всех детей, которые прихоят в школу разная энергетика, разная культура, разный уровень эмоциональого возбуждения, у них разная воля, они по разному чувствуют себя, поэтому начальная школа очень сильно влияет на формирование ребенка и так как он имеет очень маленький опыт общения, о на его общение со сверстниками сильное влияет общение в семье. Нужно научить ребенка отстаивать свою позицию.
По мнению Л.С.Выготского в младшем школьном возрасте ребенок начинает контактировать с другими людьми. Он уже не так с ними контактирует, как в саду. Здесь происходит перестройка системы. Если ребенок начинает себя агрессивно вести, то для этого есть несколько причин:
-
Привлечение к себе внимания. -
Ощемление достоинств одноклассника,с целью возвысить себя. -
Защититься или отомстить. -
Занять лидирствующую позицию. -
Получить что-то для себя (выгода).
Чаще всего агрессия проявляется для того, чтобы защитить себя или свои интересы, отстоять свое превосходство. Самое максильное удовлетворение дети получают, когда достигают какую-либо цель. Не важно что это за цель (чье-то внимание, вещь) – как только цель достигнута, агрессия прекращается.
Иногда у младших школьников агрессия является самоцелью. Например, когда мальчик ставит подножку девочке, она падает, а он смеется над тем, что ей больно. Или, например, когда кто-то прячет чьи-то вещи. Ребенок не может найти вещи, мучается. А тот, кто спрятал, получает от этого удовлетворение и ему хорошо. Причинами такой агрессии могут быть особенности характрера младшего школьника, например, гипервозбудимость, склонность к вспышкам раздражительности, эгоцентризм, упрямство.
Американские психологи, которые работают сдетьми, выявили несколько диагностических критериев, которые позволяют выделить несколько свойств характера для детей младшего школьного возраста:
-
Они часто не владеют своими эмоциями. -
Часто спорят, выясняют отношения с детьми или взрослыми. -
Они намеренно что-то делают плохо, для того, чтобы взрослый их отругал, чтобы взрослый разозлился, специально отказываются выполнять какую-то работу. -
Они всегда винят окружающих втом, что происходит. -
Они завистливы и мстительны. -
Они часто прибегают к физическим разборкам.
Если у какого-то ребенка есть стойкие 4 критерия из вышеперечисленных, то можно говорить о том, что этот ребенок агрессивен.
У всех агрессивных детей есть свои характерологические особенности, которые также можно отнести и к их семьям, поскольку ключ к агрессии ребенка всегда находится в его семье. И коррекционная работа с таким ребенком начинается с его родителей.
М.Алворд выделяет несколько харатерологичских особенностей агрессивных детей, у которых есть внутренние противоречия и конфликты:
1. Они воспринимают ситуации, которые происходят рядом с ними
, как угрожающие им, как враждебные по отношению к ним.
2. Они сверхчувствительны к негативу.
3. Они заранее негативно настроены и воспринимаю негативно себя в обществе окружающих.
4. Они не понимают, что они агрессивны.
5. Они считают, что их агрессивное поведение спровоцировано поведением других людей
6. В случае намеренной агрессии, у них нет чувства вины, а если есть, то очень слабое.
7. Такие дети не могут брать на себя ответственность за свои поступки
8. У таких детей очень ограниченный выбор реакций на какую-то проблему.
9. Такие дети не проявляют совсем или почти не проявляют эмпатию.
10. У таких детей очень слабо развит контроль над эмоциями.
11. Такие дети не осознают никакие свои эмоции, кроме гнева.
12. Такие дети очень боятся непредсказуемости в поведении своих родителей.
13. Такие дети чаще всего имеют какие-то проблемы по неврологии, у них слабо развита память, им трудно запоминать и даже просто сосредотачиваться.
14. Такие дети не умеют прогнозировать последствия каких-либо действий, так как они не умеют эмоционально проживать будущее.
15. Такие дети хорошо относятся к агрессии, так как через агрессию они получают силу.
Т.П.Смирнова выделила еще три важные характерологические особенности агрессивных детей:
1. Такие дети имеют высокий уровень тревожности.
2. Такие дети всегда неадекватно себя оценивают, чаще всего имеют низкую самооценку.
3. Такие дети чувствуют себя ненужными, отверженными, брошенными.
Итак, в основе детской агрессивности могут лежать различные мотивации, направленные на какие-то цели. Если ребенок усвоил нормы и правила поведения в общетве, то детская агрессия сменяется просоциальными нормами поведения, но у некоторых категорий детей агрессия сохраняется, а так же прогрессирует и становится устойчивым качеством личности.