Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 1 (при наличии) Студент.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Агрессивное поведение у детей
1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения
1.2 Типология агрессивного поведения
1.3 Детская агрессивность и её причины
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей
- М.:ПлэЙТ, 2004. - 48 с.
. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 158 с.
. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Мн.: НИО, 1996. - 216 с.
. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. - М.: Владос, 2008. - 351 с.
. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / А.В. Хомич. - Ростов-на-Дону: ЮРУИ, 2006. - 140 с.
. Чижова С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 160 с.
. Шебанова В.И. Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и младших школьников / В.И. Шебанова// Практ. псих.соц. робота. - 2002. - №1. - С.6-22.
Приложение 1
Основные теории возникновения агрессии
Приложение 2
Классификация видов агрессивного поведения
Приложение 3
Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»
Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет».
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитайте, сколько утверждений, по Вашему мнению, относится к исследуемому ребенку.
Высокая агрессивность - 15-20 баллов
Средняя агрессивность - 7-14 баллов
Низкая агрессивность - 1-6 баллов
Приложение 4
Опросник Басса-Дарки
Инструкция: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны и «нет» - около тех, с которыми вы не согласны.
Обработка опросника.
Подсчитываем с помощью ключа количество совпадений ответов на вопросы. Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7
. Косвенная агрессия:
"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49
. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69
. Негативизм:
"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36
. Обида:
"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75
. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75
. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности; враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.
Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы,
индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3.
При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Приложение 5
Методика «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)
Оборудование: Лист нелинованной бумаги формата А 4 (21Х30 см), простой карандаш, твердая резинка.
Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально.
Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у нас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.
Когда обследуемый закончит рисовать, его просят придумать животному название, которое записывают в протокол. Если придумывание названия вызывает большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел, и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовать на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, ясно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), тут задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.
. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 158 с.
. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Мн.: НИО, 1996. - 216 с.
. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. - М.: Владос, 2008. - 351 с.
. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / А.В. Хомич. - Ростов-на-Дону: ЮРУИ, 2006. - 140 с.
. Чижова С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 160 с.
. Шебанова В.И. Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и младших школьников / В.И. Шебанова// Практ. псих.соц. робота. - 2002. - №1. - С.6-22.
Приложение
Приложение 1
Основные теории возникновения агрессии
Приложение 2
Классификация видов агрессивного поведения
Разделение по направленности на объект | Гетероагрессия-направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д. | Аугоагрессия направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания | |
Разделение по причине появления | Реактивная агрессия-представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) | Спонтанная агрессия -появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях) | |
Разделение по целенаправленности | Инструментальная агрессия-совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. | Целевая (мотивационная) агрессия-выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр. | |
Разделение по открытости проявлений | Прямая агрессия-направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытоехамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. | Косвенная агрессия -обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр. | |
Разделение по форме проявления | Вербальная-выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику | Экспрессивная-проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику | Физическая-прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику |
Приложение 3
Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»
Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет».
№ | Исследуемый ребенок | да | нет |
1 | Злой дух временами вселяется в него | | |
2 | Он не может промолчать, когда чем-то недоволен | | |
3 | Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | | |
4 | Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | | |
5 | Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки | | |
6 | Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение | | |
7 | Он не прочь подразнить животных | | |
8 | Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним | | |
9 | Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих | | |
10 | В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот | | |
11 | Часто не по возрасту ворчлив | | |
12 | Воспринимает себя как самостоятельного и решительного | | |
13 | Любит быть первым, командовать, починять себе других | | |
14 | Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых | | |
15 | Легко ссорится, вступает в драку | | |
16 | Старается общаться с младшими и физически более слабыми | | |
17 | У него нередки периоды мрачной раздражительности | | |
18 | Не считается со сверстниками, не уступает, не делится | | |
19 | Уверен, что любое задание выполнит лучше других | | |
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитайте, сколько утверждений, по Вашему мнению, относится к исследуемому ребенку.
Высокая агрессивность - 15-20 баллов
Средняя агрессивность - 7-14 баллов
Низкая агрессивность - 1-6 баллов
Приложение 4
Опросник Басса-Дарки
Инструкция: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны и «нет» - около тех, с которыми вы не согласны.
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим | да | нет |
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю | да | нет |
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь | да | нет |
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню | да | нет |
Я не всегда получаю то, что мне положено | да | нет |
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной | да | нет |
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать | да | нет |
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести | да | нет |
Мне кажется, что я не способен ударить человека | да | нет |
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами | да | нет |
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам | да | нет |
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его | да | нет |
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами | да | нет |
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал | да | нет |
Я часто бываю не согласен с людьми | да | нет |
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь | да | нет |
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему | да | нет |
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями | да | нет |
Я гораздо более раздражителен, чем кажется | да | нет |
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор | да | нет |
Меня немного огорчает моя судьба | да | нет |
Я думаю, что многие люди не любят меня | да | нет |
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной | да | нет |
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины | да | нет |
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку | да | нет |
Я не способен на грубые шутки | да | нет |
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются | да | нет |
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались | да | нет |
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится | да | нет |
Довольно многие люди завидуют мне | да | нет |
Я требую, чтобы люди уважали меня | да | нет |
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей | да | нет |
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" | да | нет |
Я никогда не бываю мрачен от злости | да | нет |
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь | да | нет |
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания | да | нет |
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть | да | нет |
Иногда мне кажется, что надо мной смеются | да | нет |
Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям | да | нет |
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены | да | нет |
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня | да | нет |
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь | да | нет |
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием | да | нет |
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел | да | нет |
Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" | да | нет |
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю | да | нет |
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею | да | нет |
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь | да | нет |
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева | да | нет |
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться | да | нет |
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать | да | нет |
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня | да | нет |
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ | да | нет |
Неудачи огорчают меня | да | нет |
Я дерусь не реже и не чаще чем другие | да | нет |
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее | да | нет |
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку | да | нет |
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо | да | нет |
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю | да | нет |
Я ругаюсь только со злости | да | нет |
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть | да | нет |
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее | да | нет |
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу | да | нет |
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся | да | нет |
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить | да | нет |
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает | да | нет |
Я часто думаю, что жил неправильно | да | нет |
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки | да | нет |
Я не огорчаюсь из-за мелочей | да | нет |
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня | да | нет |
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение | да | нет |
В последнее время я стал занудой | да | нет |
В споре я часто повышаю голос | да | нет |
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям | да | нет |
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить | да | нет |
Обработка опросника.
Подсчитываем с помощью ключа количество совпадений ответов на вопросы. Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7
. Косвенная агрессия:
"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49
. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69
. Негативизм:
"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36
. Обида:
"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75
. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75
. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности; враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.
Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы,
индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3.
При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Приложение 5
Методика «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)
Оборудование: Лист нелинованной бумаги формата А 4 (21Х30 см), простой карандаш, твердая резинка.
Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально.
Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у нас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.
Когда обследуемый закончит рисовать, его просят придумать животному название, которое записывают в протокол. Если придумывание названия вызывает большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел, и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовать на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, ясно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), тут задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.