Файл: Формирование универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях изодеятельностью.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 288
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Формирование УУД школьников начального звена как психолого-педагогическая проблема
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию УУД на внеурочных занятиях изодеятельностью
2.1. Цели, задачи, условия эксперимента
5. Результат проделанной работы. Выставка.
Все универсальные учебные действия можно разделить на четыре группы:
Учебно-управленческие (организационные) - общеакадемические навыки, обеспечивающие планирование (определение целей и средств их достижения), организацию (создание и совершенствование взаимодействия между управляемыми и управляющими системами для реализации планов), контроль (сбор информации о процессе реализации намеченных планов), регулирование (корректировка планов и процесс их реализации) и анализ (изучение и оценка процесса и результатов реализации планов) собственной образовательной деятельности учащихся. Эта группа включает в себя следующие навыки и умения:
-
Понимать образовательную задачу, необходимую для индивидуальной и коллективной деятельности. -
Понимать последовательность действий, реализуемых при индивидуальном и коллективном выполнении учебной задачи.
-
Соблюдайте последовательность действий при индивидуальном выполнении тренировочного задания в отведенное время. -
Соблюдайте последовательность действий при коллективном выполнении учебного задания за отведенное время. -
Соблюдайте последовательность выполнения домашних заданий в определенные сроки. -
Самостоятельно (или по совету учителя) подготовьте рабочее место для учебных занятий в школе и дома [13]. -
Используйте учебные принадлежности в соответствии с принятыми стандартами. -
Соблюдайте правильную осанку на рабочем месте. -
Следуйте советам учителя по соблюдению основных правил гигиены учебной работы. -
Сравните полученные результаты с учебным заданием, с планом его выполнения. -
Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль). -
Оценивайте свою учебную деятельность и деятельность одноклассников в соответствии с заданным алгоритмом. -
Внесите необходимые изменения в последовательность и время выполнения тренировочного задания [14].
Образовательные и информационные навыки - это общие академические навыки, которые обеспечивают поиск, обработку и использование информации для решения образовательных задач [15].
Учебно-логические навыки - это общеакадемические навыки, которые обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. Навыки в этой группе разделены в соответствии с основными умственными операциями:
Образовательные и коммуникативные навыки - навыки
, которые позволяют вам организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достичь взаимопонимания с ними, организовать совместную деятельность с разными людьми:
-
Уметь прислушиваться к мнению других; -
Возможность прослушивать и одновременно записывать содержание рассказа; -
Владеть различными формами устных и публичных выступлений; -
Уметь выражать свои мысли литературным языком; -
Уметь выступать перед аудиторией; -
Уметь составлять план выступления; -
Уметь связно говорить в соответствии с планом; -
Уметь вести полемику, участвовать в дискуссиях; -
Уметь излагать тезисы; -
Уметь задавать уточняющие вопросы; -
Уметь оценивать различные точки зрения; -
Овладеть приемами риторики; -
Уметь организовывать совместные мероприятия; -
Овладеть культурой речи; -
Уметь спорить, доказывать.
Указанная выше классификация уточняет обширное понятие УУД, это позволяет проводить более векторную работу по их формированию и развитию в процессе обучения. Все навыки формируются в системной деятельности, и данный процесс начинается с диагностики [2]. Формирование учебно-логических навыков напрямую связано с уровнем развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Соответственно, эффективно использовать психологические тесты для разработки этих мыслительных операций для постановки диагноза. А именно, тест «Простые аналогии», «Прогрессивные матрицы Ворона», тест «Выявление существенных признаков», тест «Исключение лишнего» (предметный вариант и вербальный вариант) [16],[10].
Для диагностики уровня сформированности учебных и информационных общеобразовательных навыков используются показатели скорости чтения совместно с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и визуальному образу. Кроме того, проводится диагностика навыков работы с тестом (составление плана, синопсиса, выделение ключевых слов) [21].
Диагностика развития коммуникативных навыков проводится путем экспертной оценки следующих параметров: словарный запас, литературное и логическое построение фразы, сохранение логической связи при построении развернутого связного текста, дифференцированного для письменного и устного вариантов [19].
- Диагностика образовательных и организационных навыков
Для диагностики также могут быть использованы следующие методы:
Количественные и качественные показатели, полученные в результате тестирования, позволяют определить уровень развития учебно-логических навыков, учебно-информационных и учебно-коммуникативных навыков каждого учащегося на занятиях и сформированность общеучебных навыков класса в целом [20]. Универсальные учебные действия - это инструмент для усвоения любого учебного материала. Важно уделять внимание работе по их формированию и развитию с самого начала школьной жизни. Учащиеся начальной школы находятся на стадии элементарной грамотности. Необходимо не упустить момент и создать такие условия для ребенка, чтобы он с самого начала обучения усваивал алгоритмы, правила, приемы, с помощью которых можно было сделать школьную жизнь насыщенной и интересной. Формирование универсальных учебных действий является особой педагогической задачей и целью учителя начальных классов. «У тех, кто не думает о далеком будущем, его нет», - говорили древние. И наше будущее в образовании — это компетентностный подход к обучению [3].
Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных учебных действий, социально значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов [2].
1.2. Сравнительный анализ формирования УУД. Мониторинг по УУД на внеурочных занятиях изодеятельностью
Подходы и методы формирования учебных действий активно использовали учителя нашей школы в педагогической практике. С введением обновленных стандартов – это работа превратилась в целенаправленную по всем направлениям образовательной деятельности: и в плане достижения запланированных результатов освоения учебных программ, и в области духовно-нравственного развития, и в создании здоровьесберегающей среды, в направлении взаимодействия с родителями и общественностью. Такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами [17]. Но для достижения наилучшего конечного результата необходима четкая диагностическая система для изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Вот тут-то и возникло много вопросов при непосредственной организации учебного процесса в школе [18].
Один из них звучит так: «Как правильно организовать мониторинг формирования УУД? [23]. Новые стандарты не предусматривают материалов (таблиц, бланков, оценочных листов и т.д.) для фиксации диагностических показателей формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития учащихся на протяжении всей начальной школы [25].
Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения привели к проблеме создания программы мониторинга уровня сформированности УУД как приложения к Программе развития универсальных учебных действий. Программа основана на методическом пособии под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе [1].
Целью мониторинга уровня сформированности УУД является получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в контексте введения федеральных государственных стандартов нового поколения [26].
Задачи мониторинга:
- Разработать механизмы сбора информации об уровне сформированности учебных действий;
- Выявить анализ факторов, способствующих формированию учебных действий;
- Апробировать технологические карты и методы оценки уровня сформированности учебных действий;
- Формирование банка методических материалов для организации и мониторинга уровня сформированности УУД на этапе начального образования;
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в контексте внедрения ФГОС нового поколения;
- Разработать и апробировать системы критериев и показателей уровня сформированной учебных действий у учащихся на начальном этапе обучения.
- Информация, полученная в ходе педагогического мониторинга, является основой для выявления индивидуальной динамики качества развития учащегося, для прогнозирования деятельности педагога, для внесения необходимых изменений, а также инструментом уведомления родителей о состоянии и проблемах в образовании ребенка [27]. Для того чтобы выявить индивидуальную динамику, нужно определять стартовые возможности учащихся. Все основывается на результатах мониторинга общей
готовности первоклассников к обучению в школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению.
По результатам диагностики проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристиках ученика, и позволяет учителю, родителям и самому ученику увидеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускник, который четко определен новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания. На основе данных анализа оценивается качество деятельности за прошлый период и ставятся задачи по деятельности с детьми на данный год.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ежегодный мониторинг развития и становления УУД оказывает учителю неоценимую помощь в выстраивании целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.
Результат диагностики прописывается в ИОП учащихся и вкладываются в портфолио ученика. Введение ФГОС третьего поколения – это новый этап в развитии общего начального образования. Это направляет современного учителя быть ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить потребности каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать независимым, творческим и уверенным в себе [28].
- 1 2 3 4 5