Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях (Внутрикорпоративные коммуникации организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Внутрикорпоративные коммуникации организации
1.1. Цели, задачи и инструменты внутрикорпоративных коммуникаций в контексте корпоративной культуры
1.2. Современные инструменты влияния на коммуникации персонала в период адаптации
2.1 Краткая характеристика предприятия и методы исследования
Введение
Базовым фактором успеха организации являются налаженные вертикальные и горизонтальные внутренние коммуникации. Внутрикорпоративные коммуникации, как важный аспект кадровой политики организации, позволяют регулировать и контролировать межличностные и межгрупповые взаимодействия, делая их комфортными и эффективными как для сотрудников, так и для компании в целом.
В рамках обзора степени разработанности темы необходимо выделить базовую часть работ, которые легли в основу теоретической части. Рассматриваются работы представителей коммуникативистики, социологии, философии, психологии, менеджмента. Примечательно то, что тема формования системы адаптации и лояльности у сотрудников начала анализироваться зарубежными учеными в середине 70х годов прошлого века, тогда как в России лишь в начале нового тысячелетия.
Тема формирования лояльности у новых сотрудников в период адаптации рассматривается в книге, над которой работал коллектив ученых Австрии и России: Р. Ратмайер, Т. Гастенауэр и Т. Милехина «Корпоративная коммуникация в России: дискурсивный анализ»[1]. В работе изучена корпоративная коммуникация с точки зрения методик российских и австрийских научных школ.
Данная тема была также изучена Д. Коуэном в книге «Стратегическая внутренняя коммуникация: как привлечь сотрудников»[2]. В книге подробно рассмотрен механизм формирования стратегии внутрикорпоративной коммуникации, который ведет к росту производительности бизнеса и лояльности сотрудников к компании.
Также рассмотрена работа С. Ларкина «Communicating Change: Winning Employee Support for New Business Goals»[3], в которой автор пишет о том, как важно правильно преподносить намечающиеся изменения в компании сотрудникам, чтобы заручиться их поддержкой и ссылается на опыты таких организаций, как: Polaroid, British Telecom, General Motors.
Практический интерес представляет работа американского социолога и журналиста Д. Койла «Культурный код. Секреты чрезвычайно успешных групп и организаций»[4], в которой автор исследует позиционирование и внутрикорпоративную деятельность ведущих американских компаний, среди которых Google, Pixar, IDEO.
Интересен опыт таких компаний как IBM, Dell, Adobe, AT&T, который рассмотрен в исследовании Ч. Берджесса[5]. В исследовании подробно описываются методики, которые применялись вышеперечисленными компаниями для реформации и укрепления своей корпоративной политики, а также для формирования усиленной мотивации кадров.
Особый интерес представляет работа, в основу которой легло интервью с И. Кампардом – основателем крупнейшей компании по производству мебели IKEA[6]. И. Кампард делает особый акцент на достижение своего главного принципа – создания «идеи семьи» в компании. Под этим он подразумевает доверие сотрудников друг к другу и к руководству; высокий уровень лояльности, формируемый на базе такой идеи; мотивацию сотрудников и ее постоянный рост.
Среди представителей внутренних коммуникаций особый интерес представляет работа успешного HR – менеджера Н. Володиной «Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы»[7]. Автор разработала собственную программу «Матрица адаптации», в которой представила поэтапный алгоритм действий, необходимых для осуществления, с целью формирования корректного периода адаптации новых сотрудников и повышения их эффективности в организации.
Тема формирования лояльности у новых сотрудников в период их адаптации в компании также рассматривается в научных статьях следующих авторов: И. Волкова[8], Т. Сувалова[9], О. Субочева[10], Ю. Кирилина и Д. Калимуллин[11], Л. Васильцова и Н. Александрова[12].
Целью данного исследования является изучение и анализ внутрикорпоративных коммуникаций.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- Определить цели и задачи внутрикорпоративных коммуникаций в вопросе формирования лояльности сотрудников в период адаптации.
- Проанализировать современные инструменты влияния внутрикорпоративных коммуникаций на лояльность сотрудников.
- Определить наиболее эффективные инструменты внутрикорпоративных коммуникаций.
Объектом данного исследования является АО «АВТОДОМ».
Предметом данного исследования являются внутрикорпоративные коммуникации.
Глава 1. Внутрикорпоративные коммуникации организации
1.1. Цели, задачи и инструменты внутрикорпоративных коммуникаций в контексте корпоративной культуры
Интерес современных российских и зарубежных организаций к такому феномену, как корпоративная культура, с каждым годом растет. Рассматривая корпоративную культуру как инструмент управления, можно выявить ряд преимуществ, которые необходимы компаниям для сохранения и улучшения своих позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Современные организации осознают важность и необходимость наличия и развития корпоративной культуры в компании, ведь она объединяет сотрудников, унифицируя их идентичность, выстраивает коллективное представление об организации, создает у сотрудников ощущение стабильности, надежности. Корпоративная культура позволяет новым сотрудникам правильно интерпретировать то, что происходит в компании, сознавая подходит данная компания ему или нет. Также, она способна стимулировать ответственность сотрудника перед выполнением задач и повышать уровень его лояльности к компании[13].
Корпоративная культура – это формировавшаяся на протяжении определённого периода времени система, базой которой являются ценности и традиции компании. Отечественные и зарубежные исследователи часто трактуют ее по-разному: корпоративная культура как комплекс материальных и духовных ценностей, определяющих восприятие компании сотрудниками внутри и за ее пределами, которые актуальны для конкретной организации; корпоративная культура как система коммуникационных связей и взаимоотношений, осуществляющихся в конкретном бизнесе; корпоративная культура как система принципов, норм и ориентиров, объединяющая направление трудовой деятельности всех сотрудников в компании, задающая тактику решения проблем, касающихся адаптации новых сотрудников и формирования у них лояльности к компании[14].
Идея корпоративной культуры проецирует особенности поведения сотрудников в компании и коммуникации друг с другом. Корпоративная культура существует не столько благодаря регламентированным пунктам в компании, сколько на принятии каждым сотрудником и коллективом в целом ценностей и философии этой организации. Именно нормы, внутренние распорядки, традиции, существующие в компании, являются основными составляющими корпоративной культуры в организации[15]. Корпоративная культура часто фигурирует в отечественных и зарубежных исследованиях как «организационная культура», и ее суть заключается в ценностях, которые разделяют все сотрудники организации. Также ее рассматривают как способ адаптации новых сотрудников к организации. Здесь корпоративная культура выступает как самостоятельный инструмент, оказывающий положительное влияние на процесс адаптации работников в компании[16].
На сегодняшний день подходов к определению понятия «корпоративная культура» существует крайне много, однако, современные исследователи выделяют ряд следующих принципов, с помощью которых можно рассмотреть понятие корпоративной культуры как систему, объединяющую их[17]:
- Постоянное развитие сотрудников. Данный принцип заключается в определении работниками своих сильных и слабых профессиональных характеристик, желании развиваться в компании как индивидуально, так и совместно с коллективом.
- Взаимопомощь и поддержка. Способность каждого сотрудника разделять ценности и убеждения коллектива и принимать их за свои, оказывать необходимую помощь друг другу, моральную поддержку.
- Профессионализм. Каждый сотрудник занимается теми обязанностями, какими должен, передавая свой опыт новым сотрудникам; самостоятельно развивается и мотивируется.
- Управление. Налаженная и структурированная деятельность руководства и сотрудников, совместная разработка новых внутрикорпоративных и бизнес целей, своевременный контроль, консультирование и наставничество, организация необходимых рабочих условий.
Корпоративная культура в каждой компании выполняет ряд определённых функций, в зависимости от целей организации. Отечественные исследователи выделяют функции корпоративной культуры в компании, определяя их как формирование: ценностей, знаний об организации, системы внутренних коммуникаций, системы внешних коммуникаций, культуры планирования и развития труда[18].
Корпоративная культура преследует своей целью единение сотрудников одной идеей общего дела и причастности, а также поддержание мотивации работающих сотрудников и формирование лояльности новых. Корпоративная культура не может быть подвержена сильному влиянию внешних факторов, но должна постоянно развиваться в соответствии с внутренними изменениями – новые сотрудники, новые стратегические цели и так далее. Поэтому компаниям необходимо использовать и совершенствовать инструменты внутрикорпоративных коммуникаций.
Таким образом, понимая под корпоративной культурой устоявшийся в компании спектр определенных ценностей, норм и правил, то, независимо от каких-либо мер, принимаемых руководством организации, она существует в каждой компании и оказывает определенное влияние на весь коллектив. Однако, без специальной поддержки в виде структурированных внутрикорпоративных коммуникаций, сложившееся устои корпоративной культуры в компании практически не поддаются каким-либо корректировкам и контролю.
Основной целью внутрикорпоративных коммуникаций в контексте корпоративной культуры является развитие и совершенствование корпоративной культуры в соответствии с внутренними изменениями. Корпоративная культура, как правило, формируется в начале существования компании и продолжает формироваться в одном направлении в период осуществления компанией своей деятельности. Текучесть кадров, смена руководства, изменение вектора стратегических целей и другие факторы оказывают определённое влияние на корпоративную культуру. Инструменты внутрикорпоративных коммуникаций применяются в компаниях с целью ее сохранения. Они позволяют управлять корпоративной культурой и контролировать ее.
Главной задачей внутрикорпоративных коммуникаций в контексте корпоративной культуры является формализация. Корпоративную культуру здесь можно рассматривать как общий статус компании, баланс между работниками и процессами, а внутренние коммуникации – как нечто, что наделяет корпоративную культуру всем необходимым. Соответственно, корпоративная культура и внутрикорпоративные коммуникации – феномены, которые напрямую связаны между собой. Внутрикорпоративные коммуникации выстраивают формальные каналы, транслирующие ценности, нормы, традиции корпоративной культуры[19].
Инструменты внутрикорпоративных коммуникаций в контексте корпоративной культуры влияют на развитие и совершенствование культуры в компании. Для новых сотрудников наличие очевидной и развитой корпоративной культуры – это всегда показатель стабильности и, соответственно, значимый плюс при принятии решения продолжать свою трудовую деятельность в компании или нет. Под воздействием корпоративной культуры – устоявшихся норм, традиций, правил, новым сотрудникам проще переносить адаптационный период, так как есть четкое понимание того, что в компании принято. В случае, если новый сотрудник полностью разделяет ценности корпоративной культуры компании, лояльность к ней формируется еще на этапе адаптации.
Именно поэтому развитие инструментов внутрикорпоративных коммуникаций в контексте корпоративной культуры необходимо, так как совокупность этих мер косвенно влияет на успешное прохождение новыми сотрудниками адаптационного периода и формированию у них лояльности к компании.