Файл: Права социального обеспечения и его источники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По нашему мнению, ведущей и основной функцией права социального обеспечения является демографическая. Ведущей она является в силу того, что существование государства напрямую зависит от народонаселения, его благосостояния, а основной потому, что обеспечение за счет общества нуждающихся граждан является прямой обязанностью государства, которое признало себя на конституционном уровне социальным (ст. 7 и 39 Конституции РФ).

Демография (от греч. δῆμος – народ) – это наука о народонаселении, о его изменениях, изучает процессы его воспроизводства, включая рождаемость, смертность, продолжительность жизни. Отсюда и демографическая политика государства призвана решать эту проблему посредством указанных выше мероприятий, которые являются лишь ее частными направлениями, лишенными качества основополагающего направления. Не является таковым и решение экономических задач: право социального обеспечения лишь косвенно, опосредованно способствует решению производственных и экономических задач, ибо приоритетным (основным) направлением регулирующего воздействия они являются для других отраслей права (гражданского, трудового, природоресурсного и ряда других).

Признание России государством социальным служит основанием для выделения социально-политической функции этой отрасли, которая была теоретически обоснована еще до принятия Конституции РФ.

Более того, значение этого направления постоянно возрастает и становится в какой-то степени своеобразным брендом общегосударственной политики, способствуя сохранению имиджа нашего государства. Суть этой функции состоит в том, что качественное социальное обеспечение гарантирует лояльность общества к государственным институтам, нормализует обстановку в общественной жизни, что, как следствие, отражается на состоянии экономики, создает стимулы для дальнейшего роста производительности труда, увеличения заработной платы, улучшения качества товаров и услуг. По образному выражению М.Л. Захарова, эта функция обеспечивает «социальный покой в обществе». Право социального обеспечения выполняет также защитную (превентивно-гарантийную) функцию. Оно с момента своего зарождения и до наших дней решает проблему борьбы с бедностью, охраняет здоровье граждан, связано с оказанием помощи семьям с детьми, способствует реализации интересов людей пожилого возраста и со стойким расстройством здоровья (инвалидов) и т.д.

Но это лишь одно и конечно же наиболее значимое направление осуществления функции защиты. Определенную роль эта функция играет и по отношению к субъектам (работникам) трудовых и служебных правоотношений, к лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию, осуществляя охрану их прав и интересов как в текущий момент, например, при наступлении временной нетрудоспособности, так и в будущем, например, при увольнении в связи с возрастом, инвалидностью, отставкой служащего[10].


Итак, в настоящее время право социального обеспечения выполняет три функции: демографическую, социально-политическую и защитную (превентивно-гарантийную).

2.2. Кодификация права социального обеспечения

Право социального обеспечения является специфической отраслью российского права, это выражается в предмете данной отрасли, который включает в себя множество правоотношений, связанных с предоставлением помощи лицам, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию, за счет средств государственных бюджетов различных уровней и средств внебюджетных фондов.

Цель данной отрасли права – определение круга лиц, имеющих право на помощь, определение формы и размеров помощи, регламентация процедур получения помощи, а также закрепление процесса защиты и восстановления нарушенных прав.

Исходя из этого, можно сказать, что ключевое свойство, которое должно быть присуще нормам права социального обеспечения, - это простота восприятия данных норм гражданами, не имеющих юридического образования.

Простота восприятия норм зависит прежде всего от источников, содержащих нормы отрасли, подотрасли или института права.

Сейчас нормы права социального обеспечения содержаться во множестве нормативно правовых актов.

Количество федеральных законов, содержащих нормы права социального обеспечения, составляет более 30 (только по пенсионным отношениям их не менее 10) нормативно правовых актов (Федеральные законы N 323-ФЗ, N 178-ФЗ,N400-ФЗ, N 167-ФЗ, N 255-ФЗ, N 166-ФЗ, N8-ФЗ и др.).

Помимо этого, нормы данной отрасли права содержаться в международных актах, подзаконных актах Российской Федерации, в законах и подзаконных актах субъектов Российской Федерации, в актах органов местного самоуправления, в локальных актах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что перечень актов, регулирующих право социального обеспечения, является обширным и зачастую, мешающим гражданам, подверженным социальным рискам, реализовать их права.

Логичным шагом в данных обстоятельствах является создание единого кодифицированного нормативно правового акта права социального обеспечения.

На наш взгляд данный акт должен иметь структуру, схожую со структурой Трудового Кодекса РФ.

Таким образом, структура кодифицированного акта права социального обеспечения должна состоять из следующих частей:


общая часть – нормы, закрепляющие общие положения права социального обеспечения;

особенная часть – нормы, регулирующие положения и содержание институтов и подотрасли (пенсионное право) права социального обеспечения;

специальная часть – нормы, регулирующие правоотношения, субъектом которых является специальный субъект (дети-инвалиды; лица, достигшие восьмидесятилетнего возраста и д.р.);

процессуальная часть –нормы, закрепляющие процедуру защиты прав граждан.

Принятие кодифицированного акта права социального обеспечения приведёт, на наш взгляд к упрощению для граждан применения норм права социального обеспечения, к упрощению дальнейшего изменения законодательства о социальном обеспечении, поскольку изменение одного кодифицированного акта исключит необходимость изменять иные акты, а также изменение всего одного акта приведёт к уменьшению вероятности возникновения коллизий, поскольку согласовать нормы одного акта проще, чем согласовывать нормы нескольких законов. Помимо этого, создание кодифицированного акта, общего для всего права социального обеспечения, может привести к ликвидации пробелов в данной отрасли права, например, не существует легально закреплённых принципов права социального обеспечения.

Помимо этого, необходимо отметить, что законодательство права социального обеспечения не имеет единства в определении ряда ключевых понятий отрасли - «пенсия», «пособие», «компенсационная выплата» и пр. Например, нормативно правовые акты, регулирующие правоотношения по отдельным видам пенсий (ФЗ-166, ФЗ-400), дают понимание именно конкретным видам пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии.

То есть, сейчас фундаментальные понятия права социального обеспечения не определены легально, что приводит к нарушению системности и единства права социального обеспечения.

Стоит отметить, что высшим по юридической силе источником права социального обеспечения в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации.

Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, что отмечает особую роль права социального обеспечения для общества и человека как отрасли права, которая регулирует правоотношения по обеспечению условий достойной жизни и свободного развития человека.

Помимо этого, стоит обратить внимание на статью 19 Конституции, которая закрепляет равенство всех членов общества, однако, фактическая реализация данной нормы говорит о дискриминации граждан по признаку их места жительства.


Например, ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" устанавливает зависимость размера выплат от прожиточного минимума для детей установленного в субъекте Российской Федерации.

Более богатые и промышленно развитые субъекты устанавливают более высокий прожиточный минимум, чем «бедные» субъекты РФ, например, в Москве прожиточный минимум на ребёнка будет составлять 15 225 рублей, тогда как в Волгоградской области —10 123 рубля.

Введение единого федерального кодифицированного акта права социального обеспечения и установление в нём минимальных гарантий для лиц, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию может сгладить данное положение.

Как указывалось выше, правовую базу права социального обеспечения сейчас составляют колоссальное количество нормативно правовых актов разных уровней.

Большое количество актов и их бессистемность приводит к тому, что фактически нормы права социального обеспечения могут устанавливаться государственными внебюджетными фондами, негосударственными пенсионными фондами, высшими судебными инстанциями, что не соответствует общим положениям теории права.

Создание кодифицированного акта и закрепление исчерпывающего перечня субъектов нормотворчества, а также их полномочий, сможет стабилизировать правовую базу права социального обеспечения и систематизировать совокупность источников отрасли.

Необходимо отметить, что сегодня роль социального обеспечения возрастает, что вызвано тяжёлой эпидемиологической ситуации и изданием государством актов, направленных на поддержку уязвимых групп граждан в условии пандемии.

Таким образом, можно сказать, что кодификация норм в сфере социального обеспечения должна являться приоритетным направлением для политики российского государства.

Однако, несмотря на то, что в научной среде не раз поднимался вопрос о создании кодифицированного акта права социального обеспечения, на сегодняшний день решение данной проблемы не входит в планы законодательной ветви власти, что приводит к снижению уровня социальной защит граждан, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию.

При этом необходимо, отметить, что создание кодифицированного акта права социального обеспечения должно заключатся не просто в объединении уже имеющихся норм в единый акт, но в устранении между ними противоречий, формировании единого понятийного аппарата права социального обеспечения, а также в устранении пробелов права социального обеспечения, необходимо указать фундаментальные нормы о целях, задачах и принципах отрасли, с учётом положений Конституции РФ, международных правовых норм и стандартов.


Кодекс права социального обеспечения должен основываться на ряде принципов, соблюдения которых обеспечит всестороннюю, четкую, полную регламентацию правоотношений социального обеспечения.

К таким принципам стоит отнести: принцип конституционности и законности, принцип демократизма, принцип объективности, принцип федерализма, принцип системности и др.

Соблюдение данных принципов обеспечит полное и всестороннее регулирование правоотношений социального обеспечения, учёт мнения граждан, учёт фактически существующих закономерностей социального обеспечения, а также реализацию положений Конституции РФ.

Необходимо отметить, что кодификация права социального обеспечения уже предпринята как в иностранных государствах, так и в субъектах Российской Федерации.

Например, главным источником социального права в Германии является Социальный кодекс. В нем содержатся основные определения и положения, которые применяются для всех областей социального обеспечения, что позволяет избегать их несоответствий. Кодекс ФРГ наиболее близок к российскому праву и может служить прообразом создания собственного единого источника.

В рамках Российской Федерации существуют кодифицированные акты права социального обеспечения в субъектах, где примером является Социальный Кодекс Белгородской области, который состоит из двух разделов.

Раздел I. Общие положения,

Раздел 2. Предоставление мер социальной защиты отдельным категориям граждан, включающий двадцать семь глав и девяносто три статьи.

Данный акт закрепляет основные положения законодательства Белгородской области о социальной защите.

Нельзя не обратить внимание на то, что предмет права социального обеспечения обширен и включает в себя множество правоотношений, поэтому стоит отметить возможность постепенного формирования кодифицированных актов отдельных институтов и подотрасли права социального обеспечения, например, в 2008 правоведами Захаровым М.Л., Тучковой Э.Г., Савостьяновой В.Б. был создан проект Пенсионного кодекса Российской Федерации.

Данная работа на сегодняшний день является не актуальной, так как положения пенсионного законодательства подверглись изменениям, однако данный проект показывает возможность составления кодифицированных актов в рамках права социального обеспечения.