Файл: Права социального обеспечения и его источники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оригинальность и самостоятельность данного метода выражается во всеобщности и объективной дифференциации данных обязательств, в законодательном установлении оснований их возникновения (юридических фактов), бесспорном исполнении перед обществом, а также в недопустимости одностороннего отказа со стороны государства в предоставлении социального обеспечения без эквивалентной замены.

Содержание данного метода можно раскрыть посредством анализа нескольких аспектов:

1) социальный аспект – отражает единые для данного общества нормативно-правовые принципы определения и признаки состояния нуждаемости, а также систему соответствующих юридических фактов и их составов, т.е. направленность правового воздействия на рассматриваемую область общественных отношений;

2) алиментарный аспект – характеризует цель правового регулирования соответствующих отношений, состоящую в предоставлении средств к жизнесуществованию и социальной адаптации нуждающегося в данной системе социально-экономических отношений в связи с нестабильностью его материального положения либо физиологического состояния, а также отражает дифференцированность приемов обеспечения;

3) обязательственный аспект – отражает формы организации и финансирования социального обеспечения, а также способы взаимодействия и взаимосвязи субъектов социально-обеспечительных отношений, закрепляет своеобразный режим существования и сочетания прав и обязанностей сторон, где отсутствует локальное регулирование и возможность изменения содержания правоотношений по соглашению сторон.

Социально-обеспечительные обязательства различны, но не многообразны, поскольку в целом находятся в зависимости от существующих форм, организационно-правовых способов социального обеспечения и видовой специфики социально-обеспечительных предоставлений.

С другой стороны, может быть также выделен способ страхования социальных рисков как правовой режим регулирования отношений возмездно-эквивалентного характера.

Следовательно, метод права социального обеспечения в настоящий период характеризуется прежде всего сохранением алиментарности, относительной стабильностью системы юридических фактов, порождающих соответствующие правоотношения, единством целей и механизмов регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.

Это также обусловлено публично-правовой природой метода, содержание которого имеет сложный системный характер, и не исключает возможности выявления иных, в том числе новых, элементов в его структуре.


1.3. Источники права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

Классификация источников права социального обеспечения:

1. По юридической силе: (Международные правовые акты; Конституция Российской Федерации, ФЗ и ФКЗ, Подзаконные акты, Конституции и уставы субъектов РФ, Законы субъектов, Постановление ВС РФ).

2.По сфере их действия:

федеральные;

региональные

местные;

локальные;

3. По органам, принявшим нормативный акт;

4. По форме акта: указы и распоряжения Президента РФ; законы; постановления и распоряжения Правительства РФ; постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

5. По правовым институтам.

6.По источникам финансирования. Конституция Российской Федерации определяет, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ в России:

1.Охраняются труд и здоровье, а также устанавливаются минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

2. Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также пожилых граждан.

3. Развивается система социальных служб.

Устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, мы сделали вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.


К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция N117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно кото-рому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.). Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация N 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и другие.

Важное место отводится Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов.

Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов.

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации).

Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

Изучив источники права социального обеспечения мы сделали вывод о том, что в настоящее время система социального обеспечения России переживает переходный период.

Новая система создается на базе утверждаемых Правительством РФ концепций и программ. Однако экономический кризис не позволяет реализовать их в полном объеме, поэтому преобразования проводятся по частям в зависимости от их важности для будущего функционирования системы в целом. Конституция РФ 1993 г. заложила основу источников социального обеспечения.


Статьи 38−41 Конституции Российской Федерации закрепляют права человека в области социального обеспечения.

2. Система права социального обеспечения

2.1. Функции и формы в праве социального обеспечения

Вопрос о функциях права социального обеспечения, поставленный в теории права социального обеспечения в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века, на сегодняшний день не потерял своей актуальности, более того, нуждается в определенном теоретическом переосмыслении.

В массиве теоретической литературы по данной проблематике выделяются работы таких известных теоретиков права, как Т.Н. Радько, В.П. Реутова, обосновавшего функциональный подход к системам права, согласно которому функция какой-либо группы норм определяет их существование как самостоятельного структурного подразделения. Очень большое значение изучению функций придавал С.С. Алексеев.

Один из первых ученых в праве социального обеспечения, поднявшим вопрос о функциях является В.Ш. Шайхатдинов. Им был обоснован системный подход к изучению функций в праве социального обеспечения, согласно которому функция понимается как проявление свойств и качеств во взаимодействии с другими объектами, т. е. при «воздействии на среду», в то же время сама отрасль права представляет собой систему, формирующую функции отрасли. При этом разграничены и на теоретическом уровне были обоснованы отличия функций социального обеспечения от функций права социального обеспечения, показана определенная зависимость функций от целей и задач[4].

На сегодняшний день при рассмотрении вопроса о функциях необходимо исходить из единства двух моментов определяющих понимание данного понятия, это – назначение права в обществе и основные направления воздействия права на общественные отношения. Также следует отметить, что в правовой теории различаются функции права и функции правовой системы, а также функции права и функции государства. Применительно к праву социального обеспечения выделяются функции отрасли права и функции социального обеспечения.

Поскольку в научной литературе функцию связывают с определенным воздействием, действием, то вполне вероятно, что природа функций права заложена в юридической обязанности, т.е. обязанности по совершению действий и достижению цели. Особенностью частноправовых отношений является то, что в данных правоотношениях обязанности устанавливаются соглашением сторон и регулируются сторонами в их интересах. Именно поэтому в частноправовых отношениях особое значение придается регуляционной функции права. Публично-правовые отношения по своей природе иные. Основу данных отношений составляют обязанности определенного субъекта, возложенные на него силой закона. Действия лица по исполнению обязанностей всегда регламентированы правом, осуществляются в рамках правоотношений, хотя содержательное наполнение обязанностей может быть разное.


Из этого следует, что в публичных отношениях регулятивный компонент не имеет принципиального значения в силу того, что публичные правоотношения не могут существовать иначе как правовые. Значение при этом имеет материальное содержание правоотношений, для права социального обеспечения это то, какие именно действия выполняет орган социального обеспечения, какие виды социальной защиты предоставляются. Следует обратить внимание, что, изначально, при определении понятия функция большинство авторов отталкиваются от понимания функции, как свойства права или проявления свойства. В дальнейшем практически все останавливаются на положении, что функции права – это основные направления воздействия права на:

а) общественные отношения,

б) на общественную жизнь.

Определение функции как направления воздействия права, безусловно, на сегодняшний день, является основным определением в теории права. Но научный анализ понятия функций требует, чтобы направление воздействия права рассматривалось именно как свойство права, а точнее проявление его сущностных свойств. Т.Н. Радько, рассматривая функции права, обращает внимание на то, что функции являются проявлением имманентных, специфических свойств права.

С.С. Алексеев связывает функции права не просто со свойствами, а с социальным назначением права.

В.Ш. Шайхатдинов при изучении функций права социального обеспечения исходит из того, что именно посредством осуществления функций выполняется роль социального обеспечения в обществе, реализуются стоящие перед ним задачи, осуществляется его влияние на различные общественные процессы. Право социального обеспечения, как, впрочем, и другие отрасли права и общая теория права, традиционно подходит к рассмотрению функций с позиции многофункциональности, и различные авторы высказываются о таких функциях как экономическая, социальная, политическая, демографическая[5].

М.В. Лушникова и А.М. Лушников, указывают, что приведенные выше функции являются, в какой-то степени, не специфичными для права социального обеспечения, они являются отражением общеправовых функций, и предлагают в качестве отраслевых функций рассматривать защитно-компенсационную и социально-адаптационную.

Достаточно развернутая система функций (с выделением подфункций) приводится в работах В.Ш. Шайхатдинова, при этом защитная и компенсационная функции выделены в качестве подфункций. С точки зрения системности и функционального анализа система может иметь самостоятельную функцию, причем эта функция не будет равняться сумме функций ее элементов если данная система является органической системой, т. е. системой, в которых между элементами существуют тесные связи, в которых составные части органически связаны между собой и отсутствие какого-либо элемента системы может привести к ее разрушению.