Файл: Права социального обеспечения и его источники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Применение на практике принципов и источников права социального обеспечения

Период конца XX - начала XXI веков можно охарактеризовать бурным развитием правотворческой деятельности во многих сферах общественной жизни, что способствовало кардинальному изменению правового регулирования в стране.

Бесспорно, всё большее значение приобретают акты кодифицированного характера, поскольку они собирают в едино нормативные положения по конкретному предмету правового регулирования. Кодексы были приняты в разнообразных сферах жизнедеятельности людей. Например, те, которые являются традиционными для правовой системы России.

К их числу можно отнести гражданский, гражданско - процессуальный, уголовный, трудовой кодексы. Кроме того, акты кодифицированного характера приняты по самым различным направлениям правовой политики государства, в частности приняты кодексы в области охраны и природопользования (земельный, лесной, водный, воздушный). В свою очередь, кодексы приняты и во внешнеэкономической деятельности (Таможенный кодекс РФ) и в ряде других сфер (бюджетный, налоговый, градостроительный).

Важно отметить, что кодифицированные акты принимаются не только на уровне федерации, но и на уровне региона, то есть на уровне субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно привести Закон Нижегородской области от 20 мая 2003 года №34 - З «Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях», принятый Законодательным Собранием Нижегородской области 24 апреля 2003 года. Принятие указанного Кодекса существенно увеличивает роль данного вида нормативных актов в механизме правового регулирования на региональном уровне.

Как правило, кодифицированные нормативно - правовые акты принимаются для регулирования областей общественной жизни, которые имеют принципиальное значение, как для самого государства, так и для общества в целом. Обычно им отдается приоритет в правоприменительной деятельности. Соответственно, может сложиться впечатление о том, что социальное обеспечение к категории приоритетных направлений государственной правовой политики не относится. Однако с этим утверждением довольно трудно согласиться, поскольку право каждого на социальное обеспечение является одним из фундаментальных прав гражданина Российской Федерации.

Следовательно, а сфера предоставления социального обеспечения, в свою очередь, представляет собой важнейшую часть государственной политики. В связи с этим возникает вопрос, по каким же причинам в государстве, которое в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает себя социальным, отсутствует специализированный кодекс, регулирующий сферу общественных отношений, которая непосредственно связана с созданием условий, обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека?


По справедливому мнению Ю.В. Васильевой, существует потребность в осмыслении проблемы необходимости и целесообразности принятия такого закона, так как отсутствие кодекса негативно отражается на качественном состоянии самого социального обеспечения, то есть на уровне оказания помощи и содержания нуждающихся категорий граждан.

По нашему мнению, для анализа данного вопроса следует определить, сможет ли сам факт принятия Социального кодекса Российской Федерации оказать существенное влияние на качественную составляющую социального обеспечения в нашей стране?

Или же напротив - не внесёт существенных и качественных изменений в эту систему, поскольку это качество зависит не столько от формы и вида нормативного правового акта, но и от норм, содержащихся в нём. Содержание акта, в свою очередь, определяется нормами права, которые должны адекватно отражать цели, задачи и функции соответствующего юридического инструментария, так же есть необходимость в отражении объективной реальности, иметь чёткую структуру и он должен быть понятен для граждан, нуждающихся в социальном обеспечении.

Представляется необходимым проанализировать опыт зарубежных стран. Соответственно, рассмотрим страны с развитыми системами социального обеспечения, в первую очередь к ним следует отнести государства Западной Европы, такие как Великобритания, Швеция, Италия и Бельгия. В указанных государствах нет

специализированных социальных кодексов, однако, данный факт не отражается на уровне обеспечения нуждающихся граждан. В настоящее время Социальный кодекс действует в Германии, и представляет собой нормативно - правовой акт, в котором отражены основные определения и положения, которые единообразно применяются во всех областях социального обеспечения. Указанные положения способствуют недопущению коллизий правовых норм, что в свою очередь способствует их эффективному применению.

Ситуация в Российской Федерации осложняется множественностью компетентных органов, уполномоченных принимать нормы, регулирующие сходные общественно - значимые отношения. Так, например, на федеральном уровне существует большое количество органов, полномочных принимать нормы, которые так или иначе регулируют социально - обеспечительные отношения, что повышает возможность появления правовых проблем, касающихся, в первую очередь, возникновения коллизий.

В большинстве случаев, это касается компетенционных взаимоотношений ключевых министерств в сфере социального обеспечения. Соответственно, существующий массив нормативно - правового материала нуждается в упорядочении, систематизации и принятие единого Социального кодекса, непосредственно может позволить решить эту давно назревшую проблему.


Важным достоинством принятия указанного акта так же будет являться упорядочение законотворческого процесса, поскольку в нормативно - правовом акте такого уровня должен содержаться раздел, определяющий виды субъектов правотворчества и их соответствующую компетенцию. Равным образом, принятие кодифицированного акта позволит вывести отношения в сфере социального обеспечения на более высокий уровень нормативно - правового регулирования, а также будет способствовать повышению значимости соответствующего юридического инструментария в общем правовом механизме, при этом даст возможность с большей наглядностью убедиться в истинных намерениях власти, её стратегии в деле обеспечения пенсионеров, малоимущих и других категорий граждан.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что необходимость в принятии Социального кодекса объективно назрела, а его отсутствие свидетельствует об определенном пробеле в законодательстве, который необходимо восполнять в ближайшее время. Как отмечает С. И. Кобзева, сегодня, как никогда, возникла настоятельная потребность в принятии кодифицированного нормативного правового акта, что явилось бы важным этапом создания единой, целостной системы источников права социального обеспечения.

Сторонники принятия Социального кодекса кроме сугубо теоретических выводов, не представили для анализа и обсуждения ни одного варианта его текста, то есть не было предложено ни одного законопроекта. Именно по данной причине соответствующие предложения лишены прикладной направленности, а значит, не могут быть реализованы законодательно.

Представляется необходимым перенять прогрессивный опыт указанных субъектов, и соответственно принять Социальный кодекс Нижегородской области.

В настоящий момент существует и альтернативное мнение по поводу правового регулирования сферы социального обеспечения. Здесь имеются ввиду так называемые рамочные законы. По мнению В.С. Аракчеева, Российская Федерация в настоящий исторический период еще не готова к принятию такого типа кодифицированного акта. Можно ли считать наиболее целесообразным и в определенной степени достаточным на данный момент разработку и принятие на федеральном уровне не кодекса, а базового закона «Об основах социального обеспечения в Российской Федерации», который был бы ориентирован на определение основных направлений государственной политики в сфере социального обеспечения, принципов, на разграничение полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями, а также на закрепление положений о формах и видах социального обеспечения, основаниях и условиях их назначения? По мнению же Е.Е. Мачульской, Кодекс Социального обеспечения нельзя заменить отдельными рамочными законами, число которых постоянно растет, но не решает проблемы в целом. Именно разработка кодекса социального обеспечения позволила бы не только упорядочить правовое регулирование и устранить противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, но и вывести на более высокий и качественный уровень содержание нормативного материала.


По нашему мнению, принимать рамочные законы не целесообразно, так как в них будут закреплены лишь общие принципы отдельных институтов, тогда как кодифицированный акт детально закрепит все процедуры, что и необходимо на современном этапе развития социально - обеспечительных отношений.

Проблема кодификации источников в праве социального обеспечения, обуславливается большим количеством противоречивых, несовершенных нормативных правовых актов, которые требуют систематизации и обновления, что вызывает трудности в поисках необходимого нормативного материала, а также и в его правильном применении. После осуществления поэтапной систематизации очевидным и правильным решением будет непосредственно принятие единого закона, своего рода кодекса, который бы упорядочил и в полной мере урегулировал все ныне существующие нормативные акты и общественные отношения, касающиеся права социального обеспечения, тем самым решив существующую на сегодняшний день проблему отсутствия единого источника.

Заключение

Подводя итоги данной научной работы, мы можем говорить о необходимости создания кодекса права социального обеспечения, который бы не только систематизировал и унифицировал уже имеющиеся положения, но и закрепил положения, которые могут ликвидировать пробелы в законодательстве социального обеспечения, при этом необходимо отметить, что в рамках процесса кодификации права социального обеспечения возможно создание кодексов отдельных институтов или подотрасли права социального обеспечения.

Исторический опыт становления и развития права социального обеспечения в России, положения действующего законодательства дают основание считать, что цель отрасли права социального обеспечения состоит в использовании правового механизма для достижения благополучного существования нуждающихся в пределах стандартов, определяемых государством от имени общества, которые обеспечивают достойный человека жизненный уровень. Этот вывод достаточно определенно находит свое подтверждение и в основополагающих актах международно-правового характера (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах)[11].

Задачи в отличие от целей права социального обеспечения менее абстрактны, что в известной степени облегчает процесс их познания. Но при этом следует иметь в виду, что в нормативных актах, принятых в последние два десятилетия, точно так же, как и при закреплении целей, отсутствуют специальные юридические нормы, в которых бы эти задачи прямо формулировались в качестве отраслевых. По этой причине ответ на вопрос о задачах следует искать в действующем законодательстве, исследуя весь механизм правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Современное социально-обеспечительное законодательство не только не содержит общеотраслевых задач, но объективно не может их содержать в силу слабой систематизации. В связи с этим достижение общей цели этой отрасли осуществляется исключительно посредством решения задач, свойственных отдельным структурным элементам права социального обеспечения. Более того, центробежона приводит пример целей пособия по беременности и родам. Однако, по нашему мнению, данный вид пособия объективно не в состоянии выполнить цель выравнивания жизненного уровня беременной женщины с другими женщинами России хотя бы потому, что оно исчисляется из средней заработной платы, которая, как известно, различна. Это пособие преследует цель оказания помощи беременной женщине и семье в соответствующей ситуации. При этом пособие у женщины с низкооплачиваемой работой не в состоянии выровнять ее жизненный уровень с женщиной, труд которой оценивается высоко.


Список используемой литературы


Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). М., 2016.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. // СЗ РФ.1996. № 5. Ст. 410.
  4. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824. 164
  5. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  6. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
  7. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.
  8. Федерального закона от 12 января 1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ.1996. № 3. Ст. 148.
  9. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.
  10. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
  11. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4920.
  12. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
  13. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 1943.
  14. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 52. Ст. 7007.

Научная литература:

  1. Александров Н. Г. Общая теория советского права: учебное пособие. М., 1966. С. 134.
  2. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. С. 102.
  3. Байматов, П. Н. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: модели реализации / Павел Николаевич Байматов // Государство и право. – 2015. – № 3. – С. 111-115
  4. Благодир, А. Л. К вопросу о системе и структуре регионального законодательства в сфере социального обеспечения / А. Л. Благодир // Законодательство. – 2016. – № 8. – С. 61-7
  5. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник для студентов образовательных учреждений СПО, обучающихся по специальности 030504 (0202) "Право и организация социального обеспечения" / В. П. Галаганов. – Москва : КноРус, 2016. – 151, [1] с.
  6. Галаганов В. П. Право социального обеспечения : учебник для использования в учебном процессе образоват. учреждений, реализующих программы сред. проф. образования / В.П. Галаганов. – Москва : КноРус, 2015. – 511, [1] с.
  7. Горшков А. В. Право социального обеспечения : учебное пособие / А. В. Горшков. – 2-е изд., стер.. – Москва : Омега-Л, 2015. – 178, [1] с.
  8. Гусов К.Н. «Право социального обеспечения», М.: Проспект, 2014 г.
  9. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: краткий курс лекций / Г.Д. Долженкова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – Москва : Юрайт, 2015. – 148, [1] с.
  10. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения. М., 2014. С. 119–125.
  11. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1998. С. 237.
  12. Малеин Н. С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 2014. № 6. С. 12–18.
  13. Марченко М. Н. Общая теория государства и права: академический курс. Теория права. М., 2017. Т. 2. С. 23;
  14. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений / Е. Е. Мачульская. – 2-е изд., перераб. и доп.. – Москва : Юрайт, 2014. – 575 с.
  15. Мачульская, Е. Е. Современные представления о предмете права социального обеспечения / Е. Е. Мачульская // Вестник Московского университета Право. – Сер.11. 2013. – N 6. – С. 47 - 55
  16. Лукашева Е. А. Принципы социалистического права // Советское государство и право. 1970. № 6. С. 22–23.
  17. Николаева Е. Ю. Право социального обеспечения : учебное пособие / Е.Ю. Николаева. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2014. – 63, [1] с.
  18. Право социального обеспечения России : учебник : для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 521400 "Юриспруденция" и специальности 021100 "Юриспруденция" / [М. О. Буянова, д.ю.н., проф.. и др.] ; под ред. д.ю.н., проф., засл. деятеля науки РФ, акад. РАСН К. Н. Гусова. – Изд. 4-е, перераб. и доп.. – Москва : Проспект, 2011. – 635 с.
  19. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения : учебник : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям / Г. В. Сулейманова. – Москва : Юрайт, 2015. – 559 с. 
  20. Усс А. В., Толоконский В. А., Иванков В. И., Лисица В. Н. Социальный кодекс РФ: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении. Новосибирск, 2014. С. 22–23.
  21. Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2013. С. 51.
  22. Шарин В. «Социальное обеспечение» – понятие, требующее уточнения // Социальное обеспечение. 2015. № 6. С. 37.
  23. Шафикова Г. Х., Сагандыков М. С. Конституционные принципы регулирования труда в Российской Федерации. Челябинск, 2014. С. 22.
  24. Андриченко Л. В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. – 2016. – № 9. – С. 5-17
  25. Акимова Ю. А. Социальная функция государства и принцип равенства в решениях Конституционного суда РФ // Современное право. – 2015. – № 12. – С. 24-32
  26. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для использования в учебном процессе образоват. учреждений, реализующих программы сред. проф. образования. - Москва : КноРус, 2011. - 511, с.
  27. Григорьева И.В. Теория государства и права. Учебник./И.В. Григорьева – М.: Юрист, 2015.–304 с.
  28. Графский В. Г. Основные концепции права и государства в современной России: аспекты исследования проблемы / В. Г. Графский //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. N 1 (30). 2013. С. 115-125
  29. Демидов Н. В. Трудовое право России: системные проблемы истории и современности // Журнал российского права. – 2015. – № 11. – С. 106-113
  30. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник для вузов по спец."Юриспруденция". - М. : БЕК, 2011. – С. 542
  31. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2011. С. 77
  32. Матузов Н. И. Правовые отношения // Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2014.
  33. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений./Н.И. Матузов – М.: Юрист, 2014 – 512 с.
  34. Миронова Т. К. Социальные права и их роль в обеспечении социальной защищенности человека // Закон. – 2015. – № 10. – С. 119 – 122
  35. Мидонова Е. А. Формы защиты интересов в праве социального обеспечения // Трудовое право. – 2015. – № 8. – С. 59-63
  36. Миронова Т. К. К вопросу об определении понятия "социальная защита" (правовой аспект) // Трудовое право. – 2014. – № 3. – С. 7-11
  37. Михеев Е. Основные проблемы и способы реализации источников трудового права // Вопросы социального обеспечения. – 2015. – № 18 – С. 18-19
  38. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. М.: Эксмо, 2017. 384 с.
  39. Муромцев Г. И. Правовые отношения // Проблемы общей теории государства и права: Учебник / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2014. С. 166
  40. Нелюбина Е. В. Гарантии и защита социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Государство и право. – 2016. – № 5. – С. 98-102
  41. Низова Л. М. Институциональные основы социального страхования // Страховое дело. – 2013. – № 12. – С. 21-27
  42. Никонов Д.А. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. - М. : НОРМА, 2015. – С. 558