Файл: Инвестиции способствуют экономическому росту, обеспечивают благоприятный финансовый климат страны, являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров, работ и услуг.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 331
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 привлекательность; 3) риски при инвестировании. Особенности каждого блока представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные факторы, оцениваемые потенциальным инвестором
Экономическая привлекательность
Правовая привлекательность
Риски при инвестировании
Представляет собой оценку возможностей получения выгоды инвестором при инвестировании в страну.
Потенциальная выгода инве-
Раскрывает, насколько просто осуществить вложения в экономику страны, а также какие при этом необходимо
Данный блок введен потому, что оценка инвестиционной привлекательности страны будет неполной без определения потенциальных рисков инве-
Продолжение таблицы 2 стора зависит от общего состояния экономики, размера внутреннего рынка, квалификации и стоимости рабочей силы, развитости инфраструктуры и других факторов.
понести затраты денежных средств и времени. сторов, поскольку ни одна успешно развивающаяся компания в наши дни не обходится без оценки и управления рисками. Риски инвестиционного проекта могут иметь разную природу: политическую, экономическую, культурную.
Источник: Капустина Л.М., Портнов Н.А. Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности страны для иностранных компаний, 2014
Учитывая свойства, которыми должна обладать эффективная методика по оценке инвестиционной привлекательности, а также приняв во внимание позиции, рассматриваемые потенциальным инвестором необходимо проанализировать подходы, раскрываемые в статье Чуриловой Е.Е. и
Овчинни-ковой О.П. «Методы оценки инвестиционного климата региона».
19
Первый подход определяет инвестиционную привлекательность как совокупность общественно-политических, природно-хозяйственных и психологических характеристик. В данном направлении методика оценки осуществляется с использованием интегрального показателя надежности инвестиционного климата, для оценки которого формируется определенная совокупность частных показателей. Интегральный показатель оценки
19
Чурилова Е.Е., Овчинникова О.П. Методы оценки инвестиционного климата региона // Экономические науки. – 2014. - №9. – С.94-99.
23 состояния инвестиционного климата рассчитывается как средневзвешенная арифметическая величина значений частных показателей:
,
(1) где
ИК
—
Интегральный показатель оценки состояния инвестиционного климата;
К1, К2, … Кn — частные показатели, а именно: финансовые, экономические, политические; l1, l2 , … ln – веса частных показателей.
Значение параметра К находится в интервале от 0 до 10. Чем выше значение интегрального показателя надежности инвестиционного климата, тем более благоприятным климатом обладает регион. Данная методика имеет свои недостатки, заключающиеся в размытости оценки составляющих показателей и неоднозначности оцениваемых характеристик.
Следующий подход раскрывает методику модель оценки инвестиционной привлекательности, включающая экономическую и рисковую составляющие:
,
(2) где ИП – показатель инвестиционной привлекательности региона, в долях единицы;
ЭО – экономическая составляющая, в долях единицы;
РВ – рисковая составляющая, в долях единицы.
Экономическая составляющая представляет отношение прибыли от инвестиций к вложенным средствам:
(3) где ВРП – валовой региональный продукт,
24
Д – дефицит бюджета, в долях единицы (отношение дефицита госбюджета к
ВРП);
Т – средняя ставка налогообложения;
И – объем инвестиций.
Рисковая составляющая необходима для оценки уровня совокупного риска, рассчитывается по следующей формуле:
,
(4) где n – число показателей; p
i
– характеристика показателя; j
i
– вес показателя.
Рассмотрим комплексную методику оценки, учитывающую территориальные факторы и отраслевые условия развития регионов. В основе методики лежит расчет сводного интегрального показателя инвестиционной привлекательности, который формируется под влиянием множества частных факторов, измеряемых соответствующими показателями.
Расчет итогового показателя инвестиционной привлекательности региона производится по формуле:
,
(5) где
ИПкj
– комплексный показатель инвестиционной привлекательности j-го региона;
ИПmj — показатель инвестиционной привлекательности территории j-го региона;
ИПоj — показатель инвестиционной привлекательности отрасли j-го региона;
Х, Y — веса каждого показателя инвестиционной привлекательности.
25
Для оценки инвестиционной привлекательности региона с позиций территории или отрасли используется модель, включающая две составляющие: а) экономическую отдачу (оценивает уровень доходности инвестируемых средств); б) рискованность вложений (оценивает степень риска, связанного с рассматриваемым уровнем региона (территории или отрасли) – формула 2.
Так как экономическая отдача является величиной общей по всем предприятиям региона, можно сделать вывод, что экономическая отдача характеризует эффективность функционирования региона в целом, соответственно, учитывая формулу 2, преобразуем формулу расчета итогового показателя инвестиционной привлекательности региона (5) в следующий вид:
,
(6) где
ИПкj
– комплексный показатель инвестиционной привлекательности j-го региона, в долях единицы;
ЭОрj – показатель экономической отдачи региона, в долях единицы;
РВmj, оj – показатель, определяющий уровень рискованности вложений в j- ый регион, территориальный и отраслевой соответственно, в долях единицы.
Из всего многообразия показателей, определяющих инвестиционную привлекательность региона, были отобраны показатели, в наибольшей степени соответствующие требованиям комплексной оценки. Данные показатели включаются в состав факторов инвестиционной привлекательности, отражающих все стороны инвестиционного процесса.
Совокупность сформированных показателей затрагивает внешние и внутренние факторы функционирования регионов как экономических систем и объектов инвестирования. К числу факторов инвестиционной привлекательности регионов относятся политический, социальный, экономический, экологический, инфраструктурный, законодательный,
26 криминальный, инновационный, производственный, трудовой, финансовый, инвестиционный и ресурсно-сырьевой.
Таким образом, предлагаемые методики оценки инвестиционной привлекательности регионов позволяет увязать полученные значения комплексного показателя инвестиционной привлекательности с финансовыми расчетами инвесторов, а также охарактеризовать доходность вложенных средств с учетом вероятных потерь.
Проанализировав основные методики оценки инвестиционной привлекательности территории, можно сделать вывод, что данная оценка играет важную роль. Она помогает выявить и обосновать показатели, влияющие на инвестиционную привлекательность, указывает на наиболее интересные для инвесторов регионы, а также позволяет региональным и федеральным властям выявить основные экономические проблемы региона и разработать необходимую инвестиционную и инновационную политику.
1.3. Государственное регулирование механизмов
привлечения иностранных инвестиций
Учитывая активную деятельность по привлечению иностранного капитала, очевидно, что его свободное, неконтролируемое движение способно серьезно дестабилизировать финансовую систему практически любого государства. Следовательно, необходимость разного подхода к регулированию процессов привлечения иностранных инвестиций играет существенную роль. Правильная государственная политика в области регулирования иностранных инвестиций призвана оградить от возникающих проблем, в связи с чем положительный эффект от привлечения иностранного капитала будет доминировать.
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционную деятельность в любом государстве, является существующая система
27 законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений иностранных инвесторов как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений.
Под системой государственного финансового регулирования понимается совокупность методов и инструментов воздействия на финансовую деятельность иностранных инвесторов, осуществляемых по направлениям, достигаемого за счет эффективного использования субъектами системы комплекса методов и инструментов государственного регулирования и стимулирования в рамках определенных сфер, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и использование в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития экономики страны.
20
Цель государственного регулирования заключается в создании благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности с помощью определенных форм и методов, а также в обеспечении защиты прав субъектов инвестиционной деятельности.
Комплексное изучение системы государственного финансового регулирования иностранных инвестиций возможно через сферы его реализации. К таковым относятся бюджетная, социальная, налоговая, таможенная, внешнеэкономическая сфера и сфера финансового рынка.
Вопросы регулирования иностранных инвестиций, рассматриваемые в рамках определенной сферы, находятся под контролем органов исполнительной власти.
В работе Копосовой А.С. на соискание ученой степени «Развитие системы государственного финансового регулирования иностранных инвестиций в России» представлена схема, раскрывающая субъектов
20
Копосова А.С. Совершенствование инструментов государственного финансового регулирования иностранных инвестиций в современных экономических условиях // УЭкС. - 2013. - №12. – С. 18.
28 системы государственного и финансового регулирования и направления их деятельности (Приложение 4).
21
Основным органом исполнительной власти, регулирующим вопросы инвестиционной политики, практически во всех сферах - является
Правительство РФ.
В бюджетной сфере основными регулирующими органами также являются
Министерство экономического развития,
Федеральная антимонопольная служба, Министерство регионального развития.
Вопросы внешнеэкономического развития находятся в ведении, прежде всего, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы РФ.
Социальную сферу регулируют Федеральная служба по труду и занятости и Министерство финансов Российской Федерации. Министерство финансов РФ также разрабатывает и представляет к утверждению нормативные акты в области налогообложения, а также контролирует выполнение налогоплательщиком своих обязанностей по исчислению и уплаты налогов и сборов.
Регулирование иностранных инвестиций на финансовом рынке представлено следующими органами исполнительной власти – ФАС РФ,
Федеральная служба по финансовым рынкам и Центральный банк РФ.
Федеральная таможенная служба отвечает за регулирование поступающих на территорию иностранных вложений в виде оборудования и иных реальных иностранных инвестиций.
В соответствии с законодательством государственное регулирование инвестиционной деятельности иностранных инвесторов осуществляется на следующей основе:
1) создание благоприятных условий путем:
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
21
Копосова А.С. Развитие системы государственного финансового регулирования иностранных инвестиций в России / Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М. – 2014.
29
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов и др.;
2) прямое участие государства путем:
- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых
Российской
Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
- ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период,
- размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов;
- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
3) установление обязательных требований к деятельности на рынке
ценных
бумаг
- эмитентов, профессиональных участников, саморегулируемых организаций;
4) разработка мероприятий в области налоговой и кредитной политики.
30
Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в
Российской Федерации составляет система действующих (т.е. принятых в установленном порядке и вступивших в силу) законодательных и подзаконных актов. Система нормативного регулирования деятельности иностранных инвесторов представлена на рисунке 1.
1 2 3 4 5 6 7 8 9