Файл: Инвестиции способствуют экономическому росту, обеспечивают благоприятный финансовый климат страны, являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров, работ и услуг.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 338
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституция Российской федерации
Инвестиционная деятельность базируется на конституционно-правовых основах, вытекающих из положений (ст. ст. 8,34,35,46,71, 72,74,114).
Комплексные законодательные акты, комплексно регулирующие отношения в отдельных
сферах экономики и отраслях законодательства:
Гражданский кодекс РФ, система актов налогового законодательства, Таможенный кодекс
Таможенного Союза, Федеральные законы от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности", от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ
"О соглашениях о разделе продукции" (ред. от 19 июля 2011 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N
2395-1 "О недрах" (ред. от 7 мая 2013 г.) и др.
Предметные или рамочные законодательные акты, специально ориентированные на
регламентацию правового режима инвестиционного деятельности:
федеральные законы от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации", от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ (ред. от 16 ноября 2011 г.) "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства",
Правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и ведомственные нормативные акты, регламентирующие отдельные вопросы правового режима и порядка деятельности иностранных инвесторов в России.
Рис. 1. Система нормативно-правового регулирования деятельности иностранных инвесторов
22
Одним из важнейших законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции является ФЗ от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
В законе определяется особое положение иностранных инвесторов, ограниченное по видам деятельности, и предусмотрены варианты изъятия инвестированного капитала в описанных законодательством ситуациях.
Кроме ограничительных положений данный закон содержит ряд статей по предоставлению гарантий иностранным инвесторам, раскрывает особенности правового режима деятельности иностранных инвесторов, определяет льготы, предоставляемые для иностранных инвесторов, и непосредственно
22
Разработан автором на основе анализа статей, посвященных вопросам нормативного регулирования вопросов инвестирования
31 регулирует вопросы создания и ликвидации как совместных предприятий, так и полностью принадлежащих иностранным гражданам.
23
Вторым по значимости нормативным документом в сфере регулирования деятельности иностранных инвесторов является федеральный закон от 29.04.2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», в котором прописаны условия и порядок согласования сделок по вложению иностранного капитала в стратегические отрасли Российской Федерации.
24
В современной экономической ситуации новые тенденции процесса инвестирования находят отражение в Постановлении Правительства РФ от
24.12.2013 г. №1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых
(оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
25
Государство в лице своих региональных и местных органов власти вправе привлекать иностранные инвестиции посредством заключения концессионных соглашений. Данные операции регулируются Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. №115-ФЗ, а также региональным законодательством и разработанными для определенных отраслей типовыми концессионными соглашениями.
23
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
[Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru
(дата обращения 20.03.2017)
24
Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ (ред. от 16 ноября 2011 г.) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система
«Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2017)
25
Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 г. №1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2017)
32
Таким образом, внутригосударственный уровень, как видно из проведенного анализа, представлен не только документами, непосредственно регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации, но и Федеральными законами и другими нормативными актами, которые необходимо соблюдать иностранному инвестору при осуществлении деятельности на территории РФ.
Однако для оценки состояния регулирования иностранных инвестиций с законодательной точки зрения рассмотрение одного внутригосударственного уровня недостаточно.
Увеличение объема поступающих иностранных инвестиций возможно только в случае синергии собственного правового опыта в области иностранного инвестирования и международного инвестиционного права.
Помимо национального законодательства иностранному инвестору необходимо принимать во внимание и международные нормативные акты.
Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций имеет 2 конвенции, представляющие наибольшую ценность для инвесторов в
Российской Федерации. Это Сеульская (МИГА) и Вашингтонская конвенции.
Первая была подписана и ратифицирована РФ еще в 1992 году, а вторая, хоть и подписана представителями России, но до сих пор не ратифицирована.
26
Вашингтонская конвенция, цель которой - международная защита иностранных инвестиций, направлена на регулирование отношений страны- реципиента (государство, законодательство которого регулирует процессы инвестирования) и частных инвесторов. Согласно этому документу, предусмотрено, что судебные разбирательства по таким делам происходят не в законодательном поле страны или в национальных судебных учреждениях, а подчиняются специально сформированному для таких целей органу, которым управляет МБРР (Международный банк реконструкции и развития).
26
Копосова А.С. Совершенствование инструментов государственного финансового регулирования иностранных инвестиций в современных экономических условиях // УЭкС. - 2013. - №12.
33
Сеульская конвенциянаправлена на защиту иностранных инвестиций от потенциальных рисков некоммерческого характера. В ее рамках сформирована международная организация, обеспечивающая страхование рисков иностранных инвестиций (Международное агентство гарантии инвестиций, МАГИ). Предоставление таких гарантий возможно в случае обоснованности иностранных инвестиций с предоставлением соответствующих доказательств. МАГИ может гарантировать покрытие таких рисков, как общественные беспорядки, военные операции, государственные экспроприации и т.д.
Кроме этих основных актов существует много других договоров между правительствами России и других государств, цель которых заключается в двухстороннем управлении иностранными инвестициями.
При соблюдении трех основных принципов правового регулирования иностранных инвестиций
27
в определенной степени будет достигнут баланс в регулировании процессов привлечения иностранных инвестиций:
1) Инвестиции регулируются как на федеральном уровне, так и на региональном уровне;
2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам;
3)
Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.
Помимо указанных выше принципов, для потенциальных иностранных инвесторов с политической точки зрения при выборе объекта инвестирования особую роль играют следующие факторы:
28
– политика государства в отношении иностранных инвестиций;
27
Бутузова А.С., Афанасьева Е.В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Молодой ученый. – 2015. - №8. - С. 711.
28
Козлова А.Ю., Слатвицкая И.И. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России в условиях импортозамещения. // Экономика и социум. – 2016. - №12.
34
– вероятность национализации иностранного капитала;
– участие страны в системах международных договоров и союзов;
– выполнение различных международных законов;
– степень государственного регулирования.
Подводя итоги по основным аспектам государственного регулирования инвестиционной деятельности, отметим, что правовое регулирование инвестиционной деятельности в
Российской
Федерации требует комплексного решения следующих проблем:
- функции регулирования инвестиционной деятельности, в целом, осуществляют различные государственные органы, проявляя при этом разрозненность действий. С целью упорядочения полномочий органов государственной власти, исключения их дублирования в области инвестиционной деятельности представляется целесообразным сформировать специально уполномоченный орган, наделенный контрольными полномочиями в исследуемой сфере;
- необходима поддержка по предоставлению финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных российских территорий, отраслей, производств. Таким образом, можно привлечь частный капитал в экономику государства, создать здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг и тем самым повысить их качество;
- совершенствование процесса налогообложения и налогового администрирования. В частности, расширение применяемых льгот при исчислении налогов, понижение налоговых ставок в приоритетных для государства отраслях, возможность учитывать расходы, направленные на благотворительность, для целей налогообложения прибыли;
- ФЗ 160-ФЗ не регулирует отношения в банковской и страховой отрасли экономики, а также отношений, связанных с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, необходимо внести корректировки в закон, либо раскрыть соответствующие аспекты в законах для соответствующих сфер деятельности;
35
- необходимо разработать мероприятия, способствующие снижению высокого уровня бюрократизма;
- в виду нахождения Российской Федерации в различных международных союзах и организациях, необходимо способствовать развитию более эффективной системы использования международных норм.
Политику в области сближения норм международного и национального законодательного регулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо проводить, так как членство в различных союзах и организациях способствует для России увеличению рынка как торгового, так и финансового, что, в свою очередь, ведет к увеличению притока поступающих иностранных инвестиций.
Таким образом, решение вышеуказанных задач позволит сформировать общий положительный инвестиционный климат для стратегических инвесторов и тем самым привлечь иностранные инвестиции. При этом необходимо, помнить, что стратегия привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику должна исходить из баланса между открытостью экономики и разумным протекционизмом и основываться, в первую очередь, на обеспечении национальных интересов, что подразумевает реализацию государством своей безопасности и потребностей своего развития.
36
2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В ЭКОНОМИКУ РОССИИ В УСЛОВИЯХ
МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
2.1. Оценка состояния инвестиционного климата в России
Благоприятный инвестиционный климат играет важную роль в процессе привлечения инвестиций и способствует структурной перестройке экономики, внедрению инновационных разработок, усовершенствованию и обновлению основных фондов предприятий, улучшению жизненного уровня населения и быстрого экономического роста государства.
Понятие инвестиционного климата по-разному трактуется в научной и учебной литературе. Одни авторы представляет инвестиционный климат как обобщенную характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, корпорации) Или, другими словами «инвестиционный климат – сложная социально-экономическая и политическая система, создающая условия для эффективной инвестиционной и инновационной деятельности в стране или регионе».
29
По определению рейтингового агентства «Эксперт-РА», понятие
«инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль).
30
На наш взгляд, понятия «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность» взаимоувязаны, но не отождествлены. Инвестиционный
29
Бочаров В.В. Инвестиции: учебник для вузов / В. В. Бочаров. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2014. – С.138.
30
Исследование инвестиционного климата регионов России [Электронный ресурс] / Рейтинговое агентство
«Эксперт РА». URL: http://www.raexpert.ru/researches/regions/investclimate (дата обращения 24.04.2017).
37 климат выступает фундаментом, и от того, каков он, зависит, привлекательна ли территория для инвестора, а, значит, именно инвестиционный климат раскрывает инвестиционную привлекательность страны (региона, отрасли).
Если мера привлекательности высокая и инвесторы заинтересованы в инвестиционном процессе, то это проявиться и в степени инвестиционной активности.
К ключевым факторам, которые формируют инвестиционный климат страны можно отнести:
31
- макроэкономическая сбалансированность
(федеральный, региональный бюджеты, монетарная и фискальная политика), показатели и прогноз инфляции;
- наличие и запасы природных ресурсов, насколько возможен доступ к ним, степень монополизации;
- наличие и степень доступности объектов инфраструктуры (автодороги, железные дороги, авиалинии, средства коммуникации);
- территориальное распределение рабочей силы и ее квалификация;
- барьеры входа на рынок, уровень конкуренции, уровень преступности и коррупции.
При анализе инвестиционного климата стран используются разные методики, которые включают в себя исследование таких факторов как:
32
- стоимость капитала и связанный с этим курс национальной валюты;
- уровень налогообложения, понятность и предсказуемость всей налоговой системы;
- общий объем иностранных инвестиций, так же как и внутренняя инвестиционная активность, уровень оттока (притока) капитала из страны;
31
Кравец. А.В. Экономический рост и формирование инвестиционного климата региона: проблемы и перспективы // Интерактивная наука. – 2016. - №1. - С. 127.
32
Инвестиционный климат – выбор между оптимизмом и осторожностью [Электронный ресурс] /
Образовательный портал Бизнес и свобода URL: http://tv-bis.ru/planirovanie-investtsiy/577-investitsionnyiy- klimat-rossii.html (дата обращения 24.04.2017).
Инвестиционная деятельность базируется на конституционно-правовых основах, вытекающих из положений (ст. ст. 8,34,35,46,71, 72,74,114).
Комплексные законодательные акты, комплексно регулирующие отношения в отдельных
сферах экономики и отраслях законодательства:
Гражданский кодекс РФ, система актов налогового законодательства, Таможенный кодекс
Таможенного Союза, Федеральные законы от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности", от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ
"О соглашениях о разделе продукции" (ред. от 19 июля 2011 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N
2395-1 "О недрах" (ред. от 7 мая 2013 г.) и др.
Предметные или рамочные законодательные акты, специально ориентированные на
регламентацию правового режима инвестиционного деятельности:
федеральные законы от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации", от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ (ред. от 16 ноября 2011 г.) "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства",
Правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и ведомственные нормативные акты, регламентирующие отдельные вопросы правового режима и порядка деятельности иностранных инвесторов в России.
Рис. 1. Система нормативно-правового регулирования деятельности иностранных инвесторов
22
Одним из важнейших законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции является ФЗ от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
В законе определяется особое положение иностранных инвесторов, ограниченное по видам деятельности, и предусмотрены варианты изъятия инвестированного капитала в описанных законодательством ситуациях.
Кроме ограничительных положений данный закон содержит ряд статей по предоставлению гарантий иностранным инвесторам, раскрывает особенности правового режима деятельности иностранных инвесторов, определяет льготы, предоставляемые для иностранных инвесторов, и непосредственно
22
Разработан автором на основе анализа статей, посвященных вопросам нормативного регулирования вопросов инвестирования
31 регулирует вопросы создания и ликвидации как совместных предприятий, так и полностью принадлежащих иностранным гражданам.
23
Вторым по значимости нормативным документом в сфере регулирования деятельности иностранных инвесторов является федеральный закон от 29.04.2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», в котором прописаны условия и порядок согласования сделок по вложению иностранного капитала в стратегические отрасли Российской Федерации.
24
В современной экономической ситуации новые тенденции процесса инвестирования находят отражение в Постановлении Правительства РФ от
24.12.2013 г. №1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых
(оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
25
Государство в лице своих региональных и местных органов власти вправе привлекать иностранные инвестиции посредством заключения концессионных соглашений. Данные операции регулируются Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. №115-ФЗ, а также региональным законодательством и разработанными для определенных отраслей типовыми концессионными соглашениями.
23
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
[Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru
(дата обращения 20.03.2017)
24
Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ (ред. от 16 ноября 2011 г.) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система
«Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2017)
25
Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 г. №1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2017)
32
Таким образом, внутригосударственный уровень, как видно из проведенного анализа, представлен не только документами, непосредственно регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации, но и Федеральными законами и другими нормативными актами, которые необходимо соблюдать иностранному инвестору при осуществлении деятельности на территории РФ.
Однако для оценки состояния регулирования иностранных инвестиций с законодательной точки зрения рассмотрение одного внутригосударственного уровня недостаточно.
Увеличение объема поступающих иностранных инвестиций возможно только в случае синергии собственного правового опыта в области иностранного инвестирования и международного инвестиционного права.
Помимо национального законодательства иностранному инвестору необходимо принимать во внимание и международные нормативные акты.
Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций имеет 2 конвенции, представляющие наибольшую ценность для инвесторов в
Российской Федерации. Это Сеульская (МИГА) и Вашингтонская конвенции.
Первая была подписана и ратифицирована РФ еще в 1992 году, а вторая, хоть и подписана представителями России, но до сих пор не ратифицирована.
26
Вашингтонская конвенция, цель которой - международная защита иностранных инвестиций, направлена на регулирование отношений страны- реципиента (государство, законодательство которого регулирует процессы инвестирования) и частных инвесторов. Согласно этому документу, предусмотрено, что судебные разбирательства по таким делам происходят не в законодательном поле страны или в национальных судебных учреждениях, а подчиняются специально сформированному для таких целей органу, которым управляет МБРР (Международный банк реконструкции и развития).
26
Копосова А.С. Совершенствование инструментов государственного финансового регулирования иностранных инвестиций в современных экономических условиях // УЭкС. - 2013. - №12.
33
Сеульская конвенциянаправлена на защиту иностранных инвестиций от потенциальных рисков некоммерческого характера. В ее рамках сформирована международная организация, обеспечивающая страхование рисков иностранных инвестиций (Международное агентство гарантии инвестиций, МАГИ). Предоставление таких гарантий возможно в случае обоснованности иностранных инвестиций с предоставлением соответствующих доказательств. МАГИ может гарантировать покрытие таких рисков, как общественные беспорядки, военные операции, государственные экспроприации и т.д.
Кроме этих основных актов существует много других договоров между правительствами России и других государств, цель которых заключается в двухстороннем управлении иностранными инвестициями.
При соблюдении трех основных принципов правового регулирования иностранных инвестиций
27
в определенной степени будет достигнут баланс в регулировании процессов привлечения иностранных инвестиций:
1) Инвестиции регулируются как на федеральном уровне, так и на региональном уровне;
2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам;
3)
Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.
Помимо указанных выше принципов, для потенциальных иностранных инвесторов с политической точки зрения при выборе объекта инвестирования особую роль играют следующие факторы:
28
– политика государства в отношении иностранных инвестиций;
27
Бутузова А.С., Афанасьева Е.В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Молодой ученый. – 2015. - №8. - С. 711.
28
Козлова А.Ю., Слатвицкая И.И. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России в условиях импортозамещения. // Экономика и социум. – 2016. - №12.
34
– вероятность национализации иностранного капитала;
– участие страны в системах международных договоров и союзов;
– выполнение различных международных законов;
– степень государственного регулирования.
Подводя итоги по основным аспектам государственного регулирования инвестиционной деятельности, отметим, что правовое регулирование инвестиционной деятельности в
Российской
Федерации требует комплексного решения следующих проблем:
- функции регулирования инвестиционной деятельности, в целом, осуществляют различные государственные органы, проявляя при этом разрозненность действий. С целью упорядочения полномочий органов государственной власти, исключения их дублирования в области инвестиционной деятельности представляется целесообразным сформировать специально уполномоченный орган, наделенный контрольными полномочиями в исследуемой сфере;
- необходима поддержка по предоставлению финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных российских территорий, отраслей, производств. Таким образом, можно привлечь частный капитал в экономику государства, создать здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг и тем самым повысить их качество;
- совершенствование процесса налогообложения и налогового администрирования. В частности, расширение применяемых льгот при исчислении налогов, понижение налоговых ставок в приоритетных для государства отраслях, возможность учитывать расходы, направленные на благотворительность, для целей налогообложения прибыли;
- ФЗ 160-ФЗ не регулирует отношения в банковской и страховой отрасли экономики, а также отношений, связанных с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, необходимо внести корректировки в закон, либо раскрыть соответствующие аспекты в законах для соответствующих сфер деятельности;
35
- необходимо разработать мероприятия, способствующие снижению высокого уровня бюрократизма;
- в виду нахождения Российской Федерации в различных международных союзах и организациях, необходимо способствовать развитию более эффективной системы использования международных норм.
Политику в области сближения норм международного и национального законодательного регулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо проводить, так как членство в различных союзах и организациях способствует для России увеличению рынка как торгового, так и финансового, что, в свою очередь, ведет к увеличению притока поступающих иностранных инвестиций.
Таким образом, решение вышеуказанных задач позволит сформировать общий положительный инвестиционный климат для стратегических инвесторов и тем самым привлечь иностранные инвестиции. При этом необходимо, помнить, что стратегия привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику должна исходить из баланса между открытостью экономики и разумным протекционизмом и основываться, в первую очередь, на обеспечении национальных интересов, что подразумевает реализацию государством своей безопасности и потребностей своего развития.
36
2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В ЭКОНОМИКУ РОССИИ В УСЛОВИЯХ
МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
2.1. Оценка состояния инвестиционного климата в России
Благоприятный инвестиционный климат играет важную роль в процессе привлечения инвестиций и способствует структурной перестройке экономики, внедрению инновационных разработок, усовершенствованию и обновлению основных фондов предприятий, улучшению жизненного уровня населения и быстрого экономического роста государства.
Понятие инвестиционного климата по-разному трактуется в научной и учебной литературе. Одни авторы представляет инвестиционный климат как обобщенную характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, корпорации) Или, другими словами «инвестиционный климат – сложная социально-экономическая и политическая система, создающая условия для эффективной инвестиционной и инновационной деятельности в стране или регионе».
29
По определению рейтингового агентства «Эксперт-РА», понятие
«инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль).
30
На наш взгляд, понятия «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность» взаимоувязаны, но не отождествлены. Инвестиционный
29
Бочаров В.В. Инвестиции: учебник для вузов / В. В. Бочаров. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2014. – С.138.
30
Исследование инвестиционного климата регионов России [Электронный ресурс] / Рейтинговое агентство
«Эксперт РА». URL: http://www.raexpert.ru/researches/regions/investclimate (дата обращения 24.04.2017).
37 климат выступает фундаментом, и от того, каков он, зависит, привлекательна ли территория для инвестора, а, значит, именно инвестиционный климат раскрывает инвестиционную привлекательность страны (региона, отрасли).
Если мера привлекательности высокая и инвесторы заинтересованы в инвестиционном процессе, то это проявиться и в степени инвестиционной активности.
К ключевым факторам, которые формируют инвестиционный климат страны можно отнести:
31
- макроэкономическая сбалансированность
(федеральный, региональный бюджеты, монетарная и фискальная политика), показатели и прогноз инфляции;
- наличие и запасы природных ресурсов, насколько возможен доступ к ним, степень монополизации;
- наличие и степень доступности объектов инфраструктуры (автодороги, железные дороги, авиалинии, средства коммуникации);
- территориальное распределение рабочей силы и ее квалификация;
- барьеры входа на рынок, уровень конкуренции, уровень преступности и коррупции.
При анализе инвестиционного климата стран используются разные методики, которые включают в себя исследование таких факторов как:
32
- стоимость капитала и связанный с этим курс национальной валюты;
- уровень налогообложения, понятность и предсказуемость всей налоговой системы;
- общий объем иностранных инвестиций, так же как и внутренняя инвестиционная активность, уровень оттока (притока) капитала из страны;
31
Кравец. А.В. Экономический рост и формирование инвестиционного климата региона: проблемы и перспективы // Интерактивная наука. – 2016. - №1. - С. 127.
32
Инвестиционный климат – выбор между оптимизмом и осторожностью [Электронный ресурс] /
Образовательный портал Бизнес и свобода URL: http://tv-bis.ru/planirovanie-investtsiy/577-investitsionnyiy- klimat-rossii.html (дата обращения 24.04.2017).