ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 958
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
42. Укажите этапы становления детского голоса
Человек появляется на свет с голосовым аппаратом, уже полностью готовым к работе, однако необходимо научить ребенка управлять им, то есть добиться того, чтобы работа органов координировалась мозгом. Голосовой аппарат включает в себя несколько частей: легкие; гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука; совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат. Все эти части находятся в постоянном взаимодействии.
Принято выделять следующие стадии развития голоса у детей.
-Пренатальная – начинается до появления на свет.
-Младенчество – от рождения до достижения 2 лет.
-Ранний детский возраст – 2-5 лет.
-Средний детский возраст – 5-9 лет.
-Позднее детство – с 9 лет до вступления в пубертатный период.
-Ранний взрослый период – 12-15 лет.
-Средний взрослый период – 15-18 лет. -Окончательное взросление – 19-21 год.
На каждом этапе происходят свои изменения в голосовом аппарате, что необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений на развитие голоса. Стадии развития голосового аппарата принято подразделять на три типа: обычную; интенсивную; замедленную. Протекают они по-разному, смена может быть как равномерной, так и скачкообразной. Кроме того, стадии могут чередоваться и сменять друг друга. Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7–8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.
РАЗВИТИЕ ОТ 1 ДО 5 ЛЕТ Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых.
Младший домутационный возраст - I стадия от самого младшего возраста до 10 лет) - голоса данной возрастной группы отличаются исключительно фальцетным (головным звучанием), чисто детским звучанием, небольшим диапазоном - максимум октава (до первой октавы - до второй или ре первой октавы - ре второй).
Рост ребенка этого возраста идет непрерывно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, мягкий, про него говорят: «головное звучание», или «высокое резонирование». Эти определения очень образны, они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Голос 7-8-летнего ребенка небольшой по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.
Старший домутационный возраст - II стадия развития (от 10-11 до 13 лет). В 10-11 лет голосовая мышца у детей с более низким голосом уже частично оформляется. При пении у них колеблются не только края, но и средняя часть голосовых складок (в которых и развивается голосовая мышца) Дыхание становится глубже, звучание делается полнее, его уже можно охарактеризовать как смешанное («микстовое»), а не только как головное. Для этого возрастного периода характерно появление признаков, указывающих на происходящие физиологические изменения в их организме. Подростки начинают терять пропорциональность, некоторые из них становятся слишком высоки ростом, узки в плечах, угловаты в движениях. Внешняя диспропорция указывает и на внутреннюю неравномерность развития. В частности, рост голосового аппарата перестает быть плавным.
Адам дауыстық аппаратпен дүниеге келеді, ол қазірдің өзінде жұмыс істеуге дайын, бірақ баланы оны басқаруға үйрету керек, яғни органдардың жұмысын ми үйлестіретініне қол жеткізу керек. Дауыс аппараты бірнеше бөліктен тұрады: өкпе; көмей және дауыс қатпарлары – дәл осы жерде дыбыс пайда болады; резонаторлар жиынтығы – артикуляциялық аппарат. Бұл бөліктердің барлығы үнемі өзара әрекеттеседі.
Балалардағы дауыс дамуының келесі кезеңдерін бөліп көрсету әдеттегідей.
-Пренатальды – туылғанға дейін басталады.
- Сәби кезі-туғаннан 2 жасқа дейін.
- Ерте балалық шақ-2-5 жас.
- Балалардың орташа жасы-5-9 жас.
- Кеш балалық шақ-9 жастан бастап жыныстық жетілу кезеңіне енгенге дейін.
- Ерте ересек кезең-12-15 жас.
- Ересектердің орташа кезеңі-15-18 жас. - Соңғы өсу-19-21 жас.
Әр кезеңде дауыстық аппаратта өзіндік өзгерістер болады, бұл дауысты дамытуға арналған жаттығуларды таңдау кезінде ескерілуі керек. Дауыс аппаратының даму кезеңдері әдетте үш түрге бөлінеді: қалыпты; қарқынды; баяу. Олар әртүрлі жолдармен жүреді, өзгеріс біркелкі де, секіргіш те болуы мүмкін. Сонымен қатар, кезеңдер ауысып, бір-бірін алмастыра алады. Мектеп жасына дейінгі балалар мен бастауыш сынып оқушыларының дауысы жеңіл және нәзік. Оны фальцет немесе жоғары резонанс деп атайды. Сонымен қатар, дауыс аппаратының өзі өте нәзік, Көмейде пайда болатын дыбыстар байламдардың тербелісі арқылы пайда болады, олардың арасында саңылау бар, 7-8 жасында байламдар толығымен жабылмайды. Баланың дауысы әлі әлсіз, жоғары, оны қатты шиеленістіруге болмайды, өйткені қарлығу пайда болуы мүмкін.
Даму 1 жастан 5 жасқа дейін бала өмірдің 12-ші айының соңында мағыналы дыбыстар шығара бастайды. Ата-анасын тыңдай отырып, ол бірте-бірте зат пен оның дыбыстық қабығының байланысын біледі, сондықтан дәл осы уақытта ол өзінің алғашқы қарапайым сөздерін айтады. Өмірдің екінші жылында нәресте сұрақ интонациясын игереді, ересектердің сөйлеуіне еліктей отырып, өз эмоцияларын дауыспен айқынырақ білдіреді.
Кіші домутациялық жас-ең жасынан 10 жасқа дейінгі I кезең) - осы жас тобының дауыстары тек фальцетпен (бас дыбысымен), таза балалар дыбысымен, шағын диапазонмен - максимум октавамен (бірінші октаваға дейін - екінші немесе бірінші октаваға дейін-екінші) ерекшеленеді.
Бұл жастағы баланың өсуі үздіксіз жүреді және оның дауысында әлі де айтарлықтай өзгерістер жоқ. Дауыстың дыбысы нәзік, жұмсақ, ол туралы: "бас дыбысы" немесе "жоғары резонанс"дейді. Бұл анықтамалар өте бейнелі, олар табиғи жас дыбысын сипаттайды.
Кішкентай балалардың дауыс аппараты нәзік. Оның механизмі құрылымында әлі де қарапайым, Көмейде пайда болатын дыбыс вокалдық сымдардың шеткі тербелісі кезінде пайда болады. Олар толығымен жабылмайды, олардың арасында дыбыс пайда болған кезде олардың бүкіл ұзындығында кішкене алшақтық қалады. Көмейдің жүйке-бұлшықет дамуы әзірге тек осындай жабуды жүзеге асыруға мүмкіндік береді. 7-8 жастағы баланың дауысы кішкентай және жоғары дыбысты, өйткені ол жоғарғы резонаторда боялған. Оның шамадан тыс кернеуі тұрақты қарлығуға әкелуі мүмкін, содан кейін байламдардың толық жабылмауы ауыр болады.
Аға домутациялық жас-дамудың II кезеңі (10-11 - ден 13 жасқа дейін). 10-11 жасында дауысы төмен балалардағы вокалдық бұлшықет ішінара қалыптасады. Ән айтқан кезде олардың шеттері ғана емес, сонымен қатар вокалдық қатпарлардың ортаңғы бөлігі де өзгереді (оларда вокалдық бұлшықет дамиды), тыныс алу тереңдей түседі, дыбыс толығымен жасалады, оны тек бас ретінде емес, аралас ("аралас") деп сипаттауға болады. Бұл жас кезеңі олардың денесінде болып жатқан физиологиялық өзгерістерді көрсететін белгілердің пайда болуымен сипатталады. Жасөспірімдер пропорционалдылықты жоғалта бастайды, олардың кейбіреулері тым биік, иығында тар, қозғалыстарында бұрыштық болады. Сыртқы диспропорция дамудың ішкі біркелкі указываетстігін көрсетеді. Атап айтқанда, дауыс қорабының өсуі тегіс болмайды.
43. Определите сущность коррекционной работы при ринолалии.
Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач:
1) нормализация «ротового выдоха», т.е. выработка длительной ротовой струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;
2) выработка правильной артикуляции всех звуков речи;
3) устранение назального оттенка голоса;
4) воспитание навыков дифференциации звуков с целью предупреждения дефектов звукового анализа;
5) нормализация просодической стороны речи;
б) автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.
Решение этих специфических задач возможно при учете закономерностей усвоения правильных навыков произношения. При коррекции звуковой стороны речи усвоение правильных навыков звукопроизношения проходит несколько этапов.
Первый этап – этап «предречевых» упражнений – включает следующие виды работы:
1) дыхательные упражнения;
2) артикуляционная гимнастика;
3) артикуляция изолированных звуков или квазиартикуляция;
4) слоговые упражнения.
На данном этапе происходит в основном обучение моторным навыкам на основе исходных безусловно-рефлекторных движений.
Второй этап – этап дифференциации звуков, т. е. воспитания фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.
Третий этап – этап интеграции, т. е. обучения позиционным изменениям звуков в связном высказывании.
Четвертый этап – этап автоматизации, т. е. превращения правильного произношения в нормативное, в привычное настолько, что оно не требует специального контроля ср стороны самого ребенка и логопеда.