Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1057

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 9
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Про невербальную коммуникацию напи-
сано много книг. Их нельзя читать не-
критично. Но нельзя и не читать.
Наблюдения автора
9.1. О МЕЛОЧАХ
Жизнь во многом состоит из мелочей. Каждое действие можно разло- жить на отдельные составляющие (кирпичики), каждый из которых придает ему свой особый эмоциональный смысл, особенное понимание. Рассмотрим такой пример. Встретились два человека, пожали друг другу руки и пошли дальше. Что может быть проще? Но остается вопрос КАК? КАК ИМЕННО это произошло? Кто подал руку первым? Когда подал руку: когда они порав- нялись — или протянул, когда оставалось еще несколько шагов? Как именно подал руку для приветствия человек: вытянул ее вперед или держал близко к себе? Как ее держал: вверх ладонью, вниз или ребром? Как пожал руку: твер- до и уверенно или слабо и безразлично? Произнес ли при этом что-нибудь, и если да, то что? Куда при этом смотрел: в глаза, на одежду, в сторону — или во время рукопожатия он уже мысленно шел дальше? Кто первым закончил рукопожатие? Если рассмотреть более детально, то можно обнаружить еще ряд особенностей.
Все это мелочи. Но именно они придают определенный смысл проис- ходящему. Если их удалить, то останется только одно — встретились два че- ловека, пожали друг другу руки и пошли дальше.
Или другая ситуация. Человек стучит в дверь и заходит, например, в кабинет к начальнику
46
. Как именно он это сделал? Была ли пауза после того, как человек остановился у двери, и до того, как постучал в нее? Что он делал в эту паузу? Как именно он постучал в дверь: твердо и уверенно или осто- рожно, как бы извиняясь? Постучал костяшками всех пальцев или одного?
Сделал ли паузу между стуком и открыванием двери? Насколько при этом
46
Пример из книги Леонида Кроля и Елены Михайловой «Человек-оркестр»[28].
85
приоткрыл дверь? Сделав это, спросил ли разрешения войти? Если спросил, то в какой момент, когда уже вошел полностью или только просунув голову?
Какими словами спросил разрешения войти? Если держал в руке документы, то как именно: внес впереди себя, держал позади, как бы пряча за спиной, или внес, зажав под мышкой?
Понятно, что каждый человек сделает описанное выше по-разному. В этом будет проявляться его индивидуальность, а главное, его отношение к данному действию. Именно эти мелочи могут помочь вам понять человека и его ситуацию, если, конечно, вы умеете их замечать.
Руки, ноги и голова
Когда ребенок рисует человека, он неизменно выделяет голову, тело, руки и ноги какого основные составляющие. В общении участвуют все эти части. Если голова вашего партнера вам что-то говорит, это не значит, что все остальное тело при этом молчит. И руки при этом пытаются что-то объ- яснить. И ноги что-то добавляют, особенно если человек сидит и они свобод- ны от своих прямых обязанностей. Даже если голова ничего не говорит, то все остальные части тела всегда рады пообщаться. Как предупреждал Зиг- мунд Фрейд: «Ибо имеющий глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может убедиться: ни один смертный не способен сохранить ничего в секрете.
Если запечатаны его уста, проболтаются кончики пальцев, и измена просо- чится даже хоть сквозь малейшие поры его тела».
Человек есть человек, с головы до пят.
Вы поговорили с человеком.
Вы поняли, что он вам говорил?
А вы поняли, что именно при этом вам объясняли его руки? А что именно хотели добавить его ноги? Если вы — это только ваша голова, то, возможно, рук и ног вашего партнера вы также не заметили, но ваше подсоз- нание заметило. Подсознание человека, как правило, безошибочно считывает невербальные сообщения собеседника. И хотя люди обычно воспринимают подобные невербальные сообщения лишь как смутные впечатления, источ- ник которого они определить затрудняются, тем не менее чаще склонны им доверять [24].
А вы заметили, что ВАШИ руки и ваши ноги при этом тоже не молча- ли? Они тоже успели что-то рассказать о ВАС вашему собеседнику!
От подобной утечки информации и вы никогда не застрахованы. Кон- троль человека над своим телом снижается сверху вниз. Он может более кон- тролировать речь, менее — выражение лица, еще менее — наклоны и кива- ние головы. Более-менее может контролировать свои руки. Хотя бы потому, что он чаще их видит! Ну а все то, что ниже, — корпус, ноги, для некоторых людей во время общения может вообще не существовать.
9.2. КОММУНИКАТИВНАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ
47
47
В математике под конгруэнтностью понимается: схожесть, подобие фигур.
86


Человеку иногда свойственно говорить не совсем то, что он хотел бы сказать в данном случае. И свое несогласие с произносимыми им словами он так или иначе отражает в характеристике речи и передает невербально. Ком- муникативная конгруэнтность отражает соответствие вербального сообщения человека его действительным желаниям, ценностям и убеждениям и проявля- ется в том, насколько его слова, интонация, положение тела, жесты и мимика соответствуют друг другу.
Например, участник говорит: «Я готов поговорить об этом». При этом откидывается на спинку стула, смотрит в сторону, кладет ногу на ногу и складывает руки на груди. В этом сообщении участник хотя и дал вербальное согласие, но также сообщил, что он не совсем согласен со своим утвержде- нием. Что разговор не будет ему приятен, что он насторожен и закрыт, что обсуждение данной темы в настоящий момент будет нежелательно.
Или человек сообщает, что у него все хорошо, но при этом говорит это дрожащим голосом и со слезами на глазах...
Подсознание человека очень точно замечает несоответствие смысла слов собеседника тому, как были произнесены эти слова (интонация, темп, громкость и др.) и какое невербальное сопровождение они имели (поза, жес- ты, мимика и др.). И хотя сознание при этом главным образом обращено на смысл слов, подсознание может вынести свой вердикт — не верю. В резуль- тате человек испытывает противоречивые чувства, не зная, какому из сооб- щений верить (вербальному или невербальному), что приводит к замеша- тельству и дискомфорту. В подобных ситуациях больше доверяйте информа- ции, передаваемой телом собеседника, это более надежный источник инфор- мации.
Ведущему тренинг для того, чтобы более точно ориентироваться в си- туации, необходимо уметь замечать и понимать невербальные сообщения как исходящие от участников группы, так и контролировать те, которые он по- сылает им. И не путайте конгруэнтность и честность. Это не одно и то же.
9.3. ПОЗА И ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Поза и изменение положения тела человека содержат очень много ин- формации. В них так или иначе отражено его психическое состояние. Частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость выдают внутреннее беспокойст- во, напряженность. Сидение на кончике стула может означать либо желание уйти, либо готовность к действию в создавшейся ситуации, либо стремление унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подклю- читься к разговору. Положение тела показывает действительное отношение к происходящему. Наклон туловища к собеседнику показывает внимание и расположение, в отличие от отстранения. Обратите внимание на то, как сидит человек, которому приятно общение, который чувствует себя спокойно и комфортно. Он сидит удобно, посадка глубокая, ноги расслаблены, все его тело показывает, что ему это нравится и что он настроен на продолжение бе- седы. Но если в какой-то момент для этого человека беседа станет неприят-
87

ной и раппорт разрушится, то сразу поднимется центр тяжести его тела, че- ловек вытянется вверх, как будто он уже перестал доверять стулу, на котором сидит. Он подтянет ближе к себе ноги, скорее всего, постарается опереться на что-то руками: или о крышку стола (если он сидит за столом), или на соб- ственные колени, всем своим телом сообщая, что он вот-вот готов встать и уйти. И даже если при этом человек будет убеждать вас в том, что ему при- ятно продолжать общение, его тело уже сообщило вам истинное отношение человека к происходящему
Особо стоит отметить открытые и закрытые позиции участников как показатель их эмоциональной вовлеченности.
Открытые позиции — проявляются в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног, открытых ладонях, наклоне корпуса тела к собеседнику.
Они свидетельствуют о психологической открытости, искренности и жела- нии продолжать общение.
Закрытые позиции — проявляются в «барьерах» в виде скрещенных рук и ног, отстранении или отвороте корпуса от собеседника. Они говорят о психологической закрытости, стремлении отгородится от ситуации. Сжатые в кулаки ладони усиливают позицию.
9.4. ЖЕСТЫ
Жесты наиболее уместны, когда они служат подкреплением и усилени- ем ваших слов. Достаточно сложно объяснить дорогу человеку, не используя жестов, показывающих направление. Процесс подкрепления и усиления слов жестами добавляет наглядности рассказу и может быть своеобразной формой визуальной поддержки. Руки — наиболее «общительная» часть тела после языка. Как уже было сказано выше, руки постоянно стремятся что-то доба- вить к сказанному. «Что мне делать со своими руками?» — один из сложных вопросов, которые задают себе многие коммуникаторы. Ведущему следует контролировать свои жесты и по возможности отказаться от засоряющих общение ненужных жестов. К числу последних можно отнести.
Первбирание мелких предметов. Часто можно заметить, как человек вертит в руках ручку, крутит кольцо, пуговицу или браслет от часов. Подоб- ные жесты могут расцениваться аудиторией как нервозность и неуверенность руководителя группы.
«Заламывание» рук. Подобные жесты часто воспринимаются аудитори- ей как мольба о снисходительности (чем оно часто и является).
Собирание с одежды ворсинок. Подобные жесты часто выдают не- одобрение человеком происходящего. Собирание ворсинок, в том числе не- существующих, является признаком того, что человеку не нравится то, что происходит, и то, о чем говорится в настоящий момент в группе.
Прихорашивание. Нет ничего неестественного в том, чтобы поправить галстук или прическу. Однако постоянные прихорашивания могут вызывать раздражение.
88


Поглаживания. Различные поглаживания относятся к числу ус- покаивающих жестов и направлены на организацию самоподдержки, что од- нозначно интерпретируется группой.
9.5. ВЗГЛЯД
Зрительный контакт является важным элементом коммуникации. По- средством зрительного контакта вы можете управлять коммуникацией в группе. Если вы смотрите в глаза человеку и при этом что-то говорите, то этот человек воспринимает вашу информацию как адресованную именно ему. Если вы задаете вопрос и смотрите при этом куда-то в сторону, то и че- ловек воспринимает ваш вопрос как обращенный в сторону, соответственно ему гораздо проще проигнорировать ваши слова. Следует отметить, что че- ловек инстинктивно избегает контакта глазами в случае, если он хочет скрыть свои переживания. Постоянно ускользающий взгляд ведущего может восприниматься группой как скрытность и недостаток доверия, что разруша- ет раппорт. В то же время неоправданно продолжительный взгляд может восприниматься участником как чрезмерное проявление внимания к нему или как вызов. Продолжительное отведение взгляда участника в процессе бе- седы на окружающие предметы или в потолок может означать разрушение раппорта, падение его интереса к беседе и происходящему.
В литературе выделяются следующие особенности взгляда на собесед- ника.
- Деловой взгляд — направлен на треугольник, образованный глазами собеседника и его ртом. Свидетельствует об официальных, формальных от- ношениях.
- Дружеский взгляд — глаза движутся внутри треугольника, образо- ванного глазами собеседника и центром его груди. Свидетельствует о неофи- циальных взаимоотношениях, об определенной сердечной близости.
- Интимный взгляд — скользит от глаз вниз по телу и обратно. Смысл очевиден.
- Взгляд искоса:
• в сочетании с улыбкой — заинтересованность;
• в сочетании с опущенными бровями — враждебность.
- «Сверлящий» взгляд неподвижным взором в середину лба собеседни- ка может означать недоброжелательность или враждебность.
Глава 10
ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ
В этом разделе представлены дополнительные знания и техники, кото- рые также могут быть полезны ведущему тренинг.
10.1. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИ-
ЕМ
89

Для успешной работы участников в тренинге необходимо настроить их на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим в группе событиям, сформировать готовность к понима- нию и анализу приобретаемого и имеющегося опыта. Для этого ведущему необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием челове- ка. Под активизацией внимания понимается пробуждение активности вос- приятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств за счет возбуждения ранее образованных систем временных связей (ассоциаций)
48
Обращение по имени
Это самый простой прием активизации и привлечения внимания. Имя человека неотъемлемо связано с самоотождествлением. Внимание практиче- ски любого человека активизируется в момент, когда он слышит свое имя.
Чаще обращайтесь к участникам по имени и вообще произносите их имена.
Обезличенное общение однозначно воспринимается членами группы как от- сутствие интереса к ним. Но обратиться к человеку, это не значит просто произнести его имя, а направить на него свой взгляд и слова. Вы можете быть уверены, что человек будет внимательно вас слушать в течение опреде- ленного времени только потому, что вы назвали его имя и смотрите на него.
Интенсивность активизации внимания данным способом очень высока, но без дополнительного подкрепления не очень долговременна.
Неожиданный поворот
К числу причин, активизирующих внимание человека, относится как новизна раздражителя, так и резкое изменение его интенсивности. При этом большее значение имеет не столько абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Суть приема заключается в неожидаемом изменении раздра- жителя, или смене деятельности. Вы можете изменить параметры вашего го- лоса, увеличив или уменьшив его громкость. Или вообще на время прервите ваш монолог. Подобная пауза привлечет внимание участников «Куда пропал этот усыпляющий голос?!» Также можно изменить характер действия, на- пример задать несколько адресных вопросов. Адресное предъявление вопро- сов, когда участники не знают, кому следующему и какой вопрос будет за- дан, хорошо активизирует внимание группы. При этом важно правильно за- дать нужный вопрос (практика использования вопросов описана далее).
Обращение к актуальным проблемам и событиям
У каждого человека есть актуальные для него проблемы и события. У различных людей они могут отличаться, но в каждой группе, как большой, так и малой, есть некоторая совокупность общих проблем, которые для них небезразличны. Обращение к данным проблемам и событиям активизирует внимание участников. Источником непроизвольного внимания в данном приеме является значимость информации в данный момент.
Обращение к авторитетным источникам
48
Вахиина В. В.. Дебольский М. Г., Дулов А. В. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии: Методическое пособие —
М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000.
90


Способ заключается в обращении к авторитетным источникам, цитиро- вании известных людей, глубоких мыслей. Успех приема зависит от новизны информации, глубины высказанной мысли и авторитетности для участников источника.
Использование юмора
Удачная шутка, высказанная ведущим, вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность в группе. Использование юмора помогает снять напряжение в группе и вызвать положительное восприятие последую- щей информации. Хотя юмор привлекает внимание не столько к содержанию работы, сколько к личности ведущего, это внимание в последующем можно использовать, направив в нужном направлении.
10.2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОПРОСОВ
Использование вопросов позволяет или организовать конструктивную и эффективную коммуникацию, или разрушить раппорт. Что именно вы сде- лаете, во многом зависит от того, какой вопрос, когда и как именно вы зада- дите. Можно свести процесс восприятия и мышления человека к последова- тельности задаваемых им себе вопросов и получаемых ответов. Человек це- лый день напролет отвечает себе на вопросы о том, что он видит, слышит, чувствует, хочет, что он имеет, что ему предстоит сделать, почему с ним так поступают и т. п. При этом его отношение к жизни, к себе и к проис- ходящему во многом определяется именно характером вопросов. Вопросы
ведут к ответам, а ответы вызывают соответствующие чувства.
Ведущему следует уметь правильно и в нужный момент задавать нуж- ные вопросы. Вовремя заданный уместный вопрос может стимулировать ак- тивность группы, изменить направленность внимания, усилить вовлечен- ность участников в происходящее. Также вопросы могут задаваться для про- верки уровня понимания группой ситуации.
Если вы хотите получить нужный ответ, вы должны сначала задать правильный вопрос.
В вопросах так или иначе заложен ответ, который вы получите. Дэвид
Ли
49
выделяет следующие типы вопросов, которые можно использовать в группе.
Закрытые вопросы
К закрытым относятся вопросы, предполагающие однозначные ответы типа «да», «нет» или другие, состоящие из одного слова. Они более направ- лены на получение или проверку конкретной информации.
Открытые вопросы
Открытые вопросы предполагают развернутый ответ, затрудняя воз- можность простого ответа одним словом. Тем самым открытые вопросы бо-
49
Ли Дэвид. Практика группового тренинга.
91