ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1033
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лее направлены на поддержание коммуникации и дают возможность для об- суждения чувств и отношений участников.
Задавая вопросы, вы являетесь ведущим в беседе и можете направлять се в нужном вам направлении. При этом открытые вопросы предоставляют собеседнику свободу. Закрытые ее ограничивают. Разумно используя откры- тые или закрытые вопросы, вы можете управлять коммуникацией, развора- чивая или сворачивая ее в ваших интересах.
Наводящие вопросы
Наводящие вопросы, как следует из их названия, служат для того, что- бы подвести отвечающего к нужному ответу. Использование наводящих во- просов может быть средством помощи отвечающему найти нужный ответ.
Однако при неправильном использовании наводящих вопросов они могут быть расценены как средство манипуляции, мешающие отвечающему чело- веку дать свободный ответ. Это может вынудить его принять защитную по- зицию и тем самым разрушить раппорт.
Двойные направляющие вопросы
Данные вопросы являются одной из разновидностей наводящих вопро- сов. В некоторых случаях мы неосознанно используем направляющие вопро- сы, пытаясь «смягчить» обращение, даже в ущерб своим интересам.
Сравните следующие вопросы:
«Вы не скажете, который час?»
«Скажите, пожалуйста, который час?»
При использовании первого типа вопроса, в отличие от второго, чело- веку проще сказать НЕТ. Первый вопрос содержит в себе два подвопроса:
«Скажете или не скажете?» и «Который час?» Также в него включена части- ца «не», склоняющая человека сказать НЕТ, ответив тем самым на первую часть вопроса хотя бы потому, что так проще.
Возвратные вопросы
Возвратные вопросы могут быть направлены как на уточнение пра- вильности вашего понимания, так и на присоединение к тому, что говорил человек, демонстрацию внимания и включенности в беседу. Они могут быть такие: «Правильно ли я понял, что?..» или «Ты сказал, что..., мог бы ты при- вести пример?»
Контрольные вопросы
Контрольные вопросы помогают управлять вниманием группы, позво- ляют обратиться (и присоединиться) к предыдущим этапам работы, а также позволяют проверить понимание. «Как вы считаете, что еще развивает дан- ное упражнение?».
Кроме того, следует упомянуть, что:
• вопросы «кто, что?» более ориентированы на факты;
• вопрос «как?» в большей мере ориентирован: на человека, его пове- дение, внутренний мир;
• вопрос «почему?» нередко провоцирует защитные реакции челове- ка.
92
Задавая вопросы, вы являетесь ведущим в беседе и можете направлять се в нужном вам направлении. При этом открытые вопросы предоставляют собеседнику свободу. Закрытые ее ограничивают. Разумно используя откры- тые или закрытые вопросы, вы можете управлять коммуникацией, развора- чивая или сворачивая ее в ваших интересах.
Наводящие вопросы
Наводящие вопросы, как следует из их названия, служат для того, что- бы подвести отвечающего к нужному ответу. Использование наводящих во- просов может быть средством помощи отвечающему найти нужный ответ.
Однако при неправильном использовании наводящих вопросов они могут быть расценены как средство манипуляции, мешающие отвечающему чело- веку дать свободный ответ. Это может вынудить его принять защитную по- зицию и тем самым разрушить раппорт.
Двойные направляющие вопросы
Данные вопросы являются одной из разновидностей наводящих вопро- сов. В некоторых случаях мы неосознанно используем направляющие вопро- сы, пытаясь «смягчить» обращение, даже в ущерб своим интересам.
Сравните следующие вопросы:
«Вы не скажете, который час?»
«Скажите, пожалуйста, который час?»
При использовании первого типа вопроса, в отличие от второго, чело- веку проще сказать НЕТ. Первый вопрос содержит в себе два подвопроса:
«Скажете или не скажете?» и «Который час?» Также в него включена части- ца «не», склоняющая человека сказать НЕТ, ответив тем самым на первую часть вопроса хотя бы потому, что так проще.
Возвратные вопросы
Возвратные вопросы могут быть направлены как на уточнение пра- вильности вашего понимания, так и на присоединение к тому, что говорил человек, демонстрацию внимания и включенности в беседу. Они могут быть такие: «Правильно ли я понял, что?..» или «Ты сказал, что..., мог бы ты при- вести пример?»
Контрольные вопросы
Контрольные вопросы помогают управлять вниманием группы, позво- ляют обратиться (и присоединиться) к предыдущим этапам работы, а также позволяют проверить понимание. «Как вы считаете, что еще развивает дан- ное упражнение?».
Кроме того, следует упомянуть, что:
• вопросы «кто, что?» более ориентированы на факты;
• вопрос «как?» в большей мере ориентирован: на человека, его пове- дение, внутренний мир;
• вопрос «почему?» нередко провоцирует защитные реакции челове- ка.
92
К вышеописанным типам вопросов следует добавить и вопросы, кото- рые могут задавать участники ведущему тренинг. Ведущий должен уметь не только правильно задавать вопросы, но и отвечать на них. При этом следует различать цели, которые преследует участник, задающий вопрос. Кроме оче- видной цели — получить ответ — вопросы могут задаваться и с иными це- лями. В процессе работы группы следует быть готовым к следующим типам вопросов.
Вопросы, направленные на проверку компетентности
Цель таких вопросов — оценка знаний и опыта ведущего. Как правило, автор подобного вопроса уже знает ответ, но хочет проверить, как справится с ним ведущий. Если вы точно распознали данный тип вопроса, то можете вежливо спросить: «Александр, зачем ты задаешь вопрос, если ты сам знаешь на него ответ?»
Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний
Цель таких вопросов — блеснуть собственной компетентностью и эру- дицией перед другими участниками группы. Это одна из форм самоутвер- ждения, попытка задаванием «умного» вопроса получить расположение группы. Если вопрос действительно относится к работе группы, то вы може- те попросить самого автора вопроса ответить, что он сам думает по этому поводу. Задавая вопрос, участник вряд ли собирался отвечать на него сам.
После того как он закончит, вы можете дополнить ответ.
Сбивающие вопросы
Цель таких вопросов — перевести внимание группы в область интере- сов спрашивающего участника, лежащую в стороне от основного направле- ния работы. Данные вопросы могут задаваться умышленно или непреднаме- ренно. Задающим данные вопросы участником может двигать вполне объяс- нимое желание решить некоторые из собственных проблем. Ведущему не следует поддаваться искушению и уходить в сторону от основной работы группы. Лучше предложить рассмотреть данные вопросы в другое время.
Провокационные вопросы
Подобные вопросы чаще всего строятся на противоречии информации, данной ведущим ранее, и той, что он говорит сейчас.
Если так случилось, что вы не можете оправдать своего противоречия, то лучше и не пытайтесь оправдываться. Защищаясь, вы убедите группу в ис- тинности провокационного замечания. Но даже если вы правы и непоследо- вательность информации имеет объективные причины и вы можете доказать это, то все равно не стоит использовать провокацию как возможность разо- браться с провокатором. Не самый лучший способ завоевывать авторитет группы, ввязываясь в «разборки» с ее членами. В лучшем случае после вашей победы данный участник выпадет из работы, в худшем — будет искать воз- можность отомстить позже.
Продемонстрируйте, что вы выше ответов на подобные «уколы», и вы заслужите уважение группы [3; 29; 34].
10.3. ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
93
Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать. Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слу- шаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему или немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и др.
Умение слушать «всем телом» помогает вам лучше понять собеседника, по- казывает собеседнику заинтересованность в нем. При этом умение слушать подразумевает определенный алгоритм, который можно произвольно вос- производить.
Смотрите на собеседника
Как уже было сказано ранее, зрительный контакт глазами является важным элементом коммуникации.
Если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, что говорит собеседник.
Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит, — вторично.
Если в то время, как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в комнате, тем самым вы сообщаете, что вам не важен ни собесед- ник, ни то, что он говорит, по крайней мере в этот момент.
Реагируйте
Главный элемент активного восприятия — умение дать человеку по- нять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас...» и т. п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать. Гротескное реагирование и внимание могут вызвать напряжение и разрушить раппорт.
Не заканчивайте предложение вместо другого человека
Иногда у вас может появляться желание «помочь» говорящему и за- кончить за него начатую им фразу. Даже если вы уверены в том, что пра- вильно понимаете, о чем хочет сказать человек, не следует стараться проде- монстрировать это таким образом. Дайте человеку возможность самому по- нять и оформить мысль.
Задавайте вопросы на понимание
Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника — один из показателей активного слушания.
Если вы поняли то, о чем хочет сказать человек, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом.
При этом помните, что каждый вопрос содержит в себе ограниченное количество возможных ответов на него. Ваш вопрос определяет те ответы, которые вы получите. Поэтому важно уметь задать правильный вопрос в нужный момент.
Перефразируйте
Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но
94
своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирова- ние дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.
Замечайте чувства
Фразы «Я понимаю ваше состояние...»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. — показывают собеседнику, что его состояние по- нимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании со- общения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и . эмоционального состояния.
Напутствие начинающему тренеру
В заключение данной части я хочу дать напутствие тем, кто хочет на- чать тренерскую практику. Следующую часть лучше читать с уверенностью в себе и настроенностью на работу. Каждый тренер находился в ситуации, когда уже есть желание провести группу, вроде как есть необходимые знания и понимание, что и как делать, но при этом есть и неуверенность в том, дос- таточны ли эти знания, или их необходимо еще пополнить. При этом могут появляться мысли: «Получится ли у меня?», «Смогу ли я?».
Есть хорошие слова Адама Дж. Джексона:
Если вы боитесь, что вас побьют, считайте себя битым.
Если вы думаете, что вы не смеете, вы не посмеете никогда.
Если вам нравится побеждать, но вы думаете, что вы не сможете побе- дить, вы почти наверняка потерпите поражение.
Если вы считаете, что вы проиграете, вы уже проиграли.
Если вы считаете, что вас оставляют позади, это так и есть.
Потому что во всем мире успех начинается с воли человека.
Ваши мысли и стремления должны лететь высоко, чтобы дать вам под- няться.
Любые обстоятельства человека являются отражением его убеждений.
Убеждения управляют человеком. Не позволяйте вашим сомнениям останав- ливать вас. Без веры в себя, в успешность своих действий вам будет трудно чего-либо достичь. Можно, конечно, «стараться» хотя бы для того, чтобы по- том сказать себе: «Я пытался». Но эти попытки без веры не боле чем алиби поражения и неудачи.
Что для вас важнее: успех или невиновность в неудаче?
Если вам нужна победа, а не алиби в вашем поражении, то не пытай- тесь, а действуйте и не останавливайтесь на неудачах. Ваши неудачи — это ваш опыт, на котором вы можете учиться и двигаться дальше.
Если вы неуверенны в самостоятельном проведении группы, проведите еще одну группу с наставником. Если вы уже провели несколько групп с на- ставником, — значит, вам уже пора работать самостоятельно. Если рядом нет наставника, то начинайте с проведения отдельных упражнений, прорабаты- вайте их в соответствующих условиях. И помните, что любое достижение требует усилий и упорства. Их не заменит ни талант, ни образование. Мир полон талантливыми и образованными неудачниками.
95
Замечайте чувства
Фразы «Я понимаю ваше состояние...»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. — показывают собеседнику, что его состояние по- нимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании со- общения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и . эмоционального состояния.
Напутствие начинающему тренеру
В заключение данной части я хочу дать напутствие тем, кто хочет на- чать тренерскую практику. Следующую часть лучше читать с уверенностью в себе и настроенностью на работу. Каждый тренер находился в ситуации, когда уже есть желание провести группу, вроде как есть необходимые знания и понимание, что и как делать, но при этом есть и неуверенность в том, дос- таточны ли эти знания, или их необходимо еще пополнить. При этом могут появляться мысли: «Получится ли у меня?», «Смогу ли я?».
Есть хорошие слова Адама Дж. Джексона:
Если вы боитесь, что вас побьют, считайте себя битым.
Если вы думаете, что вы не смеете, вы не посмеете никогда.
Если вам нравится побеждать, но вы думаете, что вы не сможете побе- дить, вы почти наверняка потерпите поражение.
Если вы считаете, что вы проиграете, вы уже проиграли.
Если вы считаете, что вас оставляют позади, это так и есть.
Потому что во всем мире успех начинается с воли человека.
Ваши мысли и стремления должны лететь высоко, чтобы дать вам под- няться.
Любые обстоятельства человека являются отражением его убеждений.
Убеждения управляют человеком. Не позволяйте вашим сомнениям останав- ливать вас. Без веры в себя, в успешность своих действий вам будет трудно чего-либо достичь. Можно, конечно, «стараться» хотя бы для того, чтобы по- том сказать себе: «Я пытался». Но эти попытки без веры не боле чем алиби поражения и неудачи.
Что для вас важнее: успех или невиновность в неудаче?
Если вам нужна победа, а не алиби в вашем поражении, то не пытай- тесь, а действуйте и не останавливайтесь на неудачах. Ваши неудачи — это ваш опыт, на котором вы можете учиться и двигаться дальше.
Если вы неуверенны в самостоятельном проведении группы, проведите еще одну группу с наставником. Если вы уже провели несколько групп с на- ставником, — значит, вам уже пора работать самостоятельно. Если рядом нет наставника, то начинайте с проведения отдельных упражнений, прорабаты- вайте их в соответствующих условиях. И помните, что любое достижение требует усилий и упорства. Их не заменит ни талант, ни образование. Мир полон талантливыми и образованными неудачниками.
95
ВЫ ответственны за создание и сохранение ВАШЕГО отношения к са- мому себе. Вы определяете, сможете вы или не сможете и кем вы будете.
Ваши стремления каждый раз должны быть на шаг впереди ваших возмож- ностей. Но при этом вы должны точно знать, чего вам не хватает, что нужно достичь или развить, чтобы сделать этот шаг.
Часть 3
УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ
И МЕТАФОРЫ
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
ТРЕНИНГЕ
В данной части представлен мини- мальный «арсенал» начинающего тренера. В ней отдельной главой описаны метафоры и притчи, которые можно использовать для формирования содержательного контекста в группе и утилизации различных проявлений групповой динамики. Упражнения в ней то- же классифицированы и представлены в от- дельных главах. Большинство процедур данной части были или когда-то увидены мною в процессе многочисленных занятий в тренинговых группах, или рассказаны кол- легами, или прочитаны и адаптированы под собственный стиль.
Я не претендую на авторство описан- ных в книге упражнений, хотя часть из них и является собственной разработкой или модификацией. В процессе описания я буду ссылаться на авторов историй и разработ- чиков упражнений, если они мне известны.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 15
Глава 11
ПРИТЧИ, МЕТАФОРЫ И ИНЫЕ ИСТОРИИ
Метафора — это нечто среднее
между непонятным и хорошо
известным.
Полезная мысль
Духовные переживания и преобразования по самой своей природе за- частую бывают тонкими и неопределимыми, но существует множество их метафоричных описаний. Притчи и метафоры, объединенные общим назва- нием «истории», иллюстрируют какие-то аспекты духовного развития и яв-
96
ляются хорошим средством формирования содержательного контекста в группе и регулирования эмоциональной атмосферы.
Н. Пезешкиан выделяет следующие функции историй
50
:
Функция зеркала. Образный мир историй позволяет приблизить их со- держание к внутреннему «Я» человека и облегчает идентификацию с ним.
Человек может сравнить свои мысли и переживания с тем, о чем рассказыва- ется в данной истории, и воспринять то, что в данное время соответствует собственным психическим структурам.
Функция модели. Истории — это по своей сути модели. Они могут отображать конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их разрешения или указывают на последствия отдельных попыток разрешения ситуации. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели. При этом модели в историях не являются чем-то застывшими. Они дают возмож- ность человеку по-разному интерпретировать содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это содержание с собственной ситуацией.
Функция опосредования. Участники тренинга порой с трудом расста- ются со своими жизненными принципами, духовными ценностями, индиви- дуальными мифологиями, несмотря на то что они мешают им конструктивно справляться со своими конфликтами. Подобно тому как не умеющий плавать боится отпустить спасательный круг, человек боится расстаться с привыч- ными для него способами самопомощи. История становится своеобразным защитным буфером, позволяющим участникам выразить свои мысли через свое понимание истории.
Функции хранения опыта. Благодаря своей образности, истории легко запоминаются и, будучи связанными с опытом, помогают сохранять его.
Функция — носитель традиций. В историях запечатлены культурные и семейные традиции, традиции определенной социальной общности и инди- видуальные традиции как результат жизненного опыта. В этом смысле исто- рии направляют мысль за пределы индивидуального жизненного горизонта и передают дальше эстафету мыслей, размышлений, ассоциаций.
История как помощник в возращении на более ранние этапы ин-
дивидуального развития. Использование в ходе психотерапевтической рабо- ты восточных историй, сказок, притч помогает снять напряженность в груп- пе, атмосфера становится теплее, в отношениях появляются непринужден- ность, приветливость и доверительность. Истории обращены к интуиции и фантазии.
Используя притчи и метафоры, ведущий может управлять вниманием группы, утилизировать возникающие в ней ситуации, актуализировать нуж- ный содержательный контекст. Правильно и в нужный момент рассказанные истории практически не встречают сопротивления в группе. Из них человек извлекает то понимание, к которому он готов в настоящий момент, которое имеет свое отражение в его Модели мира.
50
Пезешкиан Н. Торговец и попугай. С. 40—48.
97
Н. Пезешкиан выделяет следующие функции историй
50
:
Функция зеркала. Образный мир историй позволяет приблизить их со- держание к внутреннему «Я» человека и облегчает идентификацию с ним.
Человек может сравнить свои мысли и переживания с тем, о чем рассказыва- ется в данной истории, и воспринять то, что в данное время соответствует собственным психическим структурам.
Функция модели. Истории — это по своей сути модели. Они могут отображать конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их разрешения или указывают на последствия отдельных попыток разрешения ситуации. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели. При этом модели в историях не являются чем-то застывшими. Они дают возмож- ность человеку по-разному интерпретировать содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это содержание с собственной ситуацией.
Функция опосредования. Участники тренинга порой с трудом расста- ются со своими жизненными принципами, духовными ценностями, индиви- дуальными мифологиями, несмотря на то что они мешают им конструктивно справляться со своими конфликтами. Подобно тому как не умеющий плавать боится отпустить спасательный круг, человек боится расстаться с привыч- ными для него способами самопомощи. История становится своеобразным защитным буфером, позволяющим участникам выразить свои мысли через свое понимание истории.
Функции хранения опыта. Благодаря своей образности, истории легко запоминаются и, будучи связанными с опытом, помогают сохранять его.
Функция — носитель традиций. В историях запечатлены культурные и семейные традиции, традиции определенной социальной общности и инди- видуальные традиции как результат жизненного опыта. В этом смысле исто- рии направляют мысль за пределы индивидуального жизненного горизонта и передают дальше эстафету мыслей, размышлений, ассоциаций.
История как помощник в возращении на более ранние этапы ин-
дивидуального развития. Использование в ходе психотерапевтической рабо- ты восточных историй, сказок, притч помогает снять напряженность в груп- пе, атмосфера становится теплее, в отношениях появляются непринужден- ность, приветливость и доверительность. Истории обращены к интуиции и фантазии.
Используя притчи и метафоры, ведущий может управлять вниманием группы, утилизировать возникающие в ней ситуации, актуализировать нуж- ный содержательный контекст. Правильно и в нужный момент рассказанные истории практически не встречают сопротивления в группе. Из них человек извлекает то понимание, к которому он готов в настоящий момент, которое имеет свое отражение в его Модели мира.
50
Пезешкиан Н. Торговец и попугай. С. 40—48.
97