Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1037

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку, и она окажет различное воздействие на него. Формы и приемы трансформации содержания и контекста хорошо описаны в книге Р. Бендлера и Д. Гриндера
«Рефреминг». Мы не будем останавливаться на смысловом содержании речи, а лишь рассмотрим ее частные характеристики.
8.1. КАЛИБРОВКА ВЕРБАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ
В русском языке несколько сотен тысяч слов. Считается, что человеку для изложения своих мыслей и чувств достаточно и 6000 слов. У каждого че- ловека есть свой базовый (активный) словарный запас, то есть тот набор слов, которым он пользуется наиболее часто и при помощи которого его мозг и сознание отражают мир и обрабатывают поступающую извне информацию.
При этом важно понимать, что, несмотря на общую схожесть, базовые сло- вари различных людей — отличаются друг от друга.
Хотите лучше узнать человека?
Послушайте, что и как он говорит.
В речи человека отражаются особенности его понимания окружающего мира. Язык человека, как система освоенных им вербальных знаков, — это
Карта его Модели мира. Именно благодаря языку и речи одному человеку достаточно произнести слово «стул», и другой человек поймет, что тот имел в виду, найдя в своей Модели мира и представив соответствующий объект.
Но каждый человек уникален. Помните? Каждый человек имеет свое инди- видуальное представление об окружающем мире в совокупности всех объек- тов, явлений и событий, а также слов, которыми он их называет.
В некоторых случаях, соотнеся услышанное слово с соответствующим пониманием в вашей Модели мира, проверьте, это ли имел в виду человек.
Соответствует ли ваше понимание данного слова тому смыслу, который вкладывает в него данный человек. Иначе может получиться так, что в груп- пе вы будете работать не с реальными ситуациями и проблемами участников, а с вашими собственными галлюцинациями по этому поводу или с вашими возможными проблемами, которые могли бы возникнуть у ВАС, окажись ВЫ на месте данного человека.
8.2. ГОЛОС
Важным фактором, влияющим на восприятие вашей речи, является то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь выразительной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безлико и безразлично. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя.
Ваш голос — это средство, с помощью которого вы доносите ваше со- общение до группы. Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие. Это
81

отчасти связано с тем, что во время произношения он слышит себя, в том числе и через воздушные каналы, соединяющие рот и уши
45
. Поэтому неред- ко человек, который впервые слышит свой голос, записанный на пленку, не сразу узнает его. Вы можете использовать ваш голос правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи ин- формации. А можете использовать его как инструмент пытки, делая моно- тонным и неприятным для слуха.
Можно метафорично сказать, что голос человека — это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (харак- теристики голоса). Для слушателя порой более важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы говорим. Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики.
Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (то есть всецело незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Подсознание чело- века порой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достоверно определять неискренность собеседника. При этом достаточно информативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:
• неожиданные спазмы голоса выдают внутреннее напряжение;
• частое покашливание может интерпретироваться как лживость, не- уверенность в себе или обеспокоенность. (Хотя это может быть про- сто бронхит!);
• несоответствующий моменту или несоответственно выраженный хохот однозначно интерпретируется как напряжение, отсутствие контроля над ситуацией.
Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и пра- вильно использовать голос, рассмотрим следующие характеристики.
8.3. ТЕМП РЕЧИ
Это понятие включает: быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз.
Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению за- вершить происходящее как можно быстрее. Чем больше напряжение, тем бы- стрее становится речь. Если времени для изложения всей информации мало и вы пытаетесь ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего вы добьетесь, — это уменьшение в два раза степени ее понимания участниками. Однако слиш- ком медленная и вялая речь может привести к тому, что вы потеряете внима- ние и интерес группы. Кроме того, одной из опасностей, кроющихся в мед- ленном темпе, является тенденция к появлению назидательных интонаций.
Не позволяйте своим словам превращаться в поучения.
Ведущий должен владеть своей речью и уметь подстраивать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Слож-
45
Ли Дэвид. Практика группового тренинга.
82

ные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необхо- димо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели).
8.4. ПАУЗА В РЕЧИ
Пауза (молчание) — очень важный инструмент вашей речи, если его умело использовать. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя функцию разделительного буфера между ними.
Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Тем самым его речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной.
Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания.
Пауза перед кульминационным пунктом — это изюминка хорошего рассказа.
Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешитель- ность.
Молчание в нужный момент воспринимается как признак ума!
Своевременное использование паузы подготавливает группу, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.
Использование пауз полезно в следующем ряде случаев.
- Перед тем, как начать говорить.
Пауза дает возможность группе подготовиться к восприятию, настраи- вает участников на внимательное слушание и дает вам возможность собрать- ся с мыслями.
- Для управления вниманием и усиления значения.
Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент под- черкивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с оста- новкой гида перед особой картиной.
- Вместо знаков препинания.
В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.
- При смене содержания работы (переход к новому упражнению, но- вой теме).
В данном случае пауза разделяет процедуры, не позволяет смешивать различные смыслы и содержание.
8.5. ГРОМКОСТЬ
У каждого человека есть способность изменять громкость своего голо- са в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать рас- стояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. В зашумленной аудитории человек старается говорить громче. А так как шум и гам нередко сопровождают вы- полнение некоторых процедур в тренинге, то и ведущему группы приходится порой говорить громче. Следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный.
Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает
83

голосу силу, но в то же время может создавать ощущение агрессивности. По- этому, пытаясь успокоить группу, не стоит чрезмерно повышать громкость голоса. На подобные случаи есть другие средства для привлечения внимания группы, например хлопок в ладоши. В некоторых случаях можно ис- пользовать свисток. И если после использования свистка вы будете говорить чуть громче, чем шепотом, то вы получите желаемый результат. Если ваш голос едва слышен, группе необходимо успокоиться, замолчать и слушать очень внимательно, чтобы узнать, что вы хотите сказать.
8.6. ВЫСОТА ГОЛОСА
Высота голоса является важным элементом передачи психического со- стояния говорящего и способна вызвать такое же состояние у слушающего.
Низкий голос (особенно бас) передает уверенность. Соответственно повыше- ние высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание контроля над ситуацией. Если такое дейст- вительно происходит, придайте более низкую высоту вашему голосу и замед- лите темп, и вы почувствуете себя увереннее.
8.7. ИНТОНАЦИЯ
Интонации — это, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или вос- клицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой вы произ- носите определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до
20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Речь становится более монотонной при подчеркива- нии формальной ситуации. Медленно поднимающиеся и неглубокие интона- ции выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции
— грусть, жалость, нежные чувства — передаются плавной сменой интона- ций в речи.
Вы можете упражняться в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный смысл. Например, потренируйтесь при по- мощи интонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.
8.8. СМЫСЛОВЫЕ УДАРЕНИЯ
Вы можете выделять некоторые участки своей речи, помечать важность отдельных ключевых слов, тем самым усиливая их воздействие. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи:
• более медленного произнесения ключевых слов;
• изменения громкости в момент их произнесения;
• повышения или понижения интонации в процессе произношения слова;
• выделения паузой.
84


Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово. Если про- сто выделять каждое слово в своей речи, вы добьетесь этим не больше, чем если бы подчеркивали все слова, которые пишите.
Язык является основным инструментом ведущего тренинг. Ваш про-
фессионализм прямопропорционален знанию этого инструмента и умению
его использовать. Следует постоянно пополнять словарный запас, знать
точное значение слов, которые вы используете, и отчетливо их произно-
сить.
Неряшливое использование языка вызовет лишь пренебрежительное
отношение людей, с которыми вы общаетесь.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15