ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1029
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу и встань на нее. У тебя же есть вторая нога».
* * *
Работа человека над собой не должна включать только его работу со своими недостатками и слабыми сторонами на предмет избавления от них.
Недостатки человека нередко являются продолжением его достоинств. К со- жалению, очень часто человек, однажды получив неудачный опыт, вместо того чтобы осмыслить его (когда поступать так, а когда не следует), отказы- вается от него в будущем. Тем самым он «поджимает эту ногу» навсегда.
Сколько таких опор «поджато» у каждого из нас? Может быть, поэтому мы порой так неустойчивы в жизни?
11.7. Сказка о милостивой судьбе
57
Росли рядом два молодых и красивых деревца.
Вечерами они шептались о судьбе.
— Я вырасту высоким и раскидистым, — говорило одно. — У меня в ветвях поселятся птицы и будут петь веселые песни. В моей тени будут ук- рываться от непогоды лесные звери. Я первым буду встречать рассвет, и ут- ренний ветерок будет шевелить мои листья. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут маленькие и замечательные. Я буду закры- вать их от сильного ветра и палящего солнца.
—Нет, — говорило другое, — расти страшно. Зимой бьют морозы, ле- том сушит солнце. Целый день нужно трудить корни и гнать воду вверх, что- бы прокормить ветви и листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное и полезное. Я буду лежать на бархатной подушке и приносить пользу другим.
Прошло время. Пришел бородатый человек и срубил второе дерево.
Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал прекрасную резную шкатулку. Долго лежала шкатулка на бархатной подушке, храня в себе се- режки, бусы и дорогие духи. Потом она потихоньку рассохлась, сломался за- мочек, и ее отдали детям. Дети испытывали нескрываемое удовольствие, иг- рая с ней, но потом окончательно доломали и выбросили.
Через некоторое время птица свила гнездо на дереве, которое когда-то было первым. И встроила в стенки этого гнезда щепки старой шкатулки.
Встретились подружки, узнали друг друга и подивились судьбе.
* * *
Работа человека над собой не должна включать только его работу со своими недостатками и слабыми сторонами на предмет избавления от них.
Недостатки человека нередко являются продолжением его достоинств. К со- жалению, очень часто человек, однажды получив неудачный опыт, вместо того чтобы осмыслить его (когда поступать так, а когда не следует), отказы- вается от него в будущем. Тем самым он «поджимает эту ногу» навсегда.
Сколько таких опор «поджато» у каждого из нас? Может быть, поэтому мы порой так неустойчивы в жизни?
11.7. Сказка о милостивой судьбе
57
Росли рядом два молодых и красивых деревца.
Вечерами они шептались о судьбе.
— Я вырасту высоким и раскидистым, — говорило одно. — У меня в ветвях поселятся птицы и будут петь веселые песни. В моей тени будут ук- рываться от непогоды лесные звери. Я первым буду встречать рассвет, и ут- ренний ветерок будет шевелить мои листья. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут маленькие и замечательные. Я буду закры- вать их от сильного ветра и палящего солнца.
—Нет, — говорило другое, — расти страшно. Зимой бьют морозы, ле- том сушит солнце. Целый день нужно трудить корни и гнать воду вверх, что- бы прокормить ветви и листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное и полезное. Я буду лежать на бархатной подушке и приносить пользу другим.
Прошло время. Пришел бородатый человек и срубил второе дерево.
Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал прекрасную резную шкатулку. Долго лежала шкатулка на бархатной подушке, храня в себе се- режки, бусы и дорогие духи. Потом она потихоньку рассохлась, сломался за- мочек, и ее отдали детям. Дети испытывали нескрываемое удовольствие, иг- рая с ней, но потом окончательно доломали и выбросили.
Через некоторое время птица свила гнездо на дереве, которое когда-то было первым. И встроила в стенки этого гнезда щепки старой шкатулки.
Встретились подружки, узнали друг друга и подивились судьбе.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 15
* * *
Лучше использовать данную историю на начальных этапах работы группы. Можно организовать ее обсуждение с участниками, которое, при на- правленной работе, неизменно выходит на рассуждение о том, что каждый человек сам является строителем своей судьбы.
57
Фрагмент книги Д. Соколова «Сказки и сказкотерапия». Текст изменен.
103
11.8. Пятьдесят лет вежливости
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе верхнюю часть хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться именно тебе, потому что ты ее любишь» [39].
* * *
Очень часто в жизни ради близкого человека мы хотим угадать и ис- полнить его желания. При этом мы не проявляем никакой инициативы ради себя и, очевидно, без всяких на то оснований отодвигаем на задний план соб- ственные желания и потребности. Эта предупредительность и замалчивание собственных желаний порой приводят не только к недоразумению, но и к од- ностороннему распределению ролей, которое с течением времени может на- чать восприниматься как обуза и порабощение.
Данную историю можно использовать в тренинге для формирования у участников понимания того, что если кто-то из них хочет помочь товарищу в группе, то сначала ему необходимо узнать, нуждается ли последний в помо- щи и как можно ему помочь. Оценивание необходимости помощи товарищу только из позиции собственной потребности в ней в данной ситуации может привести к тому, что данная помощь окажется неэффективной или даже ме- шающей.
Б. Упражнения-стимулы
Данные упражнения могут быть использованы для раскрытия опреде- ленных особенностей поведения и взаимодействия членов группы. Также их можно использовать для формирования содержательного контекста в группе и соответствующего понимания участников тренинга. В отличие от заданий и упражнений, направленных на обеспечение групповой дискуссии, описанные ниже упражнения ориентированы скорее на постановку вопросов и не пред- полагают последующего детального обсуждения. Ответы на поставленные вопросы каждый участник сможет для себя найти сам.
11.9. ИГРА РОДЖЕРА
58
Описание процедуры
1. Создается призовой фонд, например из конфет.
2. На доске чертится поле из 36 (6x6) клеток.
58
Игра описана в книге Э. Кристофера, Л. Смита «Тренинг лидерства». Процедура проведения и текст опи- сания изменены.
104
3. Назначается два человека из группы капитанами команд. Им предла- гается набрать себе команды, выбирая по одному человеку из группы, пока не разберут всех. Если кто-то один останется, то этот человек назначается судьей.
4. Участникам сообщается, что игра представляет собой разновидность
«крестиков и ноликов». В версии Роджера члены команды по очереди ставят на доске либо нолик, либо крестик. Всего будет 18 ходов у каждой команды.
Время на один ход не более 10 секунд. Задача каждой команды — закончить как можно больше горизонтальных или вертикальных рядов крестиков или ноликов. За каждый завершенный ряд побеждающая команда получает, на- пример, 20 конфет (в зависимости от запаса, но поощрение должно быть дос- таточно стимульным).
5. Предложите капитанам проинструктировать свои команды и дайте им время на обсуждение стратегии. Возможно, что они будут делать это ше- потом, чтобы не услышала команда противника.
6. Далее ведущему следует выстроить команды в две колонны во главе с капитанами перед доской и удостовериться, что у каждого капитана есть мелок. Все приготовления должны быть серьезными.
7. Когда все готово, ведущий открывает игру, сверяясь с секундой стрелкой часов: «На старт... внимание... МАРШ!»
8. Приступив к игре, член каждой команды имеет в своем распоряже- нии 10 секунд на то, чтобы подойти к доске, поставить крестик иди нолик, передать мелок товарищу по команде и проследовать в конец шеренги; таким образом, каждая команда поочередно делает отметки на доске, пока не ис- черпаются все ходы. Если кто-то будет двигаться слишком медленно, то ве- дущий может начать отсчитывать секунды вслух. С целью получения полез- ного для понимания результата ведущему следует поддерживать темп, воз- можно, даже нагнетать обстановку и повышать напряженность, подгоняя участников.
9. После того как одна команда заканчивает ряд, она получает порцию конфет, и игра продолжается на оставшихся свободных клетках.
Комментарии
Суть понимания, которое ведущий затем задает группе в виде вопро- сов, заключается в том, что каждая команда теоретически может достроить максимальное число рядов — по три каждая, что принесет заслуженную на- граду и той и другой. Однако это возможно лишь в случае сотрудничества команд друг с другом. Но почему-то в игре, независимо от групп, неизменно присутствует дух соперничества. И в каждой команде в определенный мо- мент обязательно находится участник, который умышленно помешает «про- тивнику» закончить ряд. Как правило, товарищи по команде в устной форме подгоняют таких саботажников. Поэтому обычно исходом игры бывает либо ничья, либо ошибка, допущенная кем-то от волнения, позволяющая «сопер- нику» достроить ряд. В результате обе команды остаются с минимальным выигрышем.
105
Почему понятие «выиграть» неизменно связывается с тем, что другие при этом должны проиграть?
Почему человек жертвует своим призом ради того, чтобы еще один та- кой же приз не получил кто-то еще?
Что мешает просто жить, получать призы и радоваться за тех, кто ря- дом и также успешен в жизни?
Понимание этого оказывается для некоторых игроков полной неожи- данностью и порой даже шоком.
11.8. ЖЕЛТЫЕ ВЕРЕВКИ
59
Можно выполнить данное упражнение в группе, но в некоторых случа- ях оно может быть полезно и в виде приведенного ниже описания.
Есть очень хороший пример того, как человек ограничивает себя. Его хорошо демонстрирует следующее упражнение. Находится доброволец, на- пример Сергей, которому предлагается надеть пояс с привязанными к нему четырьмя длинными веревками. Сергей встает посреди комнаты. Выбирается еще 4 человека, желающих помогать Сергею в выполнении данного упраж- нения. Эти четверо участников становятся в каждом из четырех углов комна- ты и берут в руки по одному концу веревки. После этого Сергею завязывают глаза и помещают на пол три небольших предмета (например, три авторуч- ки). Сергею дается инструкция, что его задача найти и поднять эти три пред- мета как можно быстрее. И поскольку он сам не может их видеть и даже не предполагает, где они находятся, то его четыре помощника будут направлять его, но только пользуясь веревками и не произнося ни слова. Тихо подерги- вая за веревочки, они ведут Сергея к первому предмету. Сергей ощупывает пол и находит этот предмет. Затем гиды дергают его веревочки снова, подво- дя ее ко второму предмету, затем к третьему. Успех! Группа аплодирует.
Но самое странное начинается позже. Завязываются глаза четырем уча- стникам, держащим веревки, а у Сергея убирается повязка с глаз. Сергею да- ется новая инструкция, его задача по-прежнему поднять три предмета. При этом подчеркивается: «Сергей! У тебя нет никаких ограничений. Ты можешь делать все, что ты хочешь, все, что считаешь правильным для облегчения выполнения своей задачи!». Результат всегда один и тот же. Веревки уже не руководят, они стали ограничениями. Они парализуют человека, носящего пояс. Они ограничивают его движения и мешают добиться успеха. Тем не менее человек НЕ СНИМАЕТ пояс, он говорит, просит других: «Ваня, потя- ни меня к себе... Татьяна, ослабь свою веревку!» Или дергает, стараясь пере- силить тех, кто держит его веревки.
* * *
Достаточно всего нескольких секунд, чтобы запрограммировать себя на зависимость от других. Первоначально человек действительно ограничен, ему нужны другие люди, так как они являются его глазами. Но даже когда
59
Пример описан в книге Кволс «Пойми себя и других».
106
глаза уже открыты и человек не нуждается в помощи, он сохраняет сформи- рованное ранее представление: «Раз веревки еще привязаны, значит, они еще для чего-то нужны, значит, это правильно».
Где ваши веревки? Вы видите их?
Кто или что удерживает вас в жизни?
Что случится, если вы уберете эти веревки?
Действительно ли вам нужно ждать, когда КТО-ТО предпримет дейст- вие для того, чтобы ВЫ сделали вашу жизнь такой, какой ВЫ хотите?
В. Истории «Россыпью»
11.11. Протяни ты ему руку
В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в тряси- ну, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, умоляя о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. На- шелся смельчак, пожелавший спасти тонущего человека. «Протяни мне руку!
— кричал он ему. — Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помо- щи и ничего не делал для того, чтобы тот мог ему помочь. «Дай мне руку!»
— все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти» [39].
11.12. Семь камнетесов
В течение нескольких недель из соседней долины через горы доноси- лись странные звуки. В деревне много судачили о том, что это могут быть за звуки, но никто не мог взять их в толк. Даже старейшины деревни никогда не слышали ничего подобного. Наконец, один из юношей деревни решил пере- браться через горы и посмотреть, что там происходит.
После двух дней пути он достиг вершины горы и увидел, что в долине, лежащей далеко внизу, десятки человек заняты кипучей деятельностью.
Приблизившись, он разглядел цепочку людей, расположившихся перед ог- ромными камнями, над которыми они усердно трудились молотками и зуби- лами.
Когда путешественник, наконец, достиг долины, он подошел к юноше в конце цепочки и спросил: «Что ты делаешь?».
— Ха! — проворчал юноша. — Я убиваю время, пока не освобожусь от работы.
Озадаченный путешественник повернулся к молодой женщине, которая была следующей в цепочке: «Извините, но что вы делаете?»
— Я зарабатываю, чтобы содержать свою семью, — отвечала женщина.
Почесав в затылке, путешественник подошел к следующему человеку и снова спросил:«Что вы делаете?»
— Я создаю прекрасную статую — последовал ответ. Путешественник повторил свой вопрос, обращаясь к следующему человеку.
107
Где ваши веревки? Вы видите их?
Кто или что удерживает вас в жизни?
Что случится, если вы уберете эти веревки?
Действительно ли вам нужно ждать, когда КТО-ТО предпримет дейст- вие для того, чтобы ВЫ сделали вашу жизнь такой, какой ВЫ хотите?
В. Истории «Россыпью»
11.11. Протяни ты ему руку
В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в тряси- ну, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, умоляя о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. На- шелся смельчак, пожелавший спасти тонущего человека. «Протяни мне руку!
— кричал он ему. — Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помо- щи и ничего не делал для того, чтобы тот мог ему помочь. «Дай мне руку!»
— все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти» [39].
11.12. Семь камнетесов
В течение нескольких недель из соседней долины через горы доноси- лись странные звуки. В деревне много судачили о том, что это могут быть за звуки, но никто не мог взять их в толк. Даже старейшины деревни никогда не слышали ничего подобного. Наконец, один из юношей деревни решил пере- браться через горы и посмотреть, что там происходит.
После двух дней пути он достиг вершины горы и увидел, что в долине, лежащей далеко внизу, десятки человек заняты кипучей деятельностью.
Приблизившись, он разглядел цепочку людей, расположившихся перед ог- ромными камнями, над которыми они усердно трудились молотками и зуби- лами.
Когда путешественник, наконец, достиг долины, он подошел к юноше в конце цепочки и спросил: «Что ты делаешь?».
— Ха! — проворчал юноша. — Я убиваю время, пока не освобожусь от работы.
Озадаченный путешественник повернулся к молодой женщине, которая была следующей в цепочке: «Извините, но что вы делаете?»
— Я зарабатываю, чтобы содержать свою семью, — отвечала женщина.
Почесав в затылке, путешественник подошел к следующему человеку и снова спросил:«Что вы делаете?»
— Я создаю прекрасную статую — последовал ответ. Путешественник повторил свой вопрос, обращаясь к следующему человеку.
107