Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1031

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— Я помогаю строить собор, — отвечал тот.
— Aга! — сказал путешественник. — Думаю, я начинаю понимать.
Приблизившись к женщине, которая была следующей в цепочке, он спросил:
«А вы что делаете?»
— Я помогаю жителям этого города и поколениям, которые будут жить после них, помогая строить этот собор.
— Чудесно! — воскликнул путешественник. — А вы, господин? — об- ратился он к мужчине рядом с ней.
— Я помогаю строить этот собор, чтобы служить всем, кто будет им пользоваться, и чтобы попутно пробудиться самому. Я ищу собственного спасения в служении другим людям.
Наконец путешественник обратился к последнему каменотесу — бо- дрому старику с блестящими глазами и постоянной улыбкой на губах: «А что делаете вы?»
— Я? — улыбнулся старик. — Делаю? — Он от души расхохотался.
— Это Эго слилось с Богом много лет назад. Нет никакого «Я», кото- рое бы что-то делало. Через это тело действует Бог, помогая всем людям пробудиться и прийти к Нему.
Семь человек обтесывали камни. Но насколько же разными были их побуждения и жизни! [57].
11.13. Золотая игла
Одна старая женщина имела золотую иголку, которая досталась ей в наследство от бабушки. Она очень дорожила золотой иголкой и хранила ее в шкатулке. Однажды старая женщина сидела в спальне, вышивала драгоцен- ной иглой носовой платок и случайно ее выронила. Женщина начала искать иглу. Оно искала ее в комнате, потом перешла на кухню, затем в сад. Обрати- лась она к соседу с просьбой помочь найти золотую иголку. Сосед спросил, а где она ее потеряла, и старая женщина ответила, что в спальне.
— Почему же ты тогда ищешь ее в саду, если потеряла в спальне? — спросил он.
Женщина ответила:
— Здесь светлее.
11.14. Сравнения хромают
К врачу пришел сапожник; у него были сильные боли, и казалось, что дни его сочтены. Как ни старался врач, но так и не нашел подходящего ле- карства, которое еще могло бы помочь. Испуганный пациент спросил: «Неу- жели нет ничего, что могло бы меня спасти?» Врач ответил: «К сожалению, я не знаю такого средства». — «Если мне никто уже не поможет, то у меня есть последнее желание. Я хотел бы съесть целый горшок супа из четырех фунтов бобов и одного литра уксуса». Врач пожал плечами и покорно произнес: «Я не очень верю в это, но если вы так хотите, то можете попробовать». Всю ночь врач ждал сообщения о смерти больного. На следующее утро, к его изумлению, перед ним предстал сапожник, живой и здоровый, будто и не бо-
108

лел. Тогда врач записал в своем дневнике: «Сегодня ко мне пришел один са- пожник, которого уже ничем нельзя было спасти, но четыре фунта бобов и один литр уксуса помогли ему».
Вскоре этого врача вызвали к тяжело больному портному. И в этом случае искусство врача было бессильно помочь ему. Как честный человек, он признался в этом больному. Тот взмолился: «Неужели вы не знаете какого- нибудь средства?». Врач подумал и сказал: «Нет, но совсем недавно ко мне пришел сапожник, у которого была болезнь, похожая на вашу. Ему помогли четыре фунта бобов и один литр уксуса». — «Если нет никакой надежды, по- пробую-ка я это средство», — ответил портной. Он съел бобы с уксусом и на другой день умер. А врач записал в своем дневнике: «Вчера ко мне обратился портной. Ему нельзя было ничем помочь. Он съел целый горшок супа из че- тырех фунтов бобов и одного литра уксуса и умер.
Что хорошо для сапожников, то плохо для портных».
11.15. История о каменотесе
Жил-был каменотес. Он считал себя очень несчастным и хотел занять иное положение в жизни. Однажды он оказался в доме богатого торговца, увидел все это огромное богатство и заметил, каким уважением этот торго- вец пользуется во всем городе. Каменотес позавидовал этому торговцу и за- хотел стать таким же, как он. Тогда ему не пришлось бы оставаться простым каменотесом.
К его изумлению, это желание исполнилось, он внезапно превратился в торговца и получил множество роскошных вещей и такую власть, о которой не мечтал. Но тут бедные люди начали завидовать ему и презирать его, и у него оказалось больше врагов, чем он мог себе представить.
Потом он увидел высокопоставленное лицо, окруженное слугами и солдатами. Все люди падали перед этим великим и могущественным челове- ком на колени. Он был самым влиятельным и почитаемым во всем царстве. И каменотес, который теперь был торговцем, захотел стать таким, как этот вла- ститель, иметь столько же слуг и охранников и обладать самой сильной вла- стью.
Его желание вновь исполнилось, и он стал этим высокопоставленным лицом, самым могущественным человеком в царстве, перед которым все ста- новились на колени. Но тот властитель одновременно был и самым страш- ным и ненавистным человеком во всем царстве — именно поэтому его охра- няло столько солдат. К тому же жар солнца заставлял властителя чувствовать себя очень несчастным и незначительным. Он посмотрел на горячее солнце, ярко сияющее в небе, и сказал: «Как оно могуче! Я хотел бы быть солнцем!»
И как только он пожелал этого, он стал солнцем, озаряющим землю своими лучами. Но подул сильный ветер, и земля скрылась за облаками. «Я хотел бы стать таким же сильным, как ветер», — подумал он и тут же пре- вратился в ветер.
Однако даже этот ветер, с легкостью вырывавший с корнями деревья и разрушающий следующие селения, оказался бессильным, когда столкнулся
109

со скалой. Огромный камень был недвижим и сопротивлялся самому неисто- вому напору ветра. «Как могуч этот камень! — сказал ветер. — Я хотел бы стать таким же крепким».
И тогда он стал огромным камнем, который противостоял самым силь- ным ветрам. Теперь, превратившись в самую могучую силу на земле, он на- конец-то был счастлив. Но потом он услышал звон: дзынь-дзынь-дзынь. Мо- лоток вбивал резец в скалу и кусочек за кусочком раскалывал ее. «Кто же может быть сильнее меня?» — подумал камень.
У основания огромного валуна стоял... каменотес [13].
11.16. Ценность ошибки
Однажды бедняк пришел к своему духовному наставнику:
— Бедность моя достигла предела, дети пухнут с голоду, жена болеет и нет денег на лечение — что делать?
— Нет ничего проще, — ответил духовный наставник. — Надо купить лотерейный билет и выиграть сто тысяч.
— Сто тысяч — это как раз то, что нужно. Но мне не везет, как я уз- наю, какой билет купить?
— Нет ничего проще. Ты пришел ко мне в четверг, сегодня у нас июль, так что покупай двадцать седьмой билет.
Бедняк послушался, купил двадцать седьмой билет, выиграл сто тысяч и со слезами на глазах пришел благодарить.
— Ты спас меня, отче, но как ты узнал, что нужен именно двадцать седьмой билет?
— Нет ничего проще, — ответил духовный наставник. — Ты пришел в четверг — это четыре, июль — седьмой месяц, четырежды семь — двадцать семь!
— Но четырежды семь — двадцать восемь!
— Глупец! — Рассердился духовный наставник. — Ты выиграл и еще споришь! [54]
* * *
Видимо, и впрямь все лучшее находят ошибаясь! Порой именно ошиб- ка позволяет преодолеть ограничения целесообразной предопределенности.
Выбирая жизненные цели, человек задает и направление жизненному пути.
Чаще он это делает, исходя из имеющихся убеждений, которые, однажды появившись, начинают управлять судьбой. Кроме умения логически мыслить человеку очень важно и умение прислушиваться к себе. Развитие способно- сти чувствовать себя и ситуацию помогает человеку ориентироваться в по- стоянно изменяющихся внешнем и внутреннем мирах.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

11.17. На всех не угодишь
Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам старого города. Отец сидел верхом на осле, о сын вел его за уздечку. «Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие нож-
110
ки едва успевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка выбился из сил?» Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на не- го. Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он ска- зал: «Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как султан, а его бедный отец бежит следом».
Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него. «Люди добрые, видали вы что-либо подобное? — заголосила женщина под чадрой. — Так мучить животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!» Услышав эти слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал смеяться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит ника- кой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?» Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо своего сына. «Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен.
Я думаю, мы сами должны решать, что нам надо делать» [39].
11.18. Мудрец и бабочка
Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Од- нажды его слава дошла до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нрави- лось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго он думал и решил: «Я возь- му бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?».
Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка».
Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая.
А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она поле- тит.
И тогда все увидят, что он оказался не прав».
Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:
— Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал:
— У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца:
— Скажи, живая она или мертвая?
Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:
— Это в твоих руках.
111


Глава 12
УПРАЖНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИ-
КОВ И СОЗДАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГРУППЫ
В начале главы приведены процедуры, направленные на знакомство и представление участников, проводимые обычно в начале тренинга и позво- ляющие участникам поближе познакомиться друг с другом и сформировать в группе доверительные отношения.
Далее описаны разогревающие игры и упражнения, некоторые из кото- рых также можно использовать в начале тренинга. Удачно подобранные ра- зогревающие упражнения способствуют генерации дополнительной энергии, подпитывающей группу, и могут создавать мотивировку для дальнейшей ра- боты. Их можно применять в качестве стимулирующего средства, направ- ленного на поддержку группы в случае, когда становится заметно, что участ- ники «выдыхаются».
Следует отметить, что разные разогревающие упражнения рассчитаны на различную степень раскрепощенности и свободы участников. Некоторые из них в неподготовленной группе могут восприниматься участниками как
«детские забавы» и приводить к их замешательству и закрытию. В таком случае ведущему следует еще поработать над тем, чтобы сделать таких
«чрезмерно взрослых» людей более гибкими и до этого времени «не напря- гать их несерьезными предложениями».
12.1 САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Участникам предлагается по очереди
(по кругу) сообщить остальным членам группы следующую информацию о себе:
• имя;
• место работы (учебы);
• две лучшие черты своего характера.
А также рассказать интересный эпизод или запоминающееся событие из своей жизни.
Ведущий и другие члены группы могут задавать представляющемуся участнику дополнительные вопросы.
Комментарии
Норму задавания вопросов лучше ввести ведущему личным примером.
Задавая открытые вопросы, ведущий демонстрирует представляющемуся участнику заинтересованность в получаемой информации и помогает ему бо- лее полно раскрыться.
12.2. ИМЕНА
Упражнение направлено на запоминание имен. Этому стоит уделить внимание. Нет ничего более препятствующего сплочению группы, как незна-
112
ние имен ее участников. Однако не следует превращать упражнение в экза- мен по проверке памяти.
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Все участники по очереди (по кругу) называют свои имена. После завершения первого круга каждый человек на- зывает сначала имя участника, сидящего слева, затем имя сидящего справа.
Если он ошибся, то группа ему помогает.
Комментарии
В дальнейшем процедуру можно усложнить, например предложив каж- дому участнику назвать имена членов группы, сидящих через одного челове- ка от него. Но лучше это сделать позднее, вернувшись к данному упражне- нию после выполнения других процедур.
12.3. АВТОПОРТРЕТ
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Каждому участнику необходимо описать себя (устно) в третьем лице. Например: Сергей — высокий мужчи- на, 25 лет, его вес находится практически в идеальном соотношении с рос- том. У него темные волосы, карие глаза. Он носит очки и выглядит. После краткого описания внешности необходимо перейти к описанию черт харак- тера.
Участники группы могут задавать вопросы, направленные на уточне- ние деталей, но также спрашивая о третьем лице.
Комментарии
Ведущему следует управлять процедурой самоописания и задавания вопросов. Вопросы должны быть по существу, проявлять заинтересованность в человеке и ориентированы на получение дополнительной информации.
12.4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПАРТНЕРА
Описание процедуры
Участникам предлагается образовать пары. При этом желательно, что- бы члены пары не были знакомы друг с другом. После этого каждый участ- ник опрашивает своего партнера в течение 10 минут, стараясь собрать как можно больше информации о нем. По окончании времени происходит смена ролей в парах.
Для того чтобы лучше структурировать процедуру, ведущий может предложить участникам макет вопросника, который они могут использовать в процессе сбора информации. В него могут входить следующие вопросы:
• Каким именем вы предпочитаете, чтобы вас называли?
• Сколько вам лет?
• Чем вы занимаетесь большую часть своего времени?
• Чем вам нравится заниматься? (Увлечения, хобби.)
• Что вы думаете по поводу своего участие в данном тренинге?
• Если бы вы хотели что-то изменить в себе: то что бы это было?
• Что бы вы хотели сообщить о себе группе?
113