ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1028
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• И другие.
Через 20 минут участники возвращаются в круг, и каждый представля- ет своего партнера, рассказывая о том, что ему удалось о нем узнать. По окончании представляемому участнику дается возможность исправить не- точности, добавить или разъяснить некоторые моменты, а также ответить на вопросы, заданные группой.
12.5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТОВАРИЩА
Данное упражнение лучше выполнять в сформированных коллективах.
Кроме цели знакомства оно может использоваться и в целях проявления от- ношений между членами коллектива.
Описание процедуры
Первый участник представляется, называя свое имя, например —
Александр. Ведущий предлагает группе рассказать все, что они знают про
Александра. (Где живет, чем увлекается и т. п.) Александр молча слушает не перебивая. Свои поправки и добавления он сможет сделать позже. Если в группе возникает пауза, ведущий может стимулировать группу спрашивая:
«Это все, что вы знаете про Александра?» При возникновении продолжи- тельной паузы, демонстрирующей, что про Александра рассказать больше нечего, ему предоставляется слово для добавлений и поправок.
По окончании Александр говорит группе: «Спасибо за то, что расска- зали обо мне», и слово для представления переходит следующему по кругу участнику.
Процедура заканчивается после того, как представлены все участники группы.
Комментарии
Упражнение хорошо проявляет общую эмоциональную атмосферу в группе и особенности взаимоотношений между участниками. Ведущему сле- дует контролировать процедуру представления товарища, исключая возмож- ность высказывания критических и недоброжелательных оценок и описаний.
12.6. ВАМ ПОСЛАНИЕ
Данное упражнение относится к разряду разогревающих, и его можно использовать в начале нового занятия группы.
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Каждому участнику предлагается передать какую-либо приветственную фразу или другое приятное послание члену группы, сидящему в круге напротив него. Это сообщение он отправля- ет через участника сидящего слева от него. Например, он говорит соседу:
«Передайте Свете, что я очень рад ее видеть». Этот участник в свою очередь сообщает своему соседу слева: «Александр передает Свете, что он очень рад ее видеть». Тот передает сообщение дальше по часовой стрелке. Когда по- слание доходит до участника, сидящего рядом со Светой, он сообщает ей:
— Тебе пришло сообщение от Александра, он очень рад тебя видеть.
114
Света тем же образом отправляет короткое ответное сообщение Алек- сандру обратным курсом, то есть против часовой стрелки.
Через некоторое время в действие вовлекаются все участники, переда- вая сообщения другим участникам или ожидая, когда придет послание им.
После того как последние ответы дошли до адресата, а это заметно, ве- дущий спрашивает, кто не получил послания, и просит группу восстановить справедливость.
По окончании все участники хором говорят СПАСИБО.
Комментарии
Упражнение хорошо заряжает участников позитивной энергией и фор- мирует настрой на дальнейшую работу.
В процессе обсуждения ведущий может попросить участников поде- литься с группой наиболее приятными из полученных сообщений. Нередко у кого-то из участников появляется вопрос к автору послания: «Что он имел в виду?» В этом случае автору послания следует ответить на данный вопрос.
12.7. НА ЛЬДИНЕ
Описание процедуры
В ряд выставляются стулья в количестве равном количеству участни- ков. Каждый участник встает на отдельный стул.
Инструкция ведущего
Ваша задача разместиться всей группой на наименьшем количестве стульев (естественно, стоя). При этом нельзя сходить со стульев на пол.
После того как участники начинают «накапливаться» (как правило, на средних стульях), ведущий убирает освободившиеся.
На последней стадии процедуры ведущий может «стимулировать» процесс, убирая стул из-под ноги того или иного участника, если он второй ногой уже стоит на общих стульях.
Комментарии
Достаточно шумная и визгливая процедура (если принимают участие девушки). В конечном итоге получается сложная композиция. Но не следует очень долго удерживать участников в этом положении, иначе она с грохотом может рухнуть на пол. Конечный результат при этом может оказаться не тот, какой вы хотели.
Более того, ведущему следует подстраховать процесс «схода» участни- ков со стульев и при необходимости распутывать этот «клубок», выс- вобождая участников.
По окончании полезно организовать процедуру «Кто что чувствовал?», предоставив каждому участнику возможность высказаться.
Описанные далее игры не предусматривают детальных и подробных обсуждений по их окончании. Они более направлены на эмоциональную раз- рядку и раскрепощение участников.
115
12.8. УЖАСНЫЙ СЕКРЕТ
60
Описание процедуры
Игра выполняется в круге. Один из участников сообщает на ухо своему соседу «ужасную» тайну о себе, например: «Иногда я люблю ковыряться в носу!» Сосед передает это сообщение таким же образом дальше по кругу, изменив фразу так: «Один из нас иногда любит ковыряться в носу!» В такой форме фраза идет по кругу, а второй игрок, дав отойти первой фразе на двух- трех участников, посылает вслед секрет о себе. Все фразы передаются по кругу в варианте: «Один из нас...». Каждый секрет проходит круг и воз- вращается владельцу. После того как передача секретов завершилась, участ- ники обсуждают, какие секреты они узнали:
— Оказывается, мы храпим, мы ковыряемся в носу, мы грызем ногти, мы любим поспать... Какой ужас!!!
Затем все участники хором произносят:
— И мы об этом никому ничего не скажем!
12.9. ЛУНОХОД
61
Игра относится к разряду игр-развлечений и является показателем вер- ха раскрепощения и личностной свободы участников. Она уместна на таком этапе развития группы, когда ее участники готовы отстраниться от привыч- ных социальных ролей, связывающих статусными ограничениями, и подура- читься. Ее лучше проводить в последние дни тренинга. Предупреждение! Не следует запускать игру на начальных стадиях функционирования группы или если вы не уверены в готовности к ней участников. Иначе вы рискуете про- должать «наматывать круги» даже после того, как участники встанут и разой- дутся.
Описание процедуры
Ведущий встает на четвереньки! И, ничего не объясняя участникам, сидящим в круге, начинает медленно и сосредоточенно двигаться по внут- ренней части круга от участника к участнику. Поравнявшись с коленями пер- вого из сидящих членов группы, ведущий медленно поворачивает к нему го- лову, внимательно и по возможности серьезно смотрит ему в глаза и говорит веско и внушительно:
«Я — Луноход-1». Затем, опять устремив взгляд в ближайшую точку перед собой, тем же способом двигается к следующему участнику, где по- вторяет предыдущую процедуру. Как только кто-то из участников не удер- жится и засмеется, ведущий поворачивается к нему и произносит:
«Слышу вас, Луноход-2. Встаньте сзади меня и продолжим движение.
Это приказ. Как поняли, Луноход-2?» Теперь уже два лунохода медленно двигаются по кругу. Каждый из них сообщает всем, мимо кого проходит, что он Луноход с соответствующим номером. Следующий рассмеявшийся участ- ник становится «Луноходом-3». После появления «Лунохода-4» участник,
60
Идея предложена В. Ю. Большаковым [2].
61
Идея предложена Г. И. Марасановым [35].
116
который был «Луноходом-1» (в нашем случае — ведущий), встает и присое- диняется к сидящим в круге до тех пор, пока снова не рассмеется.
Возможен вариант, когда игра продолжается до тех пор, пока вся груп- па не оказывается на четвереньках.
Глава 13
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАБОТУ С САМОВОСПРИЯТИ-
ЕМ И ОРГАНИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Как уже было отмечено в первой части, работа с самопредставлением человека так или иначе присутствует в любом тренинге. Даже если ведущий не уделяет данной работе направленного внимания, он меняет собственные представления участников. Любое психологическое приобретение человека меняет его представление о себе. И наоборот, если человек вышел из тренин- га с тем же представлением, что и пришел, значит, дн ничего не «взял», ниче- го не освоил. Если он что-то и вынес из тренинга, то, возможно, он скоро от этого откажется.
Коррекция самовосприятия участников — достаточно сложный и утон- ченный процесс, требующий от ведущего тренинг особой чувствительности.
Но эти усилия оправданы, так как именно то, как человек себя представляет и воспринимает, во многом определяет те цели, которые он перед собой ставит
(в том числе в тренинге), поступки, которые он совершает, и его общее от- ношение к жизни. Работа с самопредставлением участников затрагивает сложные внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к самопознанию и самосовершенствованию, что, при соответствующем сопро- вождении, может способствовать более эффективной перестройке всего
«здания» личности.
Представленные ниже упражнения включают в себя большой содержа- тельный потенциал для работы с личностью. Они требуют более детального и внимательного обсуждения.
13.1. КТО Я?, КАКОЙ Я?
62
Описание процедуры
Участникам предлагается разделить листок бумаги вертикальной чер- той на две части. В левой части написать в столбик 10 ответов на вопрос
«Кто Я?», а в правой части написать в столбик 10 ответов на вопрос «Какой
Я?». Каждый ответ следует начинать с местоимения «Я».
После того как все ответили, каждый участник по кругу зачитывает свои ответы. Другие участники могут при этом задавать вопросы, на- правленные на понимание представляемых ответов.
Комментарии
62
Идея предложена К. Рудестамом [42].
117
Возможен вариант, когда игра продолжается до тех пор, пока вся груп- па не оказывается на четвереньках.
Глава 13
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАБОТУ С САМОВОСПРИЯТИ-
ЕМ И ОРГАНИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Как уже было отмечено в первой части, работа с самопредставлением человека так или иначе присутствует в любом тренинге. Даже если ведущий не уделяет данной работе направленного внимания, он меняет собственные представления участников. Любое психологическое приобретение человека меняет его представление о себе. И наоборот, если человек вышел из тренин- га с тем же представлением, что и пришел, значит, дн ничего не «взял», ниче- го не освоил. Если он что-то и вынес из тренинга, то, возможно, он скоро от этого откажется.
Коррекция самовосприятия участников — достаточно сложный и утон- ченный процесс, требующий от ведущего тренинг особой чувствительности.
Но эти усилия оправданы, так как именно то, как человек себя представляет и воспринимает, во многом определяет те цели, которые он перед собой ставит
(в том числе в тренинге), поступки, которые он совершает, и его общее от- ношение к жизни. Работа с самопредставлением участников затрагивает сложные внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к самопознанию и самосовершенствованию, что, при соответствующем сопро- вождении, может способствовать более эффективной перестройке всего
«здания» личности.
Представленные ниже упражнения включают в себя большой содержа- тельный потенциал для работы с личностью. Они требуют более детального и внимательного обсуждения.
13.1. КТО Я?, КАКОЙ Я?
62
Описание процедуры
Участникам предлагается разделить листок бумаги вертикальной чер- той на две части. В левой части написать в столбик 10 ответов на вопрос
«Кто Я?», а в правой части написать в столбик 10 ответов на вопрос «Какой
Я?». Каждый ответ следует начинать с местоимения «Я».
После того как все ответили, каждый участник по кругу зачитывает свои ответы. Другие участники могут при этом задавать вопросы, на- правленные на понимание представляемых ответов.
Комментарии
62
Идея предложена К. Рудестамом [42].
117
Данное упражнение хорошо использовать в начале работы группы как форму самопрезентации участников. Обычно, отвечая на вопрос «Кто Я?», участники пишут: человек, Я — отец, Я — сын, Я — брат, Я — друг и т. д.
На вопрос «Какой Я?» обычно участники отвечают: Я — общительный,
Я — серьезный, Я — практичный и т. д. Ведущему следует отслеживать в от- ветах варианты типа: чувак, бэтмен, звезда и т. п. Данные ярлыки засоряют самовосприятие человека, делая его менее адекватным. В таких случаях ве- дущему следует попросить участника, назвавшего себя, например, звездой, описать ситуацию, в которой он ведет себя в соответствии с данным пред- ставлением о себе. Ведь каждый человек ведет себя в соответствии с тем, как он себя воспринимает. Подобное обсуждение позволяет участникам пере- смотреть или, как минимум, задуматься о собственном самовосприятии.
При более глубокой проработке и направленной помощи участникам в их самораскрытии, оно позволяет раскрыть их социальные установки и зало- жить хороший фундамент для формирования доверительных отношений в группе.
13.2. КАКИМ МЕНЯ ВИДЯТ?
63
Упражнение направлено на организацию активной обратной связи ка- ждому участнику от группы и является хорошим дополнением предыдущего упражнения.
Описание процедуры
Выбирается доброволец, который выходит из комнаты. Перед выходом ему предлагается встать перед группой, и ведущий говорит: «Посмотрите на этого хорошего человека».
Это важный элемент процедуры, подчеркивающий, что необходимо
отмечать только положительные качества. Критику можно осуществить
отдельным упражнением, по окончании тренинга, если участники группы
будут к ней готовы.
Задача группы — коллегиально написать 10 ответов на вопрос «КА-
КОЙ ОН?», наиболее точно описывающих личные качества вышедшего че- ловека.
Задача участника: за дверью подумать, как может охарактеризовать его эта группа. После того как группа готова, ведущий приглашает участника войти. Теперь его задача называть свои личные качества, являющиеся отве- том на вопрос «КАКОЙ Я?» которые, как ему кажется, в нем видят окру- жающие. Важно угадать суть качества, а не конкретное написанное группой слово. При угадывании участником какого-либо качества группа сообщает ему об этом. Участник продолжает до тех пор, пока не «угадает» шесть ка- честв из списка группы. После этого группа зачитывает ему оставшиеся (не угаданные) качества, при необходимости поясняет их и дарит ему листок на память.
Далее за дверь выходит следующий участник.
63
Идея предложена Н. И. Козловым [23].
118
Комментарии
Упражнение лучше выполнять в малых группах. Даже если участники недавно познакомились и не знают хорошо друг друга, у них уже будет пер- вое впечатление, с которым можно работать.
При его выполнении необходимо твердо придерживаться процедуры и не завершать ее до тех пор, пока участник не назовет указанное количество пунктов. Если участник затрудняется, то члены группы могут ему помогать, предлагая вспомнить те или иные ситуации и определить проявляющиеся в тот момент качества.
В процессе обсуждения следует дать участникам возможность выска- заться. При этом можно предложить каждому участнику зачитать не уга- данные им качества и сообщить свое отношение к ним.
13.3. ВЫ МЕНЯ УЗНАЕТЕ?
Установка
Пpeдcтaвьтe случай, когда вам необходимо встретиться с незнакомым человеком. Например, вы договариваетесь о встрече по телефону. Для того чтобы человек смог вас узнать, вы, как это обычно бывает, сообщаете ему какие-то детали вашей внешности или одежды. Давайте уйдем от этого сте- реотипа и подумаем, какие другие признаки, не касающиеся внешности или одежды, вы могли бы сообщить другому человеку, чтобы он вас узнал.
Описание процедуры
Каждому участнику необходимо написать пять индивидуальных при- знаков, отличающих его от большинства других людей, но не касающихся описания внешности или одежды. Это могут быть любимые жесты, особен- ности поведения, элементы походки, привычки, особенности ношения одеж- ды и т. п.
По завершении каждый участник по кругу зачитывает свои признаки.
При необходимости ведущий и другие члены группы задают вопросы, на- правленные на прояснение представленных отличительных признаков участ- ников.
13.4. АВТОПОРТРЕТ
Описание процедуры
На отдельном листке каждому участнику предлагается составить свой психологический автопортрет. Он должен состоять не менее чем из 10 пси- хологических признаков, описывающих его особенности характера, увлече- ния, взаимоотношения с другими людьми, особенности взглядов на мир и т. п. После составления участниками автопортретов они складывают их в под- готовленную коробку (или на отдельный стул). Ведущий или один из участ- ников перемешивает листки и зачитывает их в случайном порядке. Задача группы — по тексту узнать автора. По окончании каждого «опознания» чле- ны группы могут внести добавления и коррективы в автопортрет участника по тем наблюдениям, которые сложились у них во время занятий.
119
13.5. ВОЛШЕБНАЯ ЧАЙНАЯ
Описание процедуры
Упражнение выполняется в малых группах. Выбирается первый добро- волец из группы. Он будет Клиентом волшебной чайной. В дальнейшем ему будет предложено меню, из которого он сможет выбрать что-то к чаю. Но для того чтобы получить выбранное, ему необходимо будет выполнить зада- ние.
Группа садится полукругом. Клиент садится на стул впереди группы и спиной к ней. Каждому участнику предлагается письменно самоопределиться
«по вкусу», выбрав, чем он будет из того, что можно предложить к чаю. Это может быть варенье, конфеты, печенье, мед и т. п. При этом участнику нель- зя писать, какое именно он варенье или какие конфеты. Об этом он узнает позже. Участники пишут свой выбор каждый на своем листочке, который по- казывают друг другу, чтобы не было повторений. После этого они показыва- ют листки ведущему, стоящему позади них.
Ведущий зачитывает, что имеется к чаю, и спрашивает у Клиента: «С
чем желаем пить чай?» Клиент называет, например: с печеньем. Ведущий дает команду; «Дайте Клиенту печенье!» Участник, назвавшийся «печень- ем», подходит сзади к Клиенту и кладет руки на его плечи. Конечная задача
Клиента догадаться и назвать имя этого человека. Для этого Клиент задает вопросы, но касающиеся только печенья, например: «Какое это печенье?»,
«Как оно называется?», «Какая у него упаковка?», «Страна-производитель?» и т. п. На каждый вопрос участники в полукруге пишут на листочках свои ас- социации с человеком, назвавшим себя печеньем и стоящим сейчас позади
Клиента. Ведущий озвучивает написанное в обобщенном виде.
(Необходимо, чтобы ведущий, а не сам автор озвучивал написанные
ассоциации, так как, иначе Клиент по голосам методом исключения смо-
жет определить человека, стоящего позади него. Кроме того, это придает
загадочность процедуре и ведущий может контролировать «экологию», не
принимая обидные ассоциации.)
Клиент продолжает задавать вопросы до тех пор, пока у него не поя- вится ответ на вопрос «Кто этот человек, который назвал себя печеньем и стоит сейчас позади него?».
Участники пишут ответы на вопросы. Ведущий озвучивает их.
Если у Клиента сформировалось представление о том, кто назвался пе- ченьем, то он называет его имя и те ассоциации, по которым он догадался.
После этого он может обернуться и посмотреть. В случае успеха группа ап- лодирует, и на место клиента садится следующий участник. Если участник не угадал, то можно представить ему возможность попытаться еще раз.
По окончании процедуры необходимо провести обсуждение.
Комментарии
Упражнение проходит с большим интересом и включает в себя боль- шой содержательный материал как для самоанализа участников… Практиче- ски все участники включены в работу. Одному участнику необходимо по ас-
120
социациям угадать человека. Другой участник получает информацию о себе в виде ассоциаций. Остальные участники увлечены поиском этих ассоциаций.
Глава 14
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНО-
СТИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания участ- ников в тренинге является важным условием их саморазвития. Как отмечает
Г. И. Андреева, «каждый раз, познавая другого, формируется и сам познаю- щий индивид. При этом существует двоякая связь: с одной стороны, богатст- во представлений о самом себе определяет и богатство представлений о дру- гом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой чело- век, тем более полно становится представление о себе»
64
Представленные в данной главе упражнения направлены на развитие чувствительности к групповому процессу и поведению других. Они во мно- гом ориентированы на расширение границ восприятия и понимания комму- никативных стимулов, получаемых от партнеров, что позволяет получать це- лостный и в то же время детализированный образ человека и группы. Огра- ничение таких возможностей очень часто не позволяет человеку заметить существенное в ситуациях и поступках, тем более что главное существенное нередко проявляется лишь через частности и фрагменты.
14.1. Описание - интерпретация
Упражнение направлено на развитие способности различать сенсорно воспринимаемую информацию от чувственно переживаемой.
Человек во многом живет в мире собственных интерпретаций. Именно они определяют отношение человека к тем или иным событиям. Но так как интерпретации во многом зависят от внутреннего психического состояния человека (настроения, личностных установок и т. п.), то организация собст- венных действий только на основании личных интерпретаций без проверки их адекватности иногда может иметь ошибочный результат.
Без способности разделять то, что видишь и слышишь, от того, что ду- маешь и чувствуешь по поводу данного человека или события, нам очень трудно ориентироваться в действительности.
Чтобы не заблудиться в жизни, человеку важно уметь отличать реаль- ные события от собственных интерпретаций этих событий.
Описание процедуры
Участник становится на определенном месте (например, в центре ком- наты) и получает задание описывать происходящее в комнате, включая свои действия. Ведущий обращает внимание участника на ошибки, если он дает вместо описания — интерпретацию.
Примерное описание:
64
Андреева Г. И. Социальная психология. — М.: Аспект. Пресс, 2001.
121
Глава 14
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНО-
СТИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания участ- ников в тренинге является важным условием их саморазвития. Как отмечает
Г. И. Андреева, «каждый раз, познавая другого, формируется и сам познаю- щий индивид. При этом существует двоякая связь: с одной стороны, богатст- во представлений о самом себе определяет и богатство представлений о дру- гом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой чело- век, тем более полно становится представление о себе»
64
Представленные в данной главе упражнения направлены на развитие чувствительности к групповому процессу и поведению других. Они во мно- гом ориентированы на расширение границ восприятия и понимания комму- никативных стимулов, получаемых от партнеров, что позволяет получать це- лостный и в то же время детализированный образ человека и группы. Огра- ничение таких возможностей очень часто не позволяет человеку заметить существенное в ситуациях и поступках, тем более что главное существенное нередко проявляется лишь через частности и фрагменты.
14.1. Описание - интерпретация
Упражнение направлено на развитие способности различать сенсорно воспринимаемую информацию от чувственно переживаемой.
Человек во многом живет в мире собственных интерпретаций. Именно они определяют отношение человека к тем или иным событиям. Но так как интерпретации во многом зависят от внутреннего психического состояния человека (настроения, личностных установок и т. п.), то организация собст- венных действий только на основании личных интерпретаций без проверки их адекватности иногда может иметь ошибочный результат.
Без способности разделять то, что видишь и слышишь, от того, что ду- маешь и чувствуешь по поводу данного человека или события, нам очень трудно ориентироваться в действительности.
Чтобы не заблудиться в жизни, человеку важно уметь отличать реаль- ные события от собственных интерпретаций этих событий.
Описание процедуры
Участник становится на определенном месте (например, в центре ком- наты) и получает задание описывать происходящее в комнате, включая свои действия. Ведущий обращает внимание участника на ошибки, если он дает вместо описания — интерпретацию.
Примерное описание:
64
Андреева Г. И. Социальная психология. — М.: Аспект. Пресс, 2001.
121