Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1027

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• я стою в комнате;
• вокруг меня сидят люди;
• я слышу звуки, доносящиеся с улицы. И т. д.
Если участник вместо последней фразы скажет, например: «Я слышу пение птиц, доносящееся с улицы», то ведущий поправляет, «что это интер- претация» так как он не может видеть этих птиц, а слышит только звуки и интерпретирует их, исходя из имеющегося у него опыта. А так как опыт мо- жет не соответствовать данной ситуации, то и интерпретация может быть ошибочной. Поэтому по условию задания можно говорить только о «звуках, доносящихся с улицы, похожих на пение птиц».
Комментарии
Человек в жизни очень часто реагирует подобным образом, автомати- чески интерпретируя события. И на основании этих интерпретаций затем ор- ганизует свои действия. Это хорошая способность человека, позволяющая быстро ориентироваться в ситуации. Однако иногда она может ограничивать человека, приводя к ошибочным выводам. Поэтому важно научиться при не- обходимости отличать Реальное Событие и собственные Интерпретации это- го события. А также уметь «проверять свои основания» как минимум перед принятием важных решений и совершением значимых поступков.
УЗНАЙ ПО РУКАМ
65
Вариант 1 (простой)
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Выбирается доброволец, который садится на стул, поставленный в центре круга. Ему завязываются глаза и да- ется инструкция, что к нему в произвольном порядке будут подходить люди и класть свои руки ему на ладони. Его задача: узнать по рукам человека и на- звать его имя. Если он угадал, то ведущий говорит «да».
Участнику необходимо угадать двух человек, после этого на его место садится следующий участник.
По окончании выполнения упражнения — обсуждение.
Вариант 2 (сложный)
Описание процедуры
Расставляются стулья в два ряда друг напротив друга. Участникам предлагается снять с рук кольца, часы, браслеты и завязать себе глаза. Веду- щий рассаживает их друг напротив друга так, чтобы они не знали, кто сидит напротив. Задача участников: только касаясь рук сидящего напротив челове- ка, охарактеризовать его и предположительно назвать имя. При этом учас- тникам предлагается поздороваться (пожать руки). Далее они могут так или иначе взаимодействовать друг с другом, «бороться» и «мириться», но касаясь только рук партнера. По истечении 3—5 минут участникам предлагается
«попрощаться» руками. После этого каждому участнику по очереди предла-
65
Идея предложена С. И. Макшановьм, Н. Е. Хрящевой и Е. В. Сидоренко [38].
122

гается несколькими словами охарактеризовать сидящего напротив человека и предположить, кто находится перед ним. После чего он может снять повязку.
Комментарии
Лучше провести 2-3 подобные серии-встречи и затем организовать об- суждение в круге, предоставив возможность каждому участнику обменяться впечатлениями и высказаться.
Большие группы лучше разделить на работающие пары (до 5 пар) и на- блюдателей, которых в последующем поменять ролями.
14.3. ЭКСКУРСИЯ
Описание процедуры
Участникам предлагается разделиться на пары. Одному из членов пары завязываются глаза. Задача второго участника: провести своего партнера по комнате, по возможности можно вывести его из комнаты и провести внутри или вокруг здания, описывая при этом все встречающиеся достопримеча- тельности. При встрече с другой парой «экскурсовод» представляет их сво- ему партнеру, который, в свою очередь, здороваясь, пожимает им руки. Зада- ча «слепого»: прочувствовать все происходящее: звуки, запахи, прикоснове- ния и пр.
Через 15 минут участники меняются ролями. Во время обсуждения ка- ждый участник описывает, что он чувствовал с завязанными глаза ми и где проходил. При этом «экскурсовод» может его поправлять и добавлять рассказ.
14.5. ОБЩЕЕ ДЫХАНИЕ
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Участникам предлагается наблюдать за дыханием партнера справа и стараться достичь синхронности своего ды- хания с дыханием партнера. При точной синхронизации дыхания вся группа начинает дышать в одном ритме. Нужно дать возможность подышать группе синхронно.
Комментарии
В процессе обсуждения можно предложить участникам описать их ощущения (кто что чувствовал?) и возникавшие при выполнении упражнения затруднения. Также можно обсудить стратегии наблюдения участников. На- пример, кто-то обращает внимание на то, как поднимается и опускается в такт дыханию грудь товарища справа, другие стараются уловить ритм дыха- ния партнера на слух и др.
14.5. «СЛЕПЫЕ СТРАННИКИ»
Описание процедуры
Участникам завязываются глаза, и они на ощупь перемещаются по комнате. При встрече двух таких «странников» их задача узнать друг друга.
Они могут разговаривать или ощупывать друг друга, как им больше нравит- ся. Но им нельзя сообщать друг другу свои имена или другую информацию,
123
однозначно определяющую их имя. После того как оба участника догадались об имени друг друга, они подзывают ведущего и сообщают ему о своих предположениях. Если участники правы, ведущий сообщает им об этом. В этом случае они могут снять повязки с глаз, выйти из пространства «странст- вий» других участников и молча наблюдать за ними. Если хоть один из них ошибся, ведущий предлагает им еще постранствовать по жизни и набраться опыта. Упражнение продолжается до тех пор, пока имена всех участников не будут угаданы.
В процессе обсуждения в круге участникам предлагается сообщить о своих впечатлениях и затруднениях.
Комментарии
В последующем можно усложнить упражнение, исключив возможность разговаривать участникам. В этом случае они могут рассчитывать только на получаемую ими сенсорную информацию, и упражнение можно будет на- звать «Слепые и немые странники». Можно сделать комбинированное уп- ражнение, «превратив» в немых странников только мальчиков группы. Де- вочки при этом могут говорить, но они смогут узнать партнера только на ощупь.
14.6. СЛЕПЫЕ И ПОВОДЫРЬ
66
Упражнение лучше выполнять в малых группах (4—6 человек). Полез- но разделить группу как минимум на две подгруппы, для того чтобы одна из них исполняла роль наблюдателей.
Описание процедуры
Из подгруппы выбирается один человек, который будет исполнять роль поводыря. Остальные участники являются ведомыми слепыми. Участники выстраиваются в колонну по одному, на расстоянии не менее метра друг от друга и берутся одной рукой за веревку, протянутую вдоль их колонны. По- сле этого им завязываются глаза. Начало веревки берет в руку стоящий во главе колонны поводырь. Задача поводыря — провести группу по указанно- му ведущим маршруту, не произнося ни слова. Эта веревка является единст- венным средством связи его с участниками, и участников друг с другом. (По- водырь является зрячим.)
Перед началом движения ведущий при помощи подгруппы наблюдате- лей наводит в комнате «небольшой» беспорядок, для того чтобы усложнить маршрут продвижения группы. Для этого в комнате переставляются столы и стулья, часть из которых переворачивается или сваливается кучей и т. п. По- сле того как все готово, ведущий за руку ведет поводыря по маршруту: пере- лезает вместе с ним через стулья, пролезает под столами, протискивается между сдвинутыми шкафами и т. п.
Задача поводыря: проходя по маршруту, вести за собой свою «слепую» группу. Ему приходится подергивать за веревку вверх или вниз, вправо или влево, указывая тем самым направление движения идущему за ним человеку.
66
Идея предложена Г. И. Марасановым [35].
124


Тот в свою очередь, преодолевая препятствие или поворот, должен вести за собой идущего сзади участника.
(«Слепые» участники могут разговаривать друг с другом, но это им ма- ло помогает, так как они все равно не видят препятствие, поэтому не могут его как следует описать.)
После прохождения всего маршрута подгруппа слепых и подгруппа на- блюдателей меняются местами.
Комментарии
Упражнение лучше снимать на видеокамеру. Если такой возможности нет, тогда остается вся надежда на получение описания происходящего на- блюдающей группой.
Фактически в данном упражнении почти все участники исполняют и роль ведомого для идущего впереди участника, и роль поводыря для идущих за ним людей. Исключением остается только последний участник колонны, который свободен от беспокойства об идущих сзади людях. По окончании процедуры необходимо провести обсуждение, предоставив каждому участ- нику возможность высказаться. Полезно обсудить, какая роль была проще, а какая сложнее, и обобщить наиболее эффективные стратегии управления.
При этом подгруппа наблюдателей сообщает о своих наблюдениях и по воз- можности определят наиболее внимательного поводыря и наиболее понятли- вого слепого.
Упражнение не только развивает навыки взаимопонимания между партнерами, но и позволяет выйти на обсуждение переживаний, связанных с ощущением зависимости и ответственности.
14.7. СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ
Описание процедуры
Упражнение выполняется в парах. Партнеры в паре встают рядом, пле- чом к плечу и стопа к стопе таким образом, чтобы каждый из них соприка- сался со своим партнером плечом и стопой. Каждая пара объявляется «сиам- скими близнецами», и их две внутренние пары ног считаются «сросшимися» на время игры. Задача каждой пары заключается в том, чтобы сделать как можно больше шагов не разделившись. Участникам необходимо идти, под- держивая друг друга и следя за тем, чтобы их «общая внутренняя нога» не распалась. Подсчитывается количество сделанных шагов каждой пары, и па- ры меняются партнерами.
Комментарии
Желательно, чтобы каждый участник попытался пройтись в паре таким образом по очереди со всеми членами группы.
Во время обсуждения необходимо дать каждому участнику возмож- ность высказаться, рассказать о стратегиях синхронизации с партнером и об- меняться впечатлениями. Можно обобщить наиболее успешные способы синхронизации с партнером.
14.8. ТАНЕЦ С ЛИСТКОМ
125


Описание процедуры
Упражнение выполняется в парах. Для выполнения упражнения лучше использовать соответствующую музыку.
Каждой паре предлагается взять по одному листку бумаги, встать ли- цом друг к другу и соприкоснуться головами лоб в лоб. Листок бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары — двигаться по комнате, удерживая свой листок лбами. Руки при этом необходимо заложить за спину. При этом участникам нельзя долго стоять на месте и нельзя разго- варивать. Парам необходимо найти каналы интуитивного понимания партне- ра. Партнеры, которые уронили листок, должны замереть в тех позах, в кото- рых они находятся в момент, когда их листок коснется пола. И должны оста- ваться в них до окончания общей процедуры. Процедура закончится тогда, когда останется только одна пара.
Комментарии
Выполнение упражнения в небольших комнатах усложняется, так как участникам необходимо делать много виражей, чтобы не столкнуться с дру- гими участниками или со стенкой. При этом участникам необходимо посто- янно «чувствовать друг друга», понимать, кто первым «входит в поворот»! В больших помещениях можно усложнить упражнение, беспорядочно расста- вив по комнате стулья.
В задании есть лазейка, которую не сразу замечают участники. Заме- реть нужно только в тот момент, когда листок коснется пола. А пока он пада- ет, можно успеть принять более удобную позу, хотя бы выпрямиться. Кто-то даже успевал сесть на стул. Но иногда участники так и стоят, лоб в лоб. На эти моменты следует обратить внимание в процессе обсуждения.
Глава 15
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВНУТРИГРУППОВО-
ГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Эффективное взаимодействие между людьми — залог успешности вы- полнения групповой задачи. Для этого необходимо развить чувствительность к другим, научиться предугадывать их намерения и действовать в соответст- вии с этим. А также необходимо уметь сообщать о своих намерениях другим людям в ситуации ограничения возможности общения. Упражнения, описан- ные в данной главе, направлены на развитие способности группы орга- низоваться в ситуациях, требующих слаженных совместных действий. Неко- торые из них хорошо зарекомендовали себя при подготовке команд спецпод- разделений для решения совместных задач. Однако их можно проводить и с подростковыми группами.
В подобных упражнениях нет успешных или неуспешных участников.
Оценивается только конечный результат, а именно: справилась группа с уп- ражнением или не справилась. В случае если один из членов группы допус- кает ошибку, то упражнение считается не выполненным и группа возвраща- ется на исходные позиции.
126


15.1. «СИНХРОНИЗАЦИЯ»
67
Описание процедуры
Участникам предлагается по команде, не договариваясь, на счет три показать (выбросить) одинаковое количество пальцев. Ведущий считает:
«Раз, два, три!» На счет «три» каждый участник выбрасывает какое-то коли- чество пальцев. Ведущий считает, сколько человек показало один палец, сколько два и т. д., и при необходимости повторяет процедуру. Упражнение повторяется до тех пор, пока все участники не покажут по команде одинако- вое количество пальцев. При этом им нельзя разговаривать и как-то до- говариваться.
В облегченном виде участникам предлагается выбрасывать только пальцы одной руки. Тем самым диапазон для синхронизации сужается от
1до5.
Комментарии
В разных группах упражнение проходит по-разному. Одним требуется несколько повторений, чтобы достичь нужного результата, в других группах этот процесс может проходить гораздо дольше, хотя дает больший материал для дальнейшего обсуждения.
Можно обсудить различные стратегии. Например, кто постоянно вы- брасывал одинаковое количество пальцев и ждал, пока к нему подстроятся другие, а кто каждый раз выбрасывал разное количество пальцев. Спросите у них, почему? Иногда бывают очень интересные ответы.
15.2. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
Данное упражнение является модификацией предыдущего.
Вариант 1
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Ведущий называет любое число (но не больше, чем количество участников в группе). Одновременно с этим не- обходимо встать участникам в количестве равном названому числу.
Вариант 2
Ведущий называет число не больше, чем количество участников, и, выдержав паузу (1—3 с), подает команду: «Встали». По этой команде не- обходимо встать участникам в количестве равном названному числу.
Условия:
• участники должны встать точно по команде;
• должно встать ровно столько участников, сколько «заказывалось»;
• участникам нельзя разговаривать и соответственно вслух договари- ваться, кто именно будет выполнять задание.
Комментарии
Если установить время, в течение которого члены группы могут каким- то образом сообщать свои намерения и угадывать намерения других, то уп-
67
Идея предложена Н. Ю. Хрящевой, С. И. Макшановым [35].
127
ражнение наполняется дополнительным содержанием. В данных условиях участники пытаются договариваться при помощи мимики и жестов.
Можно усложнить упражнение, запретив жестикуляцию. Но и при этом у них остаются такие параметры для анализа, как мимика и позы друг друга.
15.3. ШЕРЕНГА
68
Описание процедуры
Участникам предлагается встать в одну шеренгу на расстоянии шага друг от друга лицом к ведущему. При большом количестве участников или для облегчения упражнения группу можно разделить на несколько подгрупп.
Будет несколько шеренг. Далее участникам сообщается, что по общей ко- манде на счет «три» они должны подпрыгнуть, но при этом каждый из них во время прыжка должен развернуться на 90 градусов в ту или иную сторону.
Ведущий считает:
«Раз, два, три!» Участники подпрыгивают и, конечно же, при призем- лении оказываются смотрящими в разные стороны. Далее ведущий сообщает основную задачу, которая заключается в том, что теперь им необходимо под- прыгивать по команде до тех пор, пока они все не развернутся лицом в одну сторону. При этом необходимо соблюдать основные требования:
• нельзя не подпрыгивать;
• нельзя не поворачиваться при подпрыгивании;
• нельзя разговаривать или как-то договариваться о том, в какую сторо- ну необходимо повернуться.
Комментарии
Можно прыжки заменить просто на повороты по команде. Но прыжки более разогревают и раскрепощают участников, хотя требуют определенной подготовленности группы и наличия соответствующей эмоциональной атмо- сферы.
В процессе обсуждения ведущий может задать следующие вопросы:
• Что мешало при выполнении задания?
• Что помогало при выполнении задания?
• Какие возникали затруднения при выполнении задания и в чем они заключались?
• Удалось ли разрешить эти затруднения, и если да, то как?
15.4. РАСТЯЖКА
Данное и последующие упражнения хорошо зарекомендовали себя при подготовке команд для решения совместных задач. Их лучше проводить с подростковыми группами.
Ведущему следует особо подчеркнуть, что подобные упражнения вы- полнить невозможно без взаимопомощи и поддержки участниками друг дру- га. В них оценивается только то, справилась ли с ними группа, независимо от успешности его выполнения отдельными участниками.
68
Идея предложена Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым [59].
128